UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Одумайся, кто начинает с поцелуев…» Легенды на монетах: курьезные истории

История нумизматики – это не только сопутствующие ей экскурсии во времени и по странам, всяческие там технологические тонкости...

Автор: Сергей Махун

История нумизматики – это не только сопутствующие ей экскурсии во времени и по странам, всяческие там технологические тонкости. Курьезов, или же хохм за многие века накопилось совсем немало. Первенство здесь, безусловно, держат западноевропейские монеты позднего Средневековья и Нового времени.

Монетой № 1 в мире тогда был талер. Крупная серебряная монета (28—32 г), впервые отчеканенная в 1486 году на монетном дворе эрцгерцога Сигизмунда Тирольского в городе Халле, почти на четыре века стала самой распространенной в Старом Свете; да и в истории нумизматики всех времен и народов не сыскать ей соперников. Имя свое талер получил от городка Иоахимсталь (Чехия). Здесь с 1519 года монетные сеньоры, бароны Шлик чеканили, благодаря богатейшим серебряным рудникам, сотни тысяч монет, наводнивших рынки Европы.

Герцог Август Брауншвайг-Вольфенбюттельский (1635 — 1666) в течение 20 лет с упорством, достойным лучшего применения, выпускал талер с дикарем. У любого человека дикарь этот, такой себе германец-варвар времен противостояния с Римской империей, с вырванной (вместе с корнем!) елью скорее ассоциировался
с дворником. Потому и название монета получила соответствующее — талер с дворником, то есть хаускнехтсталер (нем. Hausknechtstaler).

Размолвка между родными братьями стала причиной выпуска в 1702 году высокохудожественной монеты — люфтпумпенталера (нем. Luftpumpentaler — талер с воздушным насосом). На ней изображен опыт по разрыву полушарий Герикке, называемых магдебургскими полушариями, при помощи лошадиной тяги. На реверсе (обратной стороне) женская рука открывает вентиль на полушариях. По преданию — это рука жены Антона-Ульриха Брауншвайгского, с которым и порвал все отношения старший брат — Рудольф-Август. Очевидно, здесь и находились истоки семейного конфликта, так что впору сказать — «Ищите женщину!»…

Зачастую народная молва давала монетам настолько меткие названия, что владетельные князья были вынуждены отказываться от их выпуска. Так, в 1816 году талер, чеканенный королем Саксонии Фридрихом-Августом II (1763 — 1827), иронически прозвали шлафрокталер (от Schlafrock — домашний халат). Почему? Чересчур широкий мундир короля, да еще отсутствие на нем эполет вызывали определенные аналогии. Король был вынужден запретить выпуск монет, ставших таким образом настоящим раритетом для коллекционеров.

Продолжая, если можно так сказать, «семейную» тему, расскажем о фривольных золотых и серебряных игральных жетонах, называемых козельдукатенами, ходивших наравне с монетами. Графиня Анна-Констанца Козель, одна из многочисленных, но самая знаменитая любовница курфюрста Саксонии и короля Речи Посполитой Августа Сильного, (об этом написаны романы, сняты художественные фильмы) таким образом еще раз «вошла в историю». На жетонах изображения петуха и курицы или же пара голубков в весьма непристойных позах. Легенда на реверсе также была «в тему» — «Одумайся, кто начинает с поцелуев, тот оказывается в постели». Двор Августа Сильного (кстати, руками ломавшего подковы), катастрофически неудачливого властителя-полководца, терпевшего поражение за поражением от короля Швеции Карла XII в Северной войне, без сомнения, был настоящим Содомом и Гоморрой. Версаль и всякие там мадам Помпадур, говоря современным языком, отдыхают…

Еще одна весьма редкая монета выпускалась в 1816 — 1817 годах в Пруссии. Фридрих Вильгельм III, присмотревшись к талеру со своим портретом, неожиданно для всех царедворцев сказал, что он отнюдь не «Камергер фон Пройсс». Именно так можно было прочитать часть круговой легенды в сокращенном варианте — K.V.PREUSS. Чеканка злополучной монеты была немедленно прекращена, виновные (конечно же, таковые нашлись, но куда смотрел сам монарх!) наказаны, а вскоре талер уже выпускался с круговой легендой без сокращений.

Выпуск пфаффенфайндталера (нем. Pfaffenfeindtaler — талер врага попов) тесно связан с событиями Тридцатилетней войны (1618 — 1648). Один из деятельных ее участников, герцог Брауншвайгский Христиан, лютеранин, ярый противник католиков и Папы, в 1622 году использовал для чеканки монет «конфискованную» церковную утварь Падерборнского собора, а также монастырей Вюрцбурга и Эребрейтштейна. На аверсе талера надпись, не дающая повода для разночтений — «Друг Бога — враг попов».

Так называемый кометный талