UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ориентации, которые мы выбираем

Гомосексуальное сообщество Украины переживает определенный культурный расцвет. Ряд исследовани...

Автор: Мария Маерчик

Гомосексуальное сообщество Украины переживает определенный культурный расцвет. Ряд исследований последних десятилетий, в том числе и написанных на понятном для нас языке российского ученого И.Кона, доказывают, что гомосексуальность — это полноценный вид человеческого эротизма, и, вероятно, во многих случаях она является не приобретенным, а врожденным компонентом человеческой психики. Иначе говоря, природа продуцирует не только людей, призванных любить представителей противоположного пола (гетеросексуалов), но и людей, влюбляющихся в лиц своего пола (гомосексуалы).

Это не внушенная или надуманная форма эротизма. Гомосексуальность присуща не только людям, но и животным (не способным «следовать моде»). Канадский ученый Брюс Бейджмил, обобщив эмпирические данные, отметил, что гомосексуальное поведение наблюдалось, самое малое, у 450 видов животных. Нередко это не ситуативные, а многолетние союзы.

Мифы-представления о гомосексуальности как болезни, психической девиации, отклонении, характерные преимущественно для криминальных слоев общества, один за другим были опровергнуты в многочисленных трудах медиков, социологов, психологов, сексологов и тому подобное. Следовательно, были сняты основные причины, из-за которых нужно преследовать людей с гомосексуальной ориентацией. Но большой гетеросексуальный мир отнюдь не встревожило отсутствие причин для невосприятия геев и лесбиянок. Сегодня социологические исследования демонстрируют довольно высокий показатель гомофобии в Украине, хотя ситуация у нас считается лучше, чем в ближайших постсоветских странах.

Если обобщить, то негативно гомосексуальное сообщество воспринимают от трети до половины опрашиваемых. Те, кто высказывает толерантное отношение к гомосексуалам, довольно нестабильны в своих преференциях. Так, результаты опроса службы TNS Ukraine засвидетельствовали: 42,6 процента опрашиваемых с готовностью согласились, что геи и лесбиянки в Украине должны иметь такие же права, как и другие граждане. Но уже на следующий вопрос, имеют ли право гомосексуалы регистрировать брак, как это делают другие граждане, 40,3 процента тех же респондентов ответили отрицательно. Таким образом, люди, в принципе потенциально согласные признать свободы геев и лесбиянок, не могут принять предметное проявление этих свобод.

Есть и положительная динамика: в опросах последних лет прослеживается стабильно высокий показатель тех, кто не определился. Например, на вопрос службы «Социс-Гэллап»: «Согласны ли вы, что клубы и объединения сексменьшинств должны быть запрещены?» 37 процентов ответили, что согласны, 21 процент — не согласны, а вот не определились аж 44 процента. Это, скорее, свидетельствует о переформировании мысли, когда в зону неопределенности мнения попадают люди, у которых раньше была однозначная позиция (и вряд ли она была положительная). Думается, что образовательная работа в ближайшее время сможет повлиять на формирование общественного мнения.

Отчасти логический парадокс демонстрируют региональные показатели опросов. Толерация гомосексуального мира является признаком либеральности общества. Запад Украины обычно считается регионом с проевропейскими ценностями, демократическими традициями. Но, как свидетельствуют опросы и исследования, именно Западная Украина более всего не готова к признанию прав и свобод геев и лесбиянок. Полуживой сайтик гомосексуалистов Львова недавно радостно сообщил, что в «Ляльці» (модном ночном клубе) состоялась дискотека для геев и лесбиянок и что наконец их собралось рекордно много — аж 50, и, представьте себе, на этот раз их не избили. Скинхеды, собравшиеся возле клуба, разошлись после переговоров с его работниками.

В Восточной Украине ситуация несколько иная. Первые общественные организации для геев и лесбиянок десять лет назад начали появляться именно здесь — в Луганске, Запорожье, Мариуполе. В Интернете полноценно функционируют сайты гомосексуальных сообществ многих городов Восточной Украины.

