UA / RU
Поддержать ZN.ua

Охранник памяти с Андреевского спуска

Отправляясь на воскресную прогулку по Андреевскому спуску, я двигался не сверху вниз, как большин...

Автор: Иван Верстюк

Отправляясь на воскресную прогулку по Андреевскому спуску, я двигался не сверху вниз, как большинство киевлян и туристов, а снизу вверх: хотя такой маршрут физически утомительнее, с эстетической точки зрения он несравнимо привлекательнее. Постепенно ты приближаешься к духовному центру улицы — прекрасной Андреевской церкви. С террасы можно хорошо рассмотреть как сам спуск, так и весь киевский Подол.

Музей Ивана Кавалеридзе размещен с правой стороны улицы и выделяется среди остальных музеев спуска. Я шел сюда целенаправленно, поскольку уже определенное время интересовался фигурой известного украинского политического и церковного деятеля Степана Скрипника (владыки Украинской православной церкви Мстислава) и знал, что Скрипник был хорошо знаком с известным кинорежиссером. Кроме того, его другом был и гениальный украинский писатель Улас Самчук, один из моих любимых авторов, перу которого принадлежат трилогии «OST» (возможно, сравнение не совсем корректное, но это фактически украинский аналог «Архипелага Гулаг» недавно почившего Александра Солженицына) и «Волинь», роман «Марія», мемуары «На білому коні. На коні вороному». Именно знакомство Кавалеридзе со Скрипником и Самчуком и привело меня в музей.

Я шел сюда, чтобы узнать больше о самом Кавалеридзе, а познакомился здесь с не менее интересной фигурой — Василием Савченко, культурологом, консультантом музея.

Знакомство наше началось с моих вопросов об отношениях Степана Скрипника и Уласа Самчука с Иваном Кавалеридзе. Василий Спиридонович подробно рассказал, как весной 1941 г., перед началом Второй мировой войны, кинорежиссер со съемочной группой отправился в Карпаты снимать очередной фильм. Но с началом наступления немецкой армии на Советский Союз Кавалеридзе с коллегами оказались в плену на оккупированной территории. Улас Самчук и Степан Скрипник, издававшие тогда в Ровно украинский журнал «Волинь», использовали свои связи среди офицерского штаба оккупационной армии, чтобы спасти Ивана Кавалеридзе от расстрела (якобы как еврея), а потом помогли ему добраться до Киева.

В рассказе Василия Савченко не было ни тени осуждения или ноток обвинения тех или иных исторических лиц. Длинная и нелегкая жизнь научила Василия Спиридоновича понимать человека, какие бы поступки он ни совершил и что бы о нем ни говорили другие. И, прежде чем перейти непосредственно к фигуре В.Савченко, сообщу еще кое-что об, условно говоря, «виновнике» нашей с ним встречи.

Иван Петрович Кавалеридзе (1887—1978) — украинский кинорежиссер и скульптор. Основами художественного изобразительного искусства овладел в Киеве и Париже, был лично хорошо знаком с оперным певцом Федором Шаляпиным. В художественную элиту Иван Кавалеридзе влился благодаря своим скульптурам «Святослав в бою», «Борис Годунов», «Хоккеист», «Возле Перекопа», «Тарас Шевченко», «Григорий Сковорода». Но массовая популярность к нему пришла с выходом кинокартин «Наталка Полтавка», «Трактирщица», «Лесная песня».

Однако слава кинорежиссера не отвратила Кавалеридзе от скульптуры — и он создает свои главные шедевры: «Григория Сковороду», который стоит в Киеве на Контрактовой площади; «Княгиню Ольгу» со скульптурной композицией, восстановленной на Михайловской площади столицы (Василий Спиридонович объяснил, как следует понимать эту композицию: княгиня Ольга — это символ власти; апостол Андрей — символ духовности; Кирилл и Мефодий — символы просвещения. Власть, духовность, просвещение — это основа Украинского государства, ее трезубец); «Ярослава Мудрого» у киевских Золотых Ворот.

Беспредельно влюбленный в Ивана Кавалеридзе и его творчество Василий Спиридонович, человек пенсионного возраста, с энтузиазмом работает консультантом Музея Кавалеридзе. Как культуролог он учит музейных посетителей понимать искусство, читать его, а как опытный в жизни человек — учит их любить творцов искусства.

Родился Василий Спиридонович в 1932 г. в знаменитом городе Козельце Черниговской области в семье учителей (отец был репрессирован в 1937 г. и расстрелян), учился в местной школе. Во время Второй мировой войны 11-летний подросток осуществлял вооруженные диверсии. «Мне пришлось стать свидетелем того, как фашисты расстреляли десяток моих одноклассников, и потому я мстил как мог. Достав боевой порох, я организовывал взрывы штабных и жилых помещений, занятых немецкими офицерами и солдатами. Конечно, очень радовался, когда удавалось провести удачную диверсию, но в глубине души печалился по радостям детства. Чтобы как-то избавить меня от этой грусти, школьная учительница литературы давала мне книги, классику романного жанра — Вальтера Скотта, Жюля Верна, Майн Рида. Читая их, я понемногу отходил от ужасов войны, душа набиралась здоровых детских впечатлений», — рассказывает Василий Савченко.

