UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В МОК

Созданный усилиями французского барона Пьера де Кубертена в 1894 году Международный олимпийский ко...

Автор: Владимир Маевский

Созданный усилиями французского барона Пьера де Кубертена в 1894 году Международный олимпийский комитет оказался исключительно жизнеспособной организацией, которая с течением времени приобретала все больший престиж. Начав с 14 членов этого аристократического клуба, ныне МОК объединяет более 200 государств и более сотни членов, обладающих привилегией оставаться на своем посту до 80 лет. Независимость МОК от каких бы то ни было политических влияний неоднократно доказывалась и обеспечивается не только практической пожизненностью полномочий его членов, но и тем, что это всегда были люди богатые, титулованные - миллиардеры и миллионеры, лорды, принцы, герцоги, маркизы, бароны и даже короли, генералы - в крайнем случае, или просто всемирные знаменитости. При таком составе были возможны Олимпийские игры 1936 года в фашистском Берлине или 1980 года в Москве при активном неприятии этого весьма значительным количеством стран. Одной из самых парадоксальных была Олимпиада 1988 года в Сеуле в то время, когда с Южной Кореей попросту не имели дипломатических отношений множество государств, включая и величайшую спортивную державу - СССР. Игры имели такой политический резонанс, что в Корее появились десятки новых дипломатических представительств.

И вот в ноябре прошлого года разгорелся и до сих пор не угас небывалый еще в истории МОК скандал - «бессмертные небожители» были обвинены в получении солидных взяток за благоприятное голосование при выборе очередных олимпийских столиц. Особенно неприглядно выглядело в этом отношении предоставление американскому городу Солт-Лейк-Сити права на проведение зимних Олимпийских игр 2002 года. Практически было доказано, что добрый десяток членов МОК в той или иной форме получили какие-то привилегии для себя лично или своих родственников, а когда начали копать глубже, в орбиту расследования попали уже Игры в Атланте 1996 года и зимняя Олимпиада в Нагано 1998 года. Президент МОК Хуан Антонио Самаранч призвал к очищению от людей, порочащих престиж организации и звание члена МОК. Под давлением обстоятельств подали в отставку те «бессмертные», которые не могли объяснить вменяемые им в вину порочащие обстоятельства. Заодно уже бросили пару камней и в Самаранча в виде обвинения в получении в подарок дорогих охотничьих ружей и сувенирного самурайского меча. Международный олимпийский комитет вроде бы преуспел в самоочищении, но тут за дело взялась специально созданная сенатская комиссия Конгресса США. В другое время МОК запылал бы от возмущения - где американский Конгресс, а где штаб-квартира МОК в Лозанне, кому это позволено копаться в делах в общем-то общественной организации, являющейся государством в государстве, как Ватикан в Италии? Кто это может приглашать Самаранча с отчетом? Однако на дворе был не 1894-й и даже не 1988 год. Кончался ХХ век, дул, как всегда, октябрь ветрами, речь шла о разрушении авторитета великого олимпийского сообщества.

А дотошные сенаторы вытаскивали на свет один компромат за другим. На президента Российского олимпийского комитета Виталия Смирнова раньше «навешивали» обвинение в получении все того же традиционного охотничьего ружья и бесплатное лечение в Солт-Лейк-Сити знаменитого хоккеиста Александра Рагулина. Смирнов позаботился о том, чтобы избавиться от ружья, стреляющего в обе стороны, подарив его детской спортивной школе. Ну а Рагулин не являлся его родственником и хлопоты о его здоровье, в конце концов, ничего криминального в себе не содержали. Кроме того, Виталий Смирнов собрал ОКР и провел голосование о доверии себе, которое дало единодушное одобрение.

Сенатский комитет, проводивший «глубокое бурение» по вопросу предоставления статуса олимпийских столиц Атланте и Солт-Лейк-Сити, обнаружил, что ряд членов МОК, заинтересованных в победе Атланты, поделили между собой около восьми миллионов долларов, если не наличными, то в виде дорогих подарков. Представитель республиканской партии от штата Мичиган Фред Аптон включил в черный список, увы, Виталия Смирнова. Сообщающий об этом еженедельник «Ньюс Уик» отводит на долю президента ОКР на Играх-96 подарки на сумму 9 тысяч долларов, в каковую сумму включен дорогой нож, пара охотничьих сапог, Cd-плейер и набор компакт-дисков, статуэтка и проживание в пансионате на побережье Атлантики плюс оплата трехмесячного обучения сына Смирнова английскому языку в Штатах. В свете того, что в начале этого года комиссия МОК объявила Виталию Смирнову последнее серьезное предупреждение, его положение ныне представляется трудным. Год назад маркиз Самаранч проигнорировал приглашение сенаторов посетить заседание комиссии в США, предложив на замену американскую спортсменку, вице-президента МОК Аниту де Франс. Сейчас отдуваться будет еще один вице-президент МОК, канадец Дик Паунд, один из старейших в организации, который и был инициатором борьбы с коррупцией в МОК в прошлом году. Разумеется, любые решения американского Конгресса совершенно не обязательны для МОК, но только не на фоне опять разгорающегося скандала и довольно вялой работы собственной комиссии МОК по борьбе с коррупцией.

Пока что установлена предельная, весьма незначительная сумма подарков, которые могут принимать эмиссары МОК, ушли в отставку большинство наиболее ярких фигур скандала со взятками, членам МОК запрещено посещать города, претендующие на проведение очередных Олимпийских игр. Последнее, кстати, может быть, и избавляет инспекторов от непосредственного контакта со взяткодателями, но лишает их возможности квалифицированно оценить преимущества или недостатки того или иного города-кандидата. А это снова приводит к замкнутому кругу, в котором неизбежно появляются змеи-искусители из числа представителей будущих олимпийских столиц с гнусными предложениями. Им ведь ездить в места проживания членов МОК никто запретить не может. Нам остается радоваться, что член МОК в Украине Валерий Борзов не только не замешан во всей этой грязи, но и входит в состав комиссии по расследованию злоупотреблений. После того, как на Олимпийском конгрессе МОК в 2001 году в Москве Хуан Антонио Самаранч уйдет в отставку, предполагается снизить предельный возраст для члена МОК до 70 лет, так как восьмидесятилетний лимит был явно принят именно для Самаранча. Любопытно, что проведение конгресса МОК в Москве - событие, ставящее перед городом множество проблем. Одна из них - выполнить наконец пункт Олимпийской хартии, предусматривающий увековечивание в олимпийских столицах имен всех чемпионов состоявшихся здесь Игр. С 1980 года в Москве этот вопрос неоднократно обсуждался, предлагались проекты создания специальных сооружений в Лужниках или на Воробьевых горах напротив. Меньше миллиона долларов любой из проектов не стоил, а потому ни один из них не был осуществлен. Сейчас есть предложения открыть нечто, увековечивающее имена всех победителей Игр-80, 19 июля 2000 года в честь двадцатилетия этого события.