Колокол сзывает в церковь, но сам никогда не слушает проповеди.
Бенджамин Франклин
10 апреля 2010 года произошла вторая Катыньская трагедия в истории Польши — в авиакатастрофе под Смоленском погибли президент Польши Лех Качиньский, его жена Мария Качиньская, представители наивысшей государственной власти и военного командования, а также другие члены польской делегации и экипаж самолета.
В составе делегации находилась фактический основатель профсоюзной организации «Солидарность», известная на всю Польшу Анна Валентинович. Мало кто знает, что пани Анна — украинка, уроженка Волыни. Поэтому будет уместно вспомнить биографию нашей землячки и почтить ее светлую память.
По некоторым данным, родословная Анны Валентинович уходит своими корнями к знаменитому казацкому предводителю Северину Наливайко. Его дух сполна мог проявить себя в действиях Анны Валентинович (в девичестве — Анны Любчик), являющейся двоюродной сестрой одного из авторов этой публикации — Николая Пашковца. Так же, как ее возможный далекий предок Северин Наливайко в свое время потряс основы Речи Посполитой и едва не поколебал ее устои, его возможный далекий потомок — Анна Валентинович — по сути перевернула государственнические устои современной Польши.
Анна Любчик родилась 13 августа 1929 года в селе Синное (ныне Садовое) Гощанского района Ривненской области, неподалеку от села Коростятин (ныне Малиновка), в котором появился на свет отец основоположника космонавтики Константина Циолковского, чья родословная также походит от Северина Наливайко.
Семья Любчиков была многодетной и очень бедствовала. Поэтому двенадцатилетнюю Анну родители отдали служанкой в дом польского пана Мунтика Телесницкого, служившего на Бабинском сахарном заводе. Работала Анна тяжело и без оплаты, только за еду.
В 1943 году, перед приходом советских войск на Волынь, семья Телесницких выехала в Польшу, прихватив, не спрашивая разрешения у ее родителей, и тринадцатилетнюю Анну.
Долгие годы разыскивал дочь ее отец Назар Любчик, всюду слал запросы, но все зря, потому что не знал, куда именно выехала семья Телесницких. Так и умерли родители Анны, не узнав, жива ли она. Сама Анна долго не отваживалась послать весточку родным, боясь, что карательные органы могут выслать их в Сибирь из-за ее пребывания за границей, а позднее — за ее деятельность в «Солидарности». И только при независимой Украине, и то не сразу, она решилась на такой шаг. Это произошло при содействии Ефрема Гасая — краеведа-поисковика из города Тернополя (большая благодарность ему за то, что вернул Анну к родне). Хотя, как потом выяснилось, соответствующие органы в Польше и СССР хорошо знали, откуда родом Анна Валентинович, и пристально следили, не связывается ли она каким-то образом с родными в Украине.
Анна Валентинович призывает рабочих верфи продолжать забастовку и требовать предоставить права на создание независимых профсоюзов Фото: В.Гурко |
В 50-х годах ее вызвали в Службу безопасности, спрашивали о прошлом и родословной, но она рассказала, что является сиротой, родом из Ривного, об украинской национальности промолчала. Поэтому в паспорте написали: полька, месторождение — Ривне, хотя Анна помнила название села Синное на Ривненщине.
Оппозиционная деятельность Анны Валентинович началась после смерти мужа на 39-м году его жизни. Как говорила сама Анна: «В октябре умер мой муж, а сына Януша призвали в армию. Десятого были похороны, а двадцать пятого сын уехал, — осталась я сама. Чего же мне было бояться, если я сама осталась?»
Анна принимала участие в забастовках 1970 года, что привело ее в ряды организации по защите прав рабочих — «свободных профсоюзов» (WZZ — Wolne Zwiazki Zawodowу), которые были альтернативой официальным польским профсоюзам.
Летом 1980 года администрация верфи предприняла против Анны Валентинович ряд репрессивных мер. Ее вызывали «на ковер», задерживали в помещении заводской охраны, а потом объявляли выговор за опоздание на работу. Это преследование должно было стать предупреждением, чтобы никто даже не думал отваживаться на нечто подобное.
8 августа 1980 года — после тридцати лет добросовестного труда на производстве и за пять месяцев до пенсии — Анну Валентинович уволили с верфи за оппозиционную деятельность. Официально же дирекция предприятия обвинила ее в том, что якобы с ее участием была осуществлена попытка похищения воска для приготовления из него поминальных свечей. Поминали демонстрантов, погибших на гданьских улицах десять лет тому назад.
Это решение администрации стало причиной забастовки рабочих верфи. В защиту Анны Валентинович поднялся профсоюз, в воззвании которого отмечалось, что руководство уволило Анну, потому что она защищала рабочих и могла их побудить к решительным действиям. Это — постоянная тенденция власти: изолировать тех, кто способен стать лидером оппозиции. Рабочие Гданьской верфи начали готовить транспаранты, и уже на первом из них содержались требования восстановить Анну Валентинович на работе. Через несколько дней дирекция верфи согласилась с экономическими требованиями рабочих. Лех Валенса заявил о готовности подписать соглашение о прекращении забастовки.
Но неожиданно против этого выступила сама Анна, заявив, что основное требование участников забастовки — право на создание независимых профсоюзов, поэтому ее следует продлить. Анна, стоя возле ворот верфи, удерживала рабочих, выходивших из предприятия.
С тех пор Анна Валентинович стала одним из авторитетных лидеров будущей «Солидарности». Как член Гданьского межзаводского забастовочного комитета она принимала участие в подписании знаменитых «21 пункта» соглашения с правительством Польши о создании независимых профсоюзов. Именно за это Анну Валентинович называли «Матерью «Солидарности», что сделало ее неофициальным духовным лидером Гданьской забастовки. Ее трижды арестовывали, а в это время проверяли семью в Украине.
Валентинович проводила активную профсоюзную деятельность в начале создания «Солидарности», но, как замечала сама, добровольно уступила главную роль в руководстве профсоюза в пользу Валенсы, мотивируя это тем, что в ходе переговоров госадминистрация сможет лучше объясниться с мужчиной, чем с женщиной. Анна Валентинович всегда была верным соратником Леха Валенсы, но в последний период их оппозиционной деятельности между ними возникли определенные идеологические расхождения. Политику Валенсы после 1980 года Валентинович считала примиренческой, а круглый стол, в котором приняли участие представители «Солидарности» и коммунистического руководства Польши, — изменой и «сговором с коммунистами». Валенса не прислушался к ее словам и не проникся теми идеалами, которые сам исповедовал. После свержения коммунистического режима в 1989 году бывшая активистка «Солидарности» все чаще выступает с острой критикой политики правящих партий, возникших из движения «Солидарность».
В 2003 году Анна Валентинович отказывается от звания почетной гражданки Гданьска, а в 2005-м — от почетной пенсии, которую ей предложил тогдашний премьер-министр Польши Марек Белка. Она также не принимает участия в праздновании 25-летнего юбилея со дня основания «Солидарности».
Медаль Свободы Трумена–Рейгана |
Немецкий режиссер Фолькер Шлендорф в Голливуде снял художественный фильм об Анне Валентинович «Забастовка — героиня из Гданьска», хотя сама она не одобрила картину. В ней оказалось очень много фальши о тех памятных и поистине святых годах. «Смотреть такого рода фильм о себе — занятие не из приятных, — возмущалась после просмотра картины Анна Валентинович. — Если бы я могла на что-то влиять, то никогда бы не допустила создания такого фильма». С пани Анной соглашались и ее коллеги из профсоюза. Они негодовали, что в киноленте показано, как деятели оппозиции во время одной из встреч лихо пьют водку, хотя члены «свободных профсоюзов» никогда не употребляли алкоголя. Другие «большим обманом» называли то, что их верфь показана в фильме в страшном и непривлекательном виде и похожа на «свалку металлолома».
Президент Лех Качиньский вручает Анне Валентинович Орден Белого Орла. 3 мая 2006 года |
10 декабря 2009 года, в Международный день защиты прав человека, в Королевском замке в Варшаве состоялась церемония вручения наград Уполномоченным по правам человека Польши им. П.Влодковича. Анне Валентинович присвоили награду за смелость в защите основных ценностей и правды. Получая ее, она назвала это отличие признанием заслуг всего польского общества 80-х годов.
Вот такая была у нас родственница, достойная доблести Северина Наливайко. Пишем «была», хотя, когда мы создавали книгу «Северин Наливайко и князья Острожские», то писали «есть». Когда наша работа над изданием подходила к концу, мы получили страшное известие: Анна Валентинович погибла 10 апреля 2010 года в авиакатастрофе в Смоленской области, вместе со всей польской делегацией, возглавляемой президентом Польши Лехом Качиньским.
Орден Белого Орла |
Эта статья написана на основе главы из книги Николая Пашковца и Ярослава Пляса «Северин Наливайко и князья Острожские», которая подготовлена к печати и вскорости должна выйти в издательстве «Стикс».