После войны он поступил в Козелецкий техникум, потом поехал работать в Воронеж (в Россию), затем вернулся в Украину, в Киев. Работал конструктором в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро. С большой радостью встретил г-н Савченко провозглашение государственной независимости Украины в 1991 г. К тому времени уже пенсионер, он с головой погружается в культурно-общественную деятельность, содействует распространению идей национального и духовного возрождения, сотрудничает с проводом Народного руха Украины. Известная диссидентка, многолетний узник советских лагерей Оксана Мешко поручает Василию Спиридоновичу организовать работу Всеукраинского мемориала им. Васыля Стуса. В рамках деятельности члена исполнительного комитета этой организации В.Савченко работает над сбором фактов о Голодоморе 1932—1933 гг., информация о котором тогда только начинала становиться известной широким массам, организовывает издание соответствующей литературы.

Василий Спиридонович занимался также проблемой украинских остарбайтеров — людей, которые были насильственно вывезены в Германию во время Второй мировой войны для принудительного труда. Он основал Ассоциацию украинских остарбайтеров, принимал участие в работе Фонда взаимопонимания и примирения при Кабинете министров Украины. Именно благодаря усилиям Василия Спиридоновича сотни украинских остарбайтеров получили значительную финансовую помощь из Германии. «Правда, здесь не обошлось без человеческой нечестности, — говорит г-н Савченко. — Деньги, предназначенные немецкими гуманитарными фондами для выплаты украинским остарбайтерам, бессовестно разворовывали работники наших банков, через которые проводились финансовые расчеты. Сами же люди, которые получали помощь, подходили ко мне, благодарили и спрашивали, сколько должны мне заплатить. Они тогда еще жили советскими стандартами, в соответствии с которыми за все нужно было платить, в том числе и за добрые дела. Но я им говорил: не нужно мне ничего, я рад, что смог вам помочь».

Василий Савченко сотрудничал с Обществом политзаключенных и репрессированных, принимал участие в многочисленных пикетированиях государственных и правительственных учреждений, помогал в работе ассоциации «Голодомори України», работал секретарем Союза писателей, прилагал усилия для перевозки могилы гетмана Ивана Мазепы из Румынии в Украину, а также могилы выдающегося украинского государственного деятеля Симона Петлюры — из Франции в Украину.

Показывая мне выставку портретов известных украинских политиков, ученых, диссидентов, которая разместилась в Музее Ивана Кавалеридзе, Василий Спиридонович о каждом, изображенном на картине, рассказывает что-то известное только ему. Вот его признание у портрета Вячеслава Чорновила: «Я Вячеславу говорил: зачем вы остановили Народный рух? Он мог бы шириться и шириться, но вы решили иначе. Теперь мы имеем недоукраинизированную Украину». Возле портрета Ивана Драча: «Драча я никогда не мог до конца понять. Как можно было ставить на ведущие должности в Народном рухе бывших коммунистов? Помню его многочисленные выступления, речи — что-то в них всегда было не то». Возле портрета Оксаны Мешко: «Эта женщина была настоящей леди — интеллигентная, с прекрасными манерами, изысканная. Настоящая учительница. Она и работала педагогом, пока коммунисты не сослали ее рубить лес в Сибирь. Для меня Оксана Мешко при знакомстве с нею стала символом украинского национального возрождения. Именно она благословила меня работать во Всеукраинском мемориале им. Васыля Стуса. За всех этих людей я всегда молюсь, вписываю их имена в поминальные записки, когда иду на богослужение».

Был знаком Василий Спиридонович и с выдающимся украинским церковным деятелем владыкой Мстиславом (Степаном Скрипником). «Я ходил к владыке Мстиславу, когда он только приехал в Украину из США и пребывал в гостинице «Украина». Это был очень вежливый, аристократичный, душевный человек. Он так тепло меня встретил: «Заходите, выпейте со мной чаю. Как хорошо, что вы пришли — мы же украинцы, одной веры, должны общаться, хорошо знать друг друга». Я начал говорить с ним о перенесении могил Ивана Мазепы и Симона Петлюры, родным племянником и адъютантом которого был в молодые годы Мстислав. Владыка дал свое благословение в деле с Мазепой, но с перенесением могилы Петлюры просил подождать: «Это пока не ко времени. И вдобавок нужно разговаривать с родственниками, договариваться». Я ходил на все его богослужения, он совершал их на Подоле в Покровской церкви, которую хотел видеть своим кафедральным храмом. К сожалению, владыка Мстислав очень болел, должен был постоянно ездить на лечение из Украины в США».

В конце нашей встречи Василий Спиридонович подарил мне свою поэзию «Равноапостольная Ольга», на создание которой его вдохновила скульптура Ивана Кавалеридзе «Княгиня Ольга».