UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОТ СТАМБУЛА ДО ГУРЗУФА И ДАЛЕЕ

Летний отдых в Крыму - это прекрасное море, благотворный воздух, интересные экскурсии. Но потенциа...

Автор: Валентина Пожилова

Летний отдых в Крыму - это прекрасное море, благотворный воздух, интересные экскурсии. Но потенциальные курортники, напуганные политическими играми вокруг полуострова, рождающимися волнами слухов, не очень спешат сюда. В этих условиях немалую роль способен сыграть спорт. С этого мы и начали наш разговор с президентом Ассоциации яхтсменов Черного моря Игорем Петровым.

- Игорь Леонидович, ваша ассоциация объединяет яхтсменов разных стран, расположенных в бассейне Черного моря. А чем она живет нынче?

- Кратко на этот вопрос не ответишь. Хлопот много: хозяйственных, финансовых, спортивных. С каких начнем?

- Со спортивных.

- Наша ассоциация в последнее время больше внимания начала уделять олимпийским классам яхт, детскому спорту. Из новинок календаря - соревнования «Кубок рыбака». Задумали его на поддержку водноспортивного яхт-клуба «Юг», который признан базой олимпийской подготовки сборной команды Украины по парусному спорту. Привлекали к делу Госкомрыбхоз страны, искали спонсоров, чтобы учрежденные соревнования с первого раза стали успешными. И хотя участники будут приезжать за собственные средства, для них предусмотрены определенные льготы. Призеры чемпионата и Кубка Украины обеспечиваются бесплатным проживанием, мастера спорта имеют 30-процентную скидку. Что ни говорите, а это довольно существенно. Будет проведен конкурс на звание «Мистер рыбак» и «Мисс рыбачка». Эти соревнования одновременно являются этапом Кубка Украины.

- К организации регаты подключился Госкомитет рыбного хозяйства. Как это вам удалось?

- Вспомните, в старые времена, которые теперь все только порицают, хотя не все тогда было плохо, существовала традиция поддержки спортивных мероприятий различными ведомствами. У нас в Севастополе это были ведомства, связанные с рыболовным флотом. Ведь и тот яхт-клуб, которому теперь предоставлен такой ответственный статус, был построен рыболовецким предприятием и нынче он принадлежит ОАО «Югрефтрансфлот». В своем приказе председатель Госкомрыбхоза М.Шведенко подчеркивает, что такая регата будет содействовать привлечению внимания к рыбной отрасли Украины, повышению авторитета профессии рыбака. То есть, парусный спорт рассматривается в комплексе социальных вопросов.

- Чем еще занята ассоциация?

- Подготовкой к традиционному фестивалю «Кубок Крыма».

- Что будет входить в его программу?

- В спортивной части - «Кубок рыбака» и регата крейсерских яхт вдоль побережья полуострова. Во второй раз пытаемся провести и ралли круизных яхт, для которых разработан маршрут, немного отличный от предлагаемого участникам регаты. Последнюю мы рассматриваем как открытый чемпионат Крыма. Ведь ралли имеет в виду скорее туризм под парусами, чем спорт, поэтому в программе - отдых после финиша каждого этапа с осмотром интересных памятников Крыма, посещение Генуэзской крепости, Планерского, Гурзуфа, Ливадии, дельфинария в Ласпи и тому подобное.

- Деятельность ассоциации не ограничивается проведением соревнований?

- Да, и свидетельство этому - наша ежегодная парусная конференция, являющаяся также составной фестиваля, в которой участвуют специалисты из разных стран.

- Какой она будет нынче и где пройдет?

- Она будет базироваться в яхт-клубе «Юг». Пригласили производителей яхтенной продукции, специалистов. Предусмотрена выставка и продажа того, что производится в Украине для парусного и других видов водного спорта. Будут обсуждены актуальные вопросы крейсерского спорта.

- Игорь Леонидович, ассоциация готовится к участию в международных регатах?

- И очень серьезно. В частности, в ралли KAYRA'98, которое будет проходить в июле-августе под патронатом президента Турции. Я выезжал в Турцию, к нам приезжали представители Atakoy Marina из Стамбула. Впервые флотилия из 50 яхт придет в Крым.

- Что представляет из себя эта регата?

