UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОТ ФАСОНА — ДО ОБРАЗА

Спросите у любой старшеклассницы, смазливой и не очень: какие профессии сегодня являются престижными, высокооплачиваемыми и достойными?..

Автор: Анна Владимирская

Спросите у любой старшеклассницы, смазливой и не очень: какие профессии сегодня являются престижными, высокооплачиваемыми и достойными? В первой пятерке ответов будет названа профессия модели. Не случайно с середины 90-х годов появилось такое обилие школ, агентств, курсов фото- и просто моделей. Время и общество сформировали спрос — нужны юные, стройные, высокие девушки для показа одежды. Нужны свежие молодые лица для журнальных обложек. Женские журналы в постоянном мучительном поиске «лица месяца».

Еще вчера никому не известные девушки просыпаются знаменитыми, потому что их фото появилось на обложке «Натали», «Евы», а если крупно повезло, «Вог» или «Харперс базаар». Наших соотечественниц уже много в Париже. Их называют «русские модели», хотя есть девочки из Украины, Литвы и других стран. Из Киева — самые яркие и удачливые Диана Ковальчук, участница лучших престижнейших дефиле, и знаменитая Крошка, любимица Тьери Мюглера.

Как показывает наблюдение, за 50 лет мода сделала головокружительный прыжок от рюшей, шляпок и воротников к именам и жизнеописаниям тех, кто все это нам демонстрирует. Простота и минимализм последних модных тенденций как бы говорят: не важно, что мы носим, важно, кто это носит...

Пятидесятые... Европейская мода после второй мировой войны, словно спящая красавица из сказки, явила удивительный мир женственности. Послевоенное поколение наслаждалось наблюдениями за ее изысками. Это было возвращением к нормальной жизни, символ покоя, уверенности и стабильности. Появились изумительной красоты детали: огромные вышитые воротники пальто, многослойные юбки, шляпки причудливых форм.

Появляются модные журналы, предлагающие моду как новое общественное сознание. Люди изголодались по красоте, изяществу, даже роскоши. В ту пору личность манекенщицы не имеет большого значения. Важно, во что она одета. Дома моды в сегодняшнем их понимании только зарождаются, это скорее ателье для избранного круга. В этом кругу принято одеваться у одного кутюрье, бывать на одних и тех же вечеринках и приемах, ездить на определенный курорт летом, а зимой жить в городской гуще Парижа, Берлина, Рима.

50-е годы — время восхождения звезды Коко Шанель. Есть люди, которым дано от природы нечто абсолютное: музыканту — абсолютный слух, художнику – абсолютное чувство цвета. А Габриэль Шанель обладала абсолютным вкусом. Многие ее идеи остались не только в истории моды. В различных модных течениях нет-нет, а блеснет деталь от Шанель. Шедевр Шанель — маленькое черное платьице, без которого не обходятся сегодня ни секретарши, ни жены президентов.

Шестидесятые — время бурного расцвета кинематографа, итальянского неореализма, буквально перевернувшего представления о жизни. Мода становится его важным элементом. Поколение 60-х одевается подобно героям фильмов Антониони, Феллини, Бергмана. Мужчины носят прически а-ля Мастроянни и Ив Монтан. Женщины подражают героиням фильмов «Сладкая жизнь» и «Затмение». Из французских фильмов пришла знаменитая прическа Брижит Бардо — «бабетта». Узконосые туфли на высокой шпильке, конский хвост и широкая юбка-колокол стали образцами стиля. Стильная жизнь 60-х... Ощущение свободы, которое давали мода, фильмы, выставки.

Впервые в истории моды и кинематографа актрисы становятся всемирными кумирами. Софи Лорен, Мерилин Монро, Элизабет Тейлор, Катрин Денев — им подражают в макияже, манере ходить, носить платки и повязывать шарфики. Образы, созданные актрисами и актерами, влияют не только на внешний облик. Сам стиль жизни становится похожим на экранную версию.

Общественным идеалом становится средний класс. «Скромное обаяние буржуазии» является предметом изучения кинематографа, моды, фотографии и изобразительного искусства. Городская среда стремительно «одевается» в световые выставки, расцветает искусство оформления витрин. Возникает такое явление, как рекламная фотография. Новые модели для иллюстрированных изданий — актрисы и известные женщины, жены президентов и наследных принцев. Жаклин Кеннеди, Грейс Келли, Джина Лоллобриджида, Одри Хепберн — их портреты тиражируются светскими хроникерами, модные журналы и специализированные издания по фотографии посвящают им каждый номер. Они — «лидеры мнений» во всем. И дома моды Кристиана Диора, Живанши, Валентино своим взлетом обязаны этим дамам.

В семидесятые годы все новаторское и плодотворное выплескивается в показах. В Париже, как во всемирном театре моды, происходит небывалый по энергии всплеск талантов. Прежде всего появляется группа богатых людей, вкладывающих деньги в модный бизнес. Благодаря финансовой поддержке начинаются активные поиски новых художественных решений. Ив Сен Лоран, которого впоследствии назовут «императором моды», предлагает несколько революционных решений, в частности женский брючный костюм. Сегодня он так прижился, что кажется, будто был всегда. В 70-е бурно развивается полиграфия. Это время раскрутки крупнейших модных журналов. Журналам же нужны образы, и происходит стремительное развитие модельного бизнеса. Возникает множество агентств, их скауты буквально рыщут по всему миру в поисках модных лиц.

Параллельно с миром моды развивается мир шоу-бизнеса. Влияние этих миров друг на друга несомненно. Еще в конце шестидесятых группа «Битлз» «одевает» большую часть молодежного населения стран Европы в «битловки», мужские пиджаки с невысоким стоячим воротником. Шведская группа «Абба» заставляет юношей и девушек всех стран, где проходили гастроли, пересмотреть свой гардероб в сторону большей раскрепощенности и свободы. Стремление одеваться, причесываться и выглядеть, как любимый эстрадный кумир, становится законом молодежи 70-х... и плавно доживает до дней сегодняшних.

Восьмидесятые — расцвет направления моды «от кутюр», элитарной, ручной, неповторимой. На создание платья «от кутюр» может быть затрачено 1000 часов рабочего времени. Стоимость таких шедевров колеблется между 5 и 75 тысячами долларов. Клиентки домов высокой моды Парижа, жены преуспевающих бизнесменов приезжают на показы со всех уголков мира. Родственницы и возлюбленные нефтяных и стальных королей, автомобильных и мыльных, а также стирально- порошковых принцев одеваются у французских, итальянских и английских кутюрье. Уровень продаж у известных домов высокой моды в сезон может достигать 1000 единиц. Однако производителям одежды мало только одежды. Интенсивно развивается индустрия парфюмерии и аксессуаров. Каждый крупный бренд начинает разрабатывать под собственным именем духи, туалетные воды, помады, а также сумочки, пояса, кошельки, платки и прочие мелочи, создающие модный образ. Одновременно с развитием инфраструктуры аксессуаров и парфюмерных линий растет рекламный бизнес. Востребованы уже не только свежие лица и красивые фигуры. Для продвижения разных видов продукции требуются определенные сексапильные части тела. Для рекламы помады — чувственные полные губы, для сигарет — мужественная красивая мужская рука и т. д. Рекламная фотография этого времени становится тем направлением деятельности, куда вовлечены рекламные агентства, клиенты, модели, издатели, журналисты, стилисты, модельеры. Именно в это время возникает так называемое «лицо бренда». В конце 80-х — начале 90-х носителями образов помады, духов, кремов становятся Синди Кроуфорд, Паулина Повижкова, Линн Кестер и другие. Постепенно девушки, сошедшие с подиумов, прочно размещаются на страницах модных журналов. Появляется новый термин «топ- модель», означающий высокий профессионализм, знание своего дела, способность много работать и, как результат, большие гонорары.

Девяностые... Предыдущее десятилетие подготовило персонификацию моды. Уже не просто симпатичные, красивые и очень красивые лица наполняют журналы, уличные лайт-боксы и подиумы. Зрители хотят знать все о своих кумирах. А кумиры уже не только актрисы и поп-звезды — общество времен 90-х испытывает острый интерес к топ-моделям.

Десятки тысяч поклонников Клаудии Шиффер следят за ее головокружительной карьерой, радуются помолвке с Дэвидом Копперфилдом и огорчаются их расставанию. Журналы и газеты наперебой публикуют информацию о Наоми Кэмпбелл, пока это ей не надоедает и она сама пишет книгу о себе. Тысячи поклонников и поклонниц интересуются, что едят, сколько зарабатывают и с кем проводят уик-энд топ-модели…

Модные тенденции 2000-го в определенной степени уже определили парижские показы мод прошлого года. Прежде всего — отсутствие химических расцветок. Безвозвратно уйдут ядовито-зеленый и желтый цвета, прекратит свое существование аспидно-малиновый. В сезоне весна—лето 2000 будут преобладать так называемые «экологические» цвета — все оттенки моря, неба, рассветов и закатов, земли, травы и листьев.

Минимализм, который так раздражал, когда его было слишком много, теперь останется в силуэтах и крое. Топы, майки, шорты и мини-юбки будут по-прежнему самой популярной летней одеждой.

Выбор тканей в 2000 году будет склоняться к шифону, шелку, льну и всевозможным материям с блестящей основой. Очень многих заново покорит трикотаж. Ансамбли из этого универсального материала будут присутствовать и в дневной, и в вечерней одежде. Изюминкой весенне-летнего сезона-2000 будет более заметная, чем в прошлые годы, тяга к аксессуарам. Это платки, шарфы, сумки-косметички, элегантные пояса, маленькие плетеные шляпки и сумочки, украшенные искусственными букетами-бутоньерками. В украшениях предпочтение будет отдано натуральным полудрагоценным камням.