UA / RU
Поддержать ZN.ua

Операция "Эвакуация". Государственные дети

Игра на эмоциях, связанных с детьми, - один из самых действенных способов манипуляции и пропаганды. К сожалению, украинская власть оказалась к этому абсолютно не готова. Как и ко многому другому...

Автор: Елена Розвадовская

Однажды солнечным днем 35 малышей с разноцветными флажками в руках шумной цепочкой вышли из дома ребенка в сопровождении воспитательниц и пошли на прогулку в город. Будничная сцена не привлекла бы нашего внимания, если бы не происходила в одном из оккупированных российскими наемниками городов Донбасса фактически в разгар войны.

Под угрозой заключения или расстрела "власти ДНР" запретили эвакуацию сирот "на вражескую территорию Украины" и пристально надзирали за "порядком" в учреждении. В строгой тайне был разработан план эвакуации, согласно которому дети должны были отправиться якобы на прогулку в город, а на самом деле окольными путями добраться до вокзала, сесть в электричку и отправиться туда, где их уже ожидали в оговоренное время.

Слава Богу, эта и десятки других спецопераций усилиями прежде всего волонтеров, благотворителей и госслужащих на местах удались. Через дни и недели тяжелых переговоров со всяческими "бесами" и чертями, истериками и слезами, ультиматумами и уговорами, через пот и кровь, но - удались. Можно ли считать это успехом - вопрос риторический. Если смотреть с точки зрения, что все выбрались живыми, тогда да - это успех. Но если учесть невероятный риск для жизни детей и взрослых, полученную психологическую травму, нервное истощение - тогда это провал.

По оценочным данным, в учреждениях интернатного типа населенных пунктов зоны АТО в разное время находились от 500 до 1000 детей-сирот и лишенных родительской опеки. Сегодня, на пятом месяце АТО, абсолютное большинство этих детей из-под пуль вывезены. Мы не будем публиковать точную информацию и данные по этим детям. Руководство Донецкой и Луганской областей просит всех очень осторожно распространять сведения о местопребывании детей-сирот в этих областях или тех, кто уже оттуда выехал, не называть имен госслужащих и волонтеров, причастных к организации эвакуации. Дуют на холодное, но это и понятно - в их кабинеты заходят вооруженные "министры" всяческих "народных республик" с расстрельными списками, а у волонтеров на их "газелях" никогда нет стопроцентной гарантии безопасности.

Террористы под знаменами "ДНР" и "ЛНР", мягко говоря, неравнодушны к невинным детям-сиротам. С маниакальным упорством они снова и снова пытаются либо заблокировать эвакуацию, либо вывезти детей в Россию. Игра на эмоциях, связанных с детьми, - один из самых действенных способов манипуляции и пропаганды. К сожалению, украинская власть оказалась к этому абсолютно не готова. Как и ко многому другому...

В связи с тем, что центр своевременно не разродился хоть каким-то условным планом эвакуации/вывоза сирот с потенциально опасной территории, их неоднократно, по тревоге SOS, приходилось возвращать уже из России.

Мы попробовали разобраться, можно ли было эвакуировать детей-сирот из зоны вооруженного конфликта своевременно, еще до того как их начали использовать в качестве живого щита и похищать.

У семи нянек дитя без глаза

Славянск, Краматорск, Артемовск, Авдеевка, Марьинка, Донецк, Макеевка, Амвросиевка, Горловка, Торез, Снежное, Луганск, Харцызск, Шахтерск, Алчевск, Красный Луч, Лисичанск и так далее... Города, которые нам всем уже привычно рассматривать на картах АТО, следя за сводками с фронта, обозначены еще и на карте сиротства. То есть, в интернатных учреждениях этих городов живут дети без родителей, государственные дети. И проявлять заботу о них - стопроцентная обязанность государства, пока оно не найдет для этих детей семью.

Донецкой области "посчастливилось" иметь больше всего интернатных учреждений в Украине - 92, в Луганской - 48, она пятая в рейтинге (по данным мониторинга уполномоченного президента Украины по правам ребенка). Всего в интернатных учреждениях обеих областей воспитывается около двух тысяч сирот.

Назвать точное количество сирот и детей, лишенных родительской опеки, которые находились или до сих пор находятся на территории потенциальной опасности для жизни и здоровья, сложно. "Линия фронта" то расширялась, то сужалась по мере захвата/освобождения городов и сел. Соответственно изменялась и ситуация с размещением детей-сирот. Например, в середине июня сотни из них были вывезены в Мариуполь, уже после освобождения города от боевиков. Но до тех пор в потенциальной опасности были сами воспитанники мариупольских учреждений.

12 июня террористы из "ДНР" похитили воспитанников снежнянской школы-интерната (подведомственной МОН). Автобус, который из Снежного Донецкой области вез группу из 25 детей на оздоровление в соседнюю область, террористы завернули в направлении России с твердым намерением их туда вывезти. Незаконно, вопреки правилам пересечения украинско-российской границы, конечно. Об этом случае узнали только благодаря тому, что в составе группы со своими детьми ехала приемная мама, которой уже на подъезде к границе удалось незаметно дозвониться в Донецкую облгосадминистрацию. На границе мама устроила такой скандал, что террористы отправили ее с детьми домой. Остальные же - 16 сирот с воспитателями - оказались таки в городе Донецк Ростовской области РФ. В результате оперативного вмешательства МИД дело получило беспрецедентную огласку в международном сообществе, и с российской стороной была достигнута договоренность о немедленном возвращении детей в Украину. Губернатор Донецкой ОГА обеспечил для этого чартерный самолет. По поводу снежнянского дела МИД инициировал обращение Минюста в Европейский суд по правам человека.

Но, к сожалению, это был не последний международный скандал. Так, 4 июля наш МИД обратился к компетентным органам РФ с требованием не допустить несанкционированного пересечения 206 воспитанниками Амвросиевской, Марьинской и Донецкой школ-интернатов украино-российской границы; 11 июля - 53 воспитанниками Марьинской школы-интерната; 13 июля - 150 воспитанниками Марьинской и Донецкой общеобразовательных школ-интернатов. МИД открыто заявляет, что попыткам органов государственной власти Украины эвакуировать детей-сирот из зоны АТО всячески препятствуют представители террористических формирований. Не исключено, что террористы снова будут похищать и пытаться незаконно вывезти детей в РФ, в частности и под прикрытием громкой риторики уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Павла Астахова. Последний известен своими циничными и дезинформационными заявлениями о положении детей в Украине, а именно, например, о якобы запрете властью Украины вывозить детей из зоны АТО. Такие заявления, по мнению МИД, очевидно, имеют целью завуалировать противоправные действия незаконных вооруженных формирований на Востоке Украины.

Все эти истории с попытками похитить воспитанников школ-интернатов, к сожалению, являются также подтверждением того, что учебный год в охваченных вооруженным конфликтом регионах в связи с опасностью для детей необходимо было закончить раньше, еще в апреле, и сразу же начать оздоровительную кампанию - как один из оптимальных путей эвакуации детей. Однако Минобразования просто ждало ее планового начала - с 1 июня.

Таким образом в начале июня из Луганской и Донецкой областей в известную здравницу,
г. Святогорск, и в другие области, согласно плану, по заранее заказанным путевкам были вывезены более тысячи детей-сирот. Хотя к тому времени, когда их вывозили, в Славянске, который находится в 30 км от Святогорска, хозяйничали террористы. Было ли это безопасно? Неизвестно... Дети там уже третий месяц. И поскольку самые драматические события на Донбассе тогда только разворачивались, им, можно сказать, просто повезло.

Часть детей из учреждений МОН приходилось вывозить уже во время боев в городах. Только на прошлой неделе одними из последних, с помощью гуманитарного штаба Фонда Р.Ахметова, были вывезены 26 воспитанников Макеевской школы социально-психологической реабилитации.

"На сегодня 762 воспитанника школ-интернатов Донецкой области находятся на оздоровлении в безопасных районах Донетчины, а также в Днепропетровской, Запорожской, Львовской и Одесской областях; 6 воспитанников оздоровляются в Италии, 56 детей - у родственников, остальные 139 детей находятся в интернатных учреждениях г. Мариуполя", - сообщили нам в Минобразования.

Но едва ли не самой сложной была ситуация с домами ребенка, подведомственными Минздраву. Поскольку большинство их маленьких воспитанников (от 0 до 4 лет) имеют сложные заболевания или инвалидность, перевозить их на дальние расстояния без угрозы для здоровья можно только в реанимобилях и только в учреждения, отвечающие необходимым условиям медицинского ухода за детьми.

Почти две недели террористы кошмарили малышей из дома ребенка "Антошка" в Краматорске, пока 29 июня все 33 - в возрасте от 2 месяцев до 4 лет - наконец добрались до Харькова. Им запрещали выезд, в то же время "рекомендовали" паковать вещи в Россию. Главного врача учреждения Анатолия Романова за непокорность несколько раз отправляли в подвал, грозили расправой. В защиту детей выходили и мирные жители, становились буквально живым щитом. В дни "блокады" детям постоянно не хватало то продуктов, то воды.

"Когда мы вывозили детей из "Антошки", - рассказал советник министра внутренних дел Зорян Шкиряк, - то не спали четверо суток, постоянно велись переговоры. По пять-семь раз в день террористы меняли свои условия. Когда договоренность вроде бы была достигнута, Гиркин и Абвер, которые тогда сидели в Славянске, категорически отказывались отпускать детей. В конце концов, дети таки выехали, но не организованной колонной. Их вывезли одной машиной по одному-двое за несколько раз. И один раз, согласно нашей оперативной информации, планировалось осуществить обстрел машины из гранатомета, чтобы потом все представить как случайный снаряд с украинской стороны. Обошлось..."

Борьба за детей из "Антошки" стала своеобразным боевым крещением. В нее были вовлечены все: министры, омбудсмен, местная власть, волонтеры и известные врачи обеих стран - Ольга Богомолец и ее коллега из России Елизавета Глинка (более известная как врач Лиза). Можно предположить, что на каждого пришлось по одному ребенку, хотя на самом деле почти так и было.

По информации Минздрава, с июня, когда началась активная фаза АТО, обеспечить эвакуацию детей в короткие сроки (за один-два дня) было невозможно. Но ситуация с захватом "Антошки" заставила активизировать действия и начать срочные переговоры о "коридорах". "Все дети, которые могли передвигаться самостоятельно, усилиями местных управлений здравоохранения были вывезены на безопасные территории, как только начались первые волнения на Донбассе, - сообщил начальник отдела пресс-службы и по связям с общественностью Минздрава Виктор Сальков. - Когда же начались активные боевые действия, после консультаций с областями оказалось, что некоторых детей без угрозы их жизни вывезти нереально. И к тому же не было согласия на это так называемых ДНР и ЛНР. Благодаря переговорам - важную роль в этом сыграли областные администрации и переговорные группы - удалось вывезти из разных сиротских домов Донецкой и Луганской области 230 детей".

А 26 июля элэнэровцы таки вывезли принудительно в международный автомобильный пункт пропуска Донецк-Изварино Ростовской области РФ 61 воспитанника Луганского областного детского дома (22 ребенка - в возрасте до 1 года). Украина действовала по уже наработанному к тому времени алгоритму - и 27 июля все дети вернулись на родину.

Последний случай в очередной раз поразил бездушностью и наглостью. Сепаратисты похитили 7 детей с инвалидностью (воспитанников Луганского дома ребенка) прямо из больницы, где они проходили лечение. 8 августа малышей переместили в пункт пропуска Изварино, откуда их должны были вывезти на территорию РФ. Но уже 13 августа детей, слава Богу, вернули в Украину.

"Создание коридоров для эвакуации детей, - отметил Зорян Шкиряк, - вопрос длительных переговоров, после которых все равно никто не застрахован от "сюрпризов" со стороны террористов. Каждый раз была угроза теракта, обстрела, подрыва. И все это с целью провокаций".

Приключения в Краматорском центре социально-психологической реабилитации, подведомственном Минсоцполитики, начались еще в самом начале июня. Город уже был захвачен боевиками, но команда вывозить детей не поступала. Вооруженные "ополченцы" с журналистами НТВ пришли к руководству центра и предупредили, что завтра будут снимать сюжет о том, как дети прячутся в бомбоубежище. Да, бомбоубежище там есть, но тогда город еще никто не бомбил. После этого руководство учреждения и местные службы на свой страх и риск организовали тайную эвакуацию детей, о которой не знали даже некоторые сотрудники центра. Журналисты НТВ были крайне разочарованы. Потом "новая власть" вызвала директора центра и местных чиновников для "проведения следствия"…

300 приемных семей и детдомов семейного типа (ДДСТ) из Донецкой и Луганской областей, которые находятся в ведении Минсоцполитики, были вывезены Гуманитарным штабом Фонда Р.Ахметова. Кроме того, в сотрудничестве с местной и центральной властью были эвакуированы десять приютов, три дома ребенка и детдом для детей-инвалидов. Всего почти 500 детей-сирот.

По словам руководителя направления "эвакуация" Дарьи Касьяновой, за помощью к ним обратились еще в конце апреля. "Когда дети из ДДСТ из Дружковки вывесили на здании украинский флаг, к ним пришли с угрозами. Тогда нам стало понятно, что происходит что-то плохое".

Но Минсоцполитики о создании Оперативного штаба для вывоза детей из опасной зоны АТО задумалось только 17 июля. Что удивительно, поскольку на то время созданный правительством штаб (о нем - дальше) уже действовал. И Минсоцполитики, входившее в его состав, не могло об этом не знать…

Кстати, на картах АТО по состоянию на 1 июля четко видно, что в зоне боевых действий - треть Донбасса. К тому времени пророссийские террористы уже готовились обстрелять украинский самолет Су-24, уже велись бои на окраинах Луганска, а танки лезли через открытую границу. Но Минсоцполитики горячими точками на 1 июля считал только "города Славянск, Краматорск и Лисичанск, где непосредственно ведутся боевые действия". Об этом мы прочитали на ведомственном сайте в парадном пресс-релизе под заголовком "На территории "горячих точек" восточных регионов из детских учреждений систем Минсоцполитики, МОН, Минздрава все дети эвакуированы". Выводы делайте сами...

К слову, Минсоцполитики могло инициировать объединение работы центральных органов власти, всех имеющихся ресурсов, волонтеров и фондов в вопросе эвакуации сирот. Ведь защита прав и интересов детей-сирот, без привязки к тому, в каком учреждении они находятся, входит именно в его компетенцию. По нашему мнению, должны были появиться хоть какие-то инструкции/рекомендации по защите детей для местных органов власти на Донбассе. И не в июле, когда наших сирот уже и похищали, и живым щитом держали, и перевозили в условиях опасности для здоровья и жизни. Но решая множество неотложных проблем с пенсиями, социальными выплатами, о детях Минсоцполитики забыло.

Следует отметить, что всем сотрудникам интернатов, работникам местных и областных администраций, волонтерам и добровольцам постоянно угрожала опасность. Большинство тех, кто так или иначе был причастен к вывозу детей, переживали реальный страх смерти. Чего только стоит "распоряжение совета министров ДНР от 25 июня", за подписью "председателя" Александра Бородая, о запрете эвакуировать детей из детдомов и приютов за пределы "ДНР". Можно - исключительно в РФ. С этой бумажкой простых служащих и работников детских учреждений "ознакомляли" вооруженные "министры". Террористы ночевали в домах ребенка и интернатах. И министерства могут сколько угодно ссылаться на "компетенцию местных органов власти", забывая при этом упомянуть, что последних оставили наедине с чрезвычайной ситуацией отнюдь не регионального масштаба.

Спасение утопающих - дело рук утопающих

Итак, организованной прямой команды из центра вывозить детей-сирот из потенциально опасного Донбасса на места не поступало не то что в апреле-мае, но даже и в июне. И до середины июля все решали в основном волонтеры, общественные организации, фонды, работники интернатных заведений в тесном сотрудничестве с областными администрациями.

С тех пор как 12 апреля боевики захватили Славянск, не было и недели, чтобы какое-нибудь интернатное заведение не "приглянулось" террористам - то в дом ребенка с подарками от "Новороссии" заглянет О.Царев, то над головой у детей (на крыше здания) разместят огневую точку…

Через два месяца после начала АТО волонтеры заявили, что за все это время государство не предприняло ни одной попытки эвакуировать детей из интернатов и приютов государственного подчинения.

Один из таких волонтеров, пастор Церкви "Добрая весть" Петр Дудник, говорит: "Знаете, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Как только мы увидели первые непонятные процессы в Славянске (захват отделения милиции и избрание самопровозглашенного мэра. - Прим. авт.), из нашего приюта "Паруса надежды" мы сразу вывезли всех детей. В других же городах возникали постоянные проблемы с тем, что террористы под угрозой расстрела запрещали вывозить детей. То есть, это говорит о том, что государство своевременно не отреагировало и не эвакуировало детей".

В мае приют "Паруса надежды" заняли террористы. К тому времени его уже разбомбили. Хорошо, что детей эвакуировали…

Учитывая эти обстоятельства, трудно оправдать запоздалую реакцию украинских высокопоставленных чиновников только психологической неготовностью к войне.

Так, только 11 июня появляется первое распоряжение Кабмина №588-р "Вопросы социального обеспечения граждан Украины, перемещаемых с временно оккупированной территории и районов проведения антитеррористической операции", которое косвенно можно привязать к вопросам эвакуации и дальнейшего размещения детей-сирот.

Этим распоряжением был создан Межведомственный координационный штаб по вопросам, связанным с социальным обеспечением граждан Украины, которые перемещаются с временно оккупированной территории и районов проведения АТО.

Несмотря на это, только 19 июля Кабмин поручает министерствам внутренних дел, соцполитики, здравоохранения и государственной службе по чрезвычайным ситуациям рассмотреть обращение уполномоченного ВР Украины по правам человека В.Лутковской от 27 июня об эвакуации подопечных интернатных учреждений в Донецкой и Луганской областях.

То есть, три недели письмо блуждало по кабинетам Кабмина! Бюрократия и в мирное время поражает. Но ведь здесь речь шла о жизни и здоровье детей, которые находились в зоне боевых действий и о которых, кроме государства, позаботиться больше некому!

Еще через 10 дней МВД, обобщив предложения других министерств, предлагает провести совместное совещание с участием представителей ГСЧС, Минобороны, СБУ и определить возможные пути вывоза подопечных и воспитанников интернатных заведений для детей-сирот и лишенных родительской опеки из опасной зоны активных боевых действий АТО.

То есть, причастные министерства и ведомства с разной оперативностью реагировали на возникавшие обстоятельства, но своевременно не сделали ничего, чтобы не допустить опасных для жизни детей инцидентов.

Дети имеют право…

Искать виноватого - не наше дело. Мы только попытались собрать вместе множество разных фактов и историй. Хочется надеяться, что мы хорошо усвоили этот урок. Мы верим, что все вышеупомянутые прецеденты будут проанализированы, а в кабинетах министерств и ведомств уже работают над планами возвращения детей-сирот и лишенных родительской опеки в свои учреждения (до 1 сентября или?..) и над созданием, условно говоря, "оперативного плана действий на случай…" для прифронтовых Харькова, Одессы, Днепропетровска, Сум, Запорожья или того же Мариуполя. Дай Бог, чтобы этот план не понадобился.

Все высокопоставленные должностные лица (да и простые чиновники) в разговоре честно признавались, что были не готовы, поскольку не ожидали такого развития событий. Конечно, никто такого не предполагал. Думаем, не только вышеупомянутые министерства, но и спецслужбы и военные не подозревали о планах и спецориентироваках террористов на сирот.

Но пережив аннексию Крыма и получив недвусмысленное предупреждение лично от В.Путина о живом щите из женщин и детей, понимая слабость местных госслужащих перед вооруженными "министрами ДНР и ЛНР", центр должен был разработать хоть какой-нибудь план - хотя бы в отношении детей-сирот из учреждений в зоне вооруженного конфликта.

Очевидно, что все дети должны быть защищены от опасностей, которые несет в себе вооруженный конфликт, а особенно дети с тяжелыми заболеваниями. Прикованные к койке, зависимые от специального лечения и т.п. - все они имеют право на защиту со стороны государства. Ведь тех, у кого есть семья, защитят, как смогут, мама и папа, а сироты находятся только под опекой государства. Их нельзя просто так взять и отправить подальше от танков в здравницу. Они полностью зависимы от решений в высоких киевских кабинетах.

И очень бы хотелось, чтобы чиновники чувствовали ответственность за детей, для которых они являются мамой и папой. И решения в отношении сирот принимали так же ответственно, оперативно и четко, как в отношении собственных.

Конечно, сначала не было четкого понимания, что такое зона АТО, на какой нормативный акт ссылаться госслужащим, если бы они и хотели эвакуировать сирот еще в апреле-мае. Никто не мог спрогнозировать и того, как зона АТО изменится за неделю или месяц. Добавьте сюда еще смену министров, руководителей аппаратов министерств, которые к тому времени, когда детей уже надо было вывозить, только входили в курс дел.

Координацию работы по эвакуации детей-сирот должен был обеспечить специально созданный Межведомственный координационный штаб. А каждое из ведомств - МОН, Минздрав, Минсоцполитики - должно было поднимать вопрос по этим детям, чтобы штаб мог рассматривать вопрос комплексно, принимать согласованные решения, выдавать конкретные поручения и спускать на места для выполнения.

Заседание штабов проводились, вопросы поднимались, но никакого формального решения, общих приказов или инструкций по эвакуации детей-сирот мы так и не нашли. Вот и получается, что все сиротские учреждения подчинены разным структурам, и каждая из них, а также местные администрации действуют на свое усмотрение. Это еще один пример, когда, к величайшему сожалению, вопрос детей остается на последнем месте. Но за государственных детей отвечает государство. Об этой своей обязанности, закрепленной в Конституции Украины, оно, к сожалению, забыло.