UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОПЕРАЦИЯ «АНАДЫРЬ»

В июле—октябре 1962-го на Кубу морским и воздушным путем началась переброска советских частей и под...

Автор: Александр Коломиец

В июле—октябре 1962-го на Кубу морским и воздушным путем началась переброска советских частей и подразделений с целью предотвратить вторжение вооруженных сил США на Кубу (начало операции под кодовым названием «Анадырь»).

Если с высоты посмотреть на западное полушарие нашей планеты, то можно увидеть остров, напоминающий по форме ящерицу изумительного лазурного цвета. Именно такой прекрасной представилась моему взору земля героического острова Свободы, на которую я вступил в 60-е годы, в период так называемого карибского кризиса.

В течение целого столетия этот остров был вотчиной американцев. Когда 2 января 1959 г. победила народно-демократическая революция, американские правящие круги не могли смириться с утратой. Был разработан план «Ортсак» (если читать это слово справа налево, то получается имя руководителя Кубы Кастро).

В мае 1962 г. министр вооруженных сил Республики Куба Рауль Кастро Рус ознакомил руководство СССР с планом «Ортсак». В Москве появился секретный контрплан под названием «Анадырь». Даже мы, участники этой операции, не знали никаких подробностей. Эшелонами нас отправляли в южные и северные порты. В Феодосии переодели в гражданскую форму. Инструктаж проводил маршал артиллерии Козаков: «Через трое суток вскроете пакет, там вам будет предписано, куда следовать. Пиратов на корабль не пускать, а в случае попыток высадки расстреливать в упор, желаю счастливого плавания». Когда наш сухогруз «Илья Мечников», где находилась боевая техника ПВО и 360 человек личного состава, прошел Босфор-Дарданеллы, вскрыли секретный пакет и узнали, что следуем на Кубу.

Для переброски 60 тысяч личного состава и военной техники на Кубу было задействовано много сухогрузов, теплоходов, зафрахтованы иностранные суда под их флагами. Американцы подозревали, что на Кубу следует не только сельскохозяйственная техника, которая для камуфляжа красовалась на палубах всех наших морских «посудин». Но проворонили. Когда в ЦРУ спохватились, было уже поздно.

Согласно плану «Анадырь», с кубинским руководством была достигнута договоренность о размещении на острове нескольких десятков баллистических ракет среднего радиуса действия в качестве сдерживания нападения на Кубу со стороны США.

Были переброшены ракетная дивизия — три полка, вооруженные ракетами Р-12 (дальность пуска до 2000 км) с полевой ракетно-технической базой (ПРТБ); два полка — ракетами Р-14 (дальность пуска до 4,5 тыс. км) с ПРТБ; две дивизии ПВО — по три зенитно-артиллерийских полка (на вооружении зенитно-ракетные комплексы С-75 «Десна»); четыре отдельных мотострелковых полка. Авиационная группировка в составе двух полков фронтовых крылатых ракет (40 самолетов МИГ-21); отдельного вертолетного полка (33 вертолета МИ-4); отдельные авиаэскадрильи (11 самолетов разного предназначения).

Планировалось перебросить эскадры подводных лодок (всего 11 единиц) и эскадры кораблей (2 крейсера, 4 эсминца), бригаду ракетных катеров, ракетный полк «Сопка» (6 ракетных пусковых установок типа «земля-вода»), морской тяжелый авиационный полк (33 самолета ИЛ-26); авиаэскадрилью самолетов-носителей ядерного оружия ИЛ-28, три тактических ракетных комплекса «Луна».

Но, в связи с объявленной президентом Кеннеди военной блокадой Кубы, всем военно-морским судам и морской авиации была дана команда возвращаться на места прежнего базирования, независимо от того, где они находились. Некоторые из них, кстати, были фактически у берегов Кубы.

Об установлении блокады Кубы правительство США объявило 22 октября 1962 г. Это означало акт пиратства в открытом море, противоречащий нормам международного права. Одновременно США привели в полную боевую готовность все вооруженные силы, включая войска, находящиеся в Европе, шестой флот в Средиземном море и седьмой — в районе Тайваня. Для вторжения на Кубу было выделено несколько парашютно-десантных, пехотных и бронетанковых дивизий, насчитывавших около 100 тысяч военнослужащих. Для ударов по Кубе с моря предназначалось 183 боевых корабля, на борту которых находилось 85 тысяч моряков. Высадку американских войск должны были прикрывать несколько тысяч боевых самолетов. В воздухе круглосуточно находилось около 20 процентов всех самолетов стратегической авиации США с ядерными и термоядерными бомбами на борту. Были призваны резервисты. Войска союзников США и НАТО в Европе были также приведены в полную боевую готовность.

23 октября 1962 г. над Кубой пролетел самолет-пират У-2, пилотируемый американским асом Андерсоном. Команду на уничтожение самолета получил командир нашего, расположенного в Ольгино, ракетного комплекса подполковник Иван Герченов (болгарин, уроженец Украины). Две ракеты настигли У-2 на высоте 32000 м. Обломки самолета упали недалеко от комплекса. Андерсон погиб, и его останки были вывезены в США по линии Международного Красного Креста, а часть обломков У-2 находится в музее имени Хосе Марти в Гаване.

В те дни личный состав нашего комплекса прошел испытание на выдержку и стойкость, и мы с честью выдержали его. В числе солдат, сержантов и офицеров были выходцы из Украины — Николай Гречаник, Виктор Сапильнык, Алексей Каменик, Василий Дымов и другие. Интересно, как сложилась судьба этих украинских парней-интернационалистов? Может, кто-то прочитает эти строки и даст о себе знать?

...Над миром тогда нависла угроза термоядерной войны. Но выдержка и трезвый учет создавшейся обстановки, проявленные государственными деятелями, предотвратили термоядерную войну, сохранили без единого выстрела независимость, суверенитет Кубы. Соединенные Штаты устами президента Джона Кеннеди сделали перед всем миром публичное заявление не нападать на Кубу и удерживать от этого своих союзников в ответ на вывоз советских стратегических ракет с острова. Кстати, американские ракеты такого класса, которые были нацелены на Украину, также были вывезены из Турции.

В связи с 40-летием Кубинской революции Президент Украины Леонид Кучма наградил Ф.Кастро высокой правительственной наградой. «Я знаю, что ваши чувства, сердца и любовь интернационалистов вместе с нашей революцией, — сказал тогда Фидель Кастро. — Это выражение подлинного интернационализма».

А я в память о тех героических днях сорокалетней давности свято храню Почетную грамоту президента Кубы за участие в интернациональной помощи этой стране.