В сентябре Центр туристической информации Национальной туристической организации провел опрос 50 украинских журналистов, освещающих туристическую тематику на страницах газет и журналов, на радио и телевидении. Такие журналистские опросы давно практикуются в России, не говоря уже о европейских странах. Пресса довольно активно влияет не только на рекламно-информационную сферу туристического рынка, но очень часто от нее зависит успех отдельных направлений и маршрутов. В Украине такой опрос был проведен впервые и, нужно сказать, выявил довольно интересные тенденции отечественной турсферы.
Как и каждый опрос, он не претендует на максимальную объективность. Первый украинский опрос должен был показать уровень осведомленности отечественных представителей масс-медиа об украинском туристическом рынке, а соответственно, и развитость самого туристического рынка. Сразу же нужно отметить, что 14 предложенных анкетой вопросов оказались слишком сложными для журналистов. Поэтому из 50 разосланных анкет 41 вернулась заполненной, причем в шести анкетах было указано, что ответить на вопрос невозможно из-за отсутствия нужной информации. Исчерпывающие ответы на все 14 вопросов были только в 17 анкетах. Именно поэтому и остались без победителей номинации — лучшие автобусный маршрут и страховая компания, работающая на туристическом рынке, а также лучшее лечебно-оздоровительное учреждение.
Итак, результаты. Лучшим авиаперевозчиком в туристической сфере в 13 анкетах названы «Міжнародні авіалінії України». Немного уступил им вечный конкурент — «Аеросвіт». Другие перевозчики остались далеко позади. Среди средств массовой информации, как ни странно, разнообразия нет. Так, лучшим СМИ, освещающим государственную политику в сфере туризма, названо «Зеркало недели», которое немного опередило журнал «Міжнародний туризм». Почетное третье место заняла столичная газета «Хрещатик». Стоит отметить, что среди номинантов указано еще одно издание, где постоянно появляется туристическая страница, — газета «Сегодня». Бесспорным лидером среди специализированных туристических изданий стал журнал «Міжнародний туризм», отметивший в конце прошлого года десятую годовщину своего основания. А вот второе место довольно неожиданно занял новичок на туристическом рынке — журнал «Большая прогулка» (на время опроса вышло всего два его номера).
В 17 анкетах в номинации «Лучшая туристическая телепрограмма» назвали авторскую программу Ирины Зинченко «Уикэнд» (телеканал «Интер»). А вот вторую ступеньку уверенно заняла программа «Крила», уже не один год рассказывающая о различные уголках отдыха как в Украине, так и за рубежом. Из других телеальтернатив журналисты так никого и не назвали. Приходится констатировать, что туристических телепрограмм не так уж и много.
Это же можно сказать и о туристических радиопрограммах. 15 анкет определили победителем программу «Чумацький шлях», которая уже пятый год выходит в эфире Национальной радиокомпании Украины. Она значительно опередила своего конкурента, появившегося в прошлом году в эфире радио «Эра», — радиопрограмму «Недільна подорож».
Намного большим оказалось количество претендентов в номинации «Лучшее посольство или иностранное туристическое представительство». Здесь в напряженной борьбе первое место получило туристическое представительство «Венгрия-туризм», опередив посольства Болгарии и Франции. Стоит отметить, что, по мнению участников опроса, иностранные посольства и туристические представительства проявляют наибольшую активность на туристическом рынке Украины. Венгерское представительство, например, устраивает ежегодные пресс-туры для украинских журналистов. Немало информации о своих странах предоставляют и другие посольства. Среди региональных туристических центров и мест отдыха первое место участники опроса отдали Киеву, за которым с небольшим отрывом идут Ялта и Трускавец. Соответственно, лучшим мэром, заботящимся о развитии туризма, по версии журналистов, является столичный мэр Александр Омельченко. Вторую ступеньку занял новоизбранный мэр Ялты Сергей Брайко. Относительно других мнения разошлись. Назывались мэры Трускавца, Каменец-Подольского, Алушты, Феодосии и Яремчи. Здесь стоит отметить, что, по мнению участников опроса, в этих городах не только много сделано для развития туристической сферы, но и, что также важно, постепенно увеличивается и улучшается реклама этих мест отдыха. В номинации «Лучший отель или комплекс» отчаянная борьба велась между тремя претендентами — пятизвездочным столичным «Премьер-Палацем», ялтинской «Ореандой» и киевским «Днепром». Называлось еще полдесятка претендентов, что свидетельствует как о появлении отелей высокого класса, конкурирующих между собой, так и об удачной рекламе этих учреждений. Победителем опроса стала ялтинская «Ореанда».
Довольно интересен выбор журналистов в номинации о событии года в сфере туризма. Подавляющее большинство масс-медиа отметили проведение международного туристического салона «Туризм и отдых» в апреле этого года. И только пятеро опрошенных убеждены, что настоящим событием нужно назвать упрощение визового режима для въезда в Украину иностранцев. Это свидетельствует о несколько упрощенном представлении масс-медиа относительно реальных механизмов развития туриндустрии.
Лучшей туристической фирмой названа «Гамалія», совсем ненамного опередившая своего вечного конкурента фирму «Сам». Собственно, именно они и были указаны в большинстве анкет.