UA / RU
Поддержать ZN.ua

Осознание своего

К тетке Анне мы ездили летом. Тогда в их сельском дворе рай: чистенький зеленый спорыш, под хаткой в...

Автор: Светлана Орел

К тетке Анне мы ездили летом. Тогда в их сельском дворе рай: чистенький зеленый спорыш, под хаткой высокие белые и розовые мальвы, молоденькие деревца вишен усеяны спелыми плодами, между ними — тропинка, по обе стороны которой буйный, ухоженный огород ведет с высокого холма к пруду, обсаженного вербами — как из песни. Во дворе под старой шелковицей — «кабица» бабы Жени. Это такая летняя плита, вокруг которой она дни напролет колдует.

У бабы Жени — много удивительных вещей: длинная, с неострыми зубцами, стертая, словно полированная, скалка, которой она могла выгладить мое капризное шелковое платьице лучше, чем любым электроутюгом. А еще в ее комнате стоит разукрашенный сундук, среди разнообразия рисунков которого выделяется казак в красной свите, с оселедцем и кобзой. Почему-то мне еще в детстве казалось, что это какой-то бабушкин родственник, и я все пыталась о нем расспросить.

— Да нет же, это казак Мамай, — отвечала бабушка и рассказывала мне об отважном казаке-защитнике украинцев от чужеземцев. А когда я допытывалась, где же он жил, не в их ли селе, только качала головой:

— Это все легенда, деточка...

Почти такой же казак Мамай, выложенный мозаикой на внушительной каменной плите, будет встречать теперь всех проезжающих или проходящих у полустанка Мамаев Яр, что неподалеку села Цибулевого Знаменского района. Этот памятник недавно открыли — торжественно, с участием начальства различного ранга, черкасского певческого коллектива «Мамай» и с организацией выставки изделий мастеров народного творчества. Камень установлен буквально на краю обрыва, живописного и особенно красивого в осеннюю пору Мамаевого Яра...

Откуда родом, казаки?

Инициатор установки этого непривычного памятника — кандидат исторических наук, этнолог, человек, своими силами собравший огромный материал по истории края, художник (они с Анатолием Дворским — авторы мозаики) Александр Босый рассказывает:

— Казак Мамай для украинцев — образ собирательный и символичный, ведь он олицетворяет дух рода, его воинственное благородство и величие единения с Богом и Вселенной. Этот известный во всей Украине фольклорный образ, как это ни странно, только на Кировоградщине зафиксирован в нескольких географических названиях: в Знаменском районе есть речка Мамайка, балка Мамаев Яр, одноименное село и железнодорожная станция, а в пригороде Кировограда — хутор Большая Мамайка.

Все это натолкнуло историка на мысль, что для нашего степного края казак Мамай — не только легенда. И архивные источники подтвердили догадку: с середины ХVІІІ века они доносят до нас имена по крайней мере нескольких Мамаев, в то время — гайдамацких предводителей. Один из них действовал под нынешним райцентром Новоархангельск. Когда его поймали и замучили до смерти, а голову, покрытую шапкой, выставили на колу, чтобы запугать крестьян, какой-то сорвиголова украл эту шапку и, назвавшись Мамаем, организовал новую ватагу повстанцев. О Марке Мамае и Федоре Мамае, как свидетельствует Александр Босый, известно больше:

— В связи с усилением польского и российского гнета сопротивление крестьян в крае взрывалось масштабными восстаниями в 1734-м, а потом и в 1750 году. Самые большие базы гайдамаков размещались в лесах вблизи сел Цибулеве и Цветное. Ожесточенные столкновения цибулевской сотни с карателями произошли около сел Уховка и Чутовка. По данным рапортов киевского генерал-губернатора М.Леонтьева, в течение 1750—55 годов русских войск было около десяти вооруженных стычек с отрядами, среди которых упоминался и отряд Марка Мамая. Дальше генерал-губернатор уже докладывал коллегии о том, как его поймали: «Сего августа 1 числа известный вор и разбойник Марко Мамай под Черным лесом пойман, в Запорожскую Сечь привезен и содержится под крепчайшим караулом». Предания о Мамае среди жителей сел Цибулевого и Мамаев Яр довольно фрагментарны и существуют во многих версиях. Одна из них положена в основу сюжета думы, которую поет известный кобзарь Корней Мазур, сам родом из Цибулевого. В думе повествуется о том, как цебулевский сотник Марко Мамай организовал в Чутовском лесу гайдамацкий отряд, который боролся против притеснений российской администрации, захватывавшей свободные дотоле запорожские земли, терроризировавшей украинское население и по-варварски истреблявшей леса для строительства своих военных поселений и крепостей. В одном из сражений возле Чутовского леса тяжело раненный Мамай попал в плен. Солдаты привязали его веревками к хвостам лошадей и, чтобы запугать местных жителей, протащили через село, после чего выбросили обезображенное тело в овраг на растерзание волкам. Ночью крестьяне тайно похоронили Мамая возле балки — и с тех пор она называется Мамаев Яр.

По одному из преданий, в середине ХІХ века эта могила оказалась под железнодорожными путями. Быть может, именно поэтому на переезде часто случались различные несчастья, потому его и перенесли на несколько километров дальше. Кстати, сразу после открытия памятника на символической могиле Марка Мамая, находящейся на противоположной стороне живописной балки, освятили крест...

Доподлинно известно, что среди тех, кто защищал свою землю от захватчиков, был и Федор Мамай. Об этом сохранилось его же свидетельство на допросе в 1768 году. Достоверно известно еще об одном богатом человеке по фамилии Мамай, тоже жившем в тех краях. Упоминания о нем в свое время записал историк Владимир Ястребов. Когда начались гонения, этот Мамай вместе с семьей бежал на Буг, откуда, видимо, за строптивость и участие в гайдамацком движении, был в цепях привезен обратно. Никаких данных о его дальнейшей судьбе нет, наверное, она не менее трагична, нежели участь его соратников.

Народное движение сопротивления было ответом на экспансию Российской империи, в начале ХVІІІ века не владевшей в нашем краю ни одним квадратным метром земли, а в конце — заграбаставшей практически всю территорию. Именно с тех пор и приобрела популярность картина «Казак Мамай», которой на сегодняшний день в Украине сохранилось около ста вариантов.

Традиция называться Мамаем возродилась во времена Холодноярской республики — в начале 20-х годов прошлого века. Писатель Юрий Горлис-Горский, участник тех событий, в своей книге «Холодный Яр» рассказывает об атамане 2-го куреня казацкого войска Холодноярской республики Якове Мамае (Щирице). Любопытно, что после подавления московско-большевистскими войсками народного восстания этому предводителю удалось скрыть свое прошлое и даже стать профессором истории в Екатеринославском институте народного образования. Но когда спустя несколько лет он наведался в свое село, чтобы повидать детей, его выдала органам ГПУ собственная жена. И вскоре Якова Мамая расстреляли — с такими большевики долго не церемонились...

У казака Мамая родственников много

Памятник Мамаю, естественно, возводили общими усилиями. Помогли и Знаменская районная госадминистрация, и районный совет, и Кировоградское общество охраны памятников истории и культуры, оказали содействие и институт искусствоведения, фольклористики и этнологии имени М.Рыльского НАН Украины, ячейки партий и Буго-Гардовской паланки Украинского казачества, а также сельская община села Цибулевого. Особенно запомнится процесс строительства и открытия памятника учащимся местной школы — они узнали так много необыкновенного и интересного о знакомом сызмальства месте.

Несколько странно было наблюдать, как некоторые партии пытались превратить праздник открытия памятника в чисто партийное мероприятие, принеся свыше всякой меры своей символики. Как никогда активны были и власти — от сельских до областных. Произносились торжественные речи (не имеет значения, что в них звучал откровенный вздор, главное — пафос!), вручались грамоты и награды. За всем этим государственные мужи как-то забыли об авторах памятника, а инициатору его создания Александру Босому, который мог рассказать много нового и интересного, слово предоставили едва не во втором десятке выступающих. Так же забыли и о знаменском краеведе, родственнике Тараса Шевченко по сестре Екатерине Вячеславе Шкоде. Для него это событие было отнюдь нерядовым: используя факты местной истории, он подготовил трогательную речь, которая могла бы взволновать присутствующих намного больше, чем казенный пафос разнокалиберного начальства. А всего-то и нужно было, что помочь старику перейти через овраг после освящения креста на символической могиле казака...

Чьих отцов мы дети?

— Существуют определенные этнические стереотипы восприятия себя и других. И для любого народа благо, если он воспринимает себя соответственно. Если нация обладает отрицательным автовосприятием, она обречена. Поэтому каждый народ ищет в истории и культуре факты, которые достойно его представляют, — считает директор Института искусствоведения, фольклористики и этнологии НАН Украины, доктор исторических наук Анна Скрипник. — В Украине сложилась непростая ситуация, ведь определенные ее части в разное время принадлежали к другим государствам. Естественно, каждое из них стремилось навязать украинцам именно свой положительный образ, дистанциируя их от их собственной истории. У нас выросли целые поколения, далекие от национального достоинства, часто даже не желающие публично себя идентифицировать со своей нацией, и особенно это чувствуется среди молодежи. Поэтому очень важно найти примеры, которые бы утверждали национальное достоинство, чтобы перекрыть негатив, в течение веков навязываемый психике всего народа. Весьма эффективным методом является изучение фактов именно местной истории, ведь осознание, что когда-то рядом жили герои, народные защитники, заставляет совершенно другим глазами смотреть и на свой край, и на себя.