- Ее участников мало интересуют чисто спортивные достижения. Их влечет мир парусов как возможность познания мира, проверки себя на прочность, общения с такими же увлеченными, как сами. И официально регата носит название «Черноморское яхтенное ралли».

Оно стартует в Стамбуле 11 июля. Впервые маршрут проляжет в Болгарию, Украину. Идея эта появилась после того, как турецкие яхтсмены в прошлом году прошли вдоль своего черноморского побережья и обнаружили, как много там уютных бухточек для стоянок яхт. Оказалось, что даже свою страну как следует не знают. А что уж говорить о местах удаленных? Средиземное море давно освоено. Пришло время осваивать Черное, которое летом более привлекательно и по природным условиям. Здесь в июле-августе нет такой изнуряющей жары, как в Средиземном. Как правило, в это время года дуют приятные для путешествия под парусами ветры. Нет сильного волнения.

- От кого исходила идея захода в Крым?

- Поскольку уже были налажены контакты с Ассоциацией яхтсменов Черного моря, а наша штаб-квартира размещается в Севастополе, вместе и обсуждали проект, родившийся, так сказать, в совместных разговорах.

Итак, старт из Стамбула на Болгарию. 21 июля из Варны флотилия возьмет курс на Севастополь. Следующая точка на карте - Ласпи, за ней - Ялта. А оттуда - на Трабзон и далее, вдоль черноморского побережья Турции - в Стамбул.

- Маршрут тоже разрабатывали вместе?

- Я встречался с организаторами регаты у них дома и приглашал их к себе. Опытные мореходы были потрясены красотами Крыма. Хотя им удалось не так много увидеть, однако их заинтересовала возможность окунуться и в историю полуострова, с которой они фактически не были знакомы и даже не представляли себе, насколько она интересна. Так же, как и не представляли себе красоту Крымского побережья, его удивительных бухт.

Когда стамбульская Atakoy Marina - одна из самых известных яхтенных стоянок - обнародовала программу ралли, начали поступать заявки на участие в нем от экипажей разных континентов. Кончилось тем, что их поступило в несколько раз больше, чем предполагалось. Изначально планировали, что флотилию составят 35 яхт. Но, взвесив возможности, увеличили ее до полусотни. Сверх этого привлечь просто невозможно, так как порты Болгарии и Украины не могут предоставить место для стоянки большего количества судов. В списке допущенных - представители США (5 яхт), Франции (3), Великобритании (4 и одна в резерве), Болгарии (3), Дании (1), Австралии (1), Швеции (1), Швейцарии (1), Голландии (3 и одна в резерве), Австрии (1), Германии (8 и одна в резерве), Венесуэлы (1), Бельгии (1), Канады (1), России (1 - «Петр I» со шкипером Всеволодом Шляхтой)... В резервном списке - яхта Shabtay Levy из Израиля. Больше всего, конечно же, турецких экипажей - 10. От Украины допущены «Таврика» из Евпатории и «Консул» из Харькова.

- Наверно, и у нас нашлось бы больше желающих поучаствовать в ралли под парусами?

- Украинские экипажи могут присоединиться к ралли от Ялты при условии, что они являются членами Ассоциации яхтсменов Черного моря.

Статистика ралли свидетельствует: из 49 дней 27 участники проведут в море, 22 - в портах. Общая протяженность маршрута - 1400 морских миль. Посетят три страны, 24 различных порта и 25 - парусных стоянок. Безопасность будет обеспечивать корабль береговой охраны ВМС Турции. Официальный патрон ралли - президент Турции.

Я надеюсь, что KAYRA на своих крыльях разнесет вести о нашей стране и ее возможностях для развития парусного туризма по всему миру. И уже от нас будет зависеть, сможем ли мы этим воспользоваться с умом.

Мне припоминается разговор с участником «Кубка Крыма», гражданином Австрии, работавшим в Днепропетровске и ходившим в экипаже яхты из этого города. Фридрих Лайер был в восторге от самих соревнований, от красот Крыма. Недоумевал, почему мы так плохо пропагандируем свои возможности в сфере яхтинга, считая их колоссальными. Что ж, может быть, усилиями Ассоциации яхтсменов Черного моря и ее президента (а именно они приложили значительные усилия, чтобы включить Крым в маршрут традиционного ралли) и сделан первый шаг в этом направлении.