Относительное послабление внешнего давления со стороны большого общества и, что самое важное, вывод гомосексуальности из-под криминального преследования (Украина одной из первых среди стран бывшего СССР изменила свое законодательство в этом направлении) содействовали организационному оформлению гей- и лесбдвижений. Несколько организаций в Украине (информационно-образовательный центр «Женская Сеть», центр для геев и лесбиянок «Наш мир»), появление нескольких периодических изданий для геев и лесбиянок (журнал «Один из нас», газета «Gay.ua», многочисленные интернет-сайты), а также клубов позволяют сообществу организационно структурироваться и действовать во многих направлениях — исследовательском, образовательном, правовом, психологически-адаптационном. Так, ИОЦ «Женская Сеть» уже несколько лет организовывает летние лагеря для лесбиянок, где они проходят тренинги по адаптации и формированию собственной идентичности, и выходит это у них очень весело (см. фото).

Я сознательно избегаю термин «сексменьшинства». Однозначно говорить о большинстве и меньшинстве сейчас предпочитают очень осторожно. Скажу сразу — официальной статистики о проценте гомосексуалистов в украинском обществе нет. И едва ли может существовать какая-то одна цифра, отражающая истинное состояние. Ибо не существует настоящего положения дел в таком виде, как мы его обычно понимаем. Сегодня наблюдается отказ от упрощенного раздела людей на сексуальные большинство и меньшинство (как и на две и даже три половые группы). С определенного времени введенное понятие гомоэротизма выводит именно количественное большинство из удобной правильной ниши «большинства». Гомоэротизм, считают исследователи, проявляется при помощи соответствующих снов, невольной симпатии к лицам своего пола, продолжительной крепкой дружбы между женщинами или между мужчинами (это может также быть компонентом «настоящей мужской дружбы»). А затем четкое распределение на большинство и меньшинство, на традиционную и нетрадиционную ориентацию уже не кажется таким однозначным.

Все чаще в оборот входит аббревиатура МСМ, что означает «мужчины, имеющие секс с мужчинами». В такой формулировке перестают разграничиваться геи и просто искатели экзотики. Эта аббревиатура позволяет также избежать стереотипных характеристик, вкусового восприятия, вывести тему на уровень предметного, а не оценочного разговора. 17 января, например, в Киеве состоялся «круглый стол» по результатам мониторинга поведения мужчин, имеющих секс с мужчинами.

Мониторинг осуществлял центр социальных экспертиз Института социологии НАН Украины по заказу Международного благотворительного фонда «Международный альянс по ВИЧ/СПИДу в Украине» в рамках реализации программы «Преодоление эпидемии ВИЧ/СПИДа в Украине», поддержанной Глобальным фондом для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией. Для Украины это первое масштабное системное социологическое изучение сообщества людей, практикующих такое поведение. Было опрошено 886 человек в семи крупных городах Украины — Киев, Львов, Одесса, Николаев, Харьков, Донецк, Луганск.

Непосредственной целью мониторинга было изучить особенности поведения МСМ в связи с опасностью заражения ВИЧ/СПИДом. Ведь, несмотря на понимание опасности и путей передачи СПИДа, сегодня еще вполне живучи представления о том, что ВИЧ может передаться через укус насекомых и поцелуй. Вместе с тем, как показали результаты опросов, при в общем высокой контрацептивной культуре людей, попавших в выборку, большая их часть (76%) никогда не используют презерватив при оральном сексе, ошибочно считая такой контакт полностью безопасным. Из 61 человека, сознавшихся, что перенесли заболевания, передающиеся половым путем, только 33 отказались от половой жизни. Три процента опрошенных указали свой ВИЧ-положительный статус, но многие респонденты отказывались сообщить свой ВИЧ-статус.

Анкета строилась таким образом, что параллельно был установлен целый ряд неизвестных до сих пор показателей возрастного, семейного, социального и имущественного состояния представителей этой группы. Скажем, шесть процентов опрошенных живут гомосексуальными парами. 62 процента никогда не состояли в браке, 11 были женаты на момент анкетирования, а 15 процентов — разведены. У пятой части опрошенных есть два-три ребенка, причем процент МСМ, имеющих детей, самый большой в Донецке и самый низкий в Киеве.

Вместе с тем возник и ряд новых вопросов. Например, четыре процента МСМ сами себя идентифицировали как гетеросексуалистов. В вопросе, «кто вам нравится», 1% выбрали ответ — «в сексе привлекают исключительно женщины». Не до конца понятны мотивации и причины, почему часть гетеросексуального населения системно обращается к сексу с представителями своего пола. У 1% опрошенных были трудности с идентификацией себя по показателю сексуальной ориентации.

Гомосексуальность — феномен психологический, выраженный эротическим влечением к лицам своего пола. Его часто путают с социальным полом, гендером. Иногда социальное поведение человека не полностью отвечает социальным стереотипам. Но феминные мужчины и маскулинные женщины необязательно являются гомосексуалами. Проблемы лесбиянок и геев могут рассматриваться в контексте гендерных проблем. Но это не означает, что все феминистки — лесбиянки.

В общем, приход женщин в бизнес и политику требовал обретения некоторых мужских черт характера. Все началось более ста лет назад — с простого заимствования феминистками мужской одежды. Сегодня бизнес-леди должна обладать рядом мужских черт (сильная воля, уверенность, решительность) и отказаться от женских «штучек» (кокетства, манерности и прочее).

В конце концов в прагматическом мире можно понять появление сильных женщин с сильным маскулинным компонентом в характере и серьезными карьерными стремлениями. Значительно труднее объяснить феномен феминизации мужчин. Загадка тем сложнее, что использование феминистических компонентов в одежде совершенно не связано у них с изменением жизненных установок и отнюдь — с сексуальной ориентацией.

Мода последних трех-четырех лет неприкрыто предлагает женские детали в мужской одежде: вместо рубашек навязываются блузы, одежда украшена женскими цветастыми узорами, сборками. Давнишний молодежный стиль унисекс, предусматривающий мальчишество девушек и парней (футболка, джинсы, кроссовки), со временем приобрел другой вид — парни тщательно укладывали волосы, кокетливо подкрашивали глаза и губы (это также называлось унисексом).

Вершиной этого мужского креатива является, пожалуй, появление метросексуалов. В английский язык слово «метросексуал» (metrosexual) вошло лишь несколько лет назад. Поэтому в Киеве мода еще не приобрела сильного размаха, хоть признаки ее можно проследить во вкусах и манерах некоторых публичных политиков. Метросексуал — совершенно новый тип мужчины, возникший и сформировавшийся практически у нас на глазах. Метросексуалы — жители крупных городов, с тонким художественным чутьем и эстетичным восприятием окружающей среды. Они теряют много времени, денег и усилий для ухода за внешностью, делают маникюр и педикюр, ухаживают за кожей, волосами. Они завсегдатаи косметических салонов, фитнес-центров, ночных клубов, любят шопинги, понимают толк в моде, стиле и модельерах. Особо рафинированные могут обращаться к декоративной косметике (правда, мужских линий известных фирм). И это еще не все. Именитые модельеры уже начали создавать для метросексуалов специальную одежду. Жан-Поль Готье в коллекции одежды на весну-лето 2004 года предложил для мужской коллекции мужские джинсовые юбки, фартуки, одевающиеся поверх штанов, а также платья в горошек, которые нужно носить поверх жилетки.

Хотя у метросексуалов изысканный вкус, изысканные манеры и одежда (то есть черты, которые обычно ассоциируются с поведением геев), они интересуются женщинами. При том, что, похоже, в скором времени начнут носить женские платья — извечный признак трансвеститов, они обычные гетеросексуальные мужчины.

Такие события, разумеется, влияют на восприятие гомосексуальной комюнити. На фоне некоторых модерных веяний вкусы геев и лесбиянок могут казаться очень обычными, традиционными и даже консервативными.