UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ОТЕЦ ИНФЛЯЦИИ»

Одно из самых замечательных изобретений тысячелетия — бумажные деньги. Первым начал их серийное производство Жан Ласс, больше известный как Джон Ло по прозвищу Красавчик...

Одно из самых замечательных изобретений тысячелетия — бумажные деньги. Первым начал их серийное производство Жан Ласс, больше известный как Джон Ло по прозвищу Красавчик. Еще одно его прозвище — Отец инфляции.

Знаменитый путешественник Марко Поло, побывавший в Китае в конце XIII века, утверждал, что там для изготовления денег вместо золота и серебра используют бумагу. Ему не поверили, но прошло три с половиной века, и бумажные деньги появились в Европе. Одним из первых (в 1661 году) их начал выпускать Стокгольмский банк. В 1695 году стараниями купца Йоргена Тура Мулена бумажные деньги появились в Норвегии. Однако первый массовый выпуск был произведен во Франции благодаря Джону Ло.

Ло родился в столице Шотландии в 1671 году. Когда Джону исполнилось двадцать, он счел Эдинбург слишком провинциальным и перебрался в Лондон. В апреле 1694 года Ло убил на дуэли противника, был арестован и приговорен к смертной казни. Но бежал из тюрьмы, спрыгнув с башни высотой 10 м. Его путь лежал в Амстердам. Еще в Лондоне Ло занялся спекуляциями с картинами старых мастеров, драгоценностями и ценными бумагами. В Амстердаме он стал еще и теоретиком. Джон внимательно изучил работу крупнейшего в Европе Амстердамского банка и написал книгу «Деньги и торговля, рассмотренные в связи с предложением об обеспечении нации деньгами». Ее основная идея состояла в том, что для оздоровления финансов и преодоления экономического застоя государству нужны банкноты особого, лучше всего государственного банка. Реализовать эту идею на практике Ло предлагал Шотландии, Англии, Савойскому герцогству и Генуэзской Республике, но востребована она оказалась лишь во Франции.

Умерший в 1715 году Людовик XIV оставил в наследство правнуку, Людовику XV, роскошный Версаль и пустую казну. Поскольку новому королю было всего семь лет, государством управлял регент принц Филипп Орлеанский, человек неглупый, но легкомысленный и ленивый. Как за соломинку он ухватился за проект шотландца, и в мае 1716 года Ло получил патент на открытие акционерного банка с правом выпуска ассигнаций, которые свободно разменивались на звонкую монету. Очень скоро Франция вздохнула с облегчением. Умиравшая торговля начала быстро поднимать голову. Налоги уплачивались регулярнее. Банкноты Ло нередко ценились дороже золотых монет. Его банк открывал все новые отделения в крупных городах и в декабре 1718 года был преобразован в Королевский банк Франции, став, по сути, центральным банком страны.

Эффект от появления ассигнаций был столь очевиден, что регент требовал все новых выпусков. Его логика была убийственно проста: если после выпуска 500 млн. ливров результат оказался так хорош, то почему бы не выпустить еще столько же? Но так думали далеко не все. По мере увеличения бумажной денежной массы курс ассигнаций падал, выраженные в них цены росли, а желающих обменять бумажки на звонкую монету становилось все больше. Золотой и серебряный запас банка таял на глазах, и 27 мая 1720 года под угрозой полной его потери Королевский банк Франции прекратил размен. В августе он был объявлен банкротом, в ноябре были аннулированы его банкноты, а в декабре Ло бежал из страны.

При последней встрече с регентом Ло сказал: «Я признаю, что совершил много ошибок. Но клянусь, что за ними не было нечистых и бесчестных мотивов, что ничего подобного не найдут в моей деятельности». И это — правда. Во Францию Ло приехал с 1,6 млн. ливров и все вложил в свой банк. Когда Франция приняла его идеи, он искренне почувствовал себя французом, немедленно принял французское подданство и даже перешел из протестантской веры в католическую. После эмиграции Ло жил на очень скромную пенсию, которую выплачивал своему бывшему любимцу принц Орлеанский. Умер Ло в 1729 году в Венеции, где перед смертью написал объемную «Историю финансов времен регентства». Видимо, чтобы оправдаться если не перед современниками, то хотя бы перед потомками. Его труд был опубликован спустя 200 лет, в разгар Великой депрессии.

https://www.peoples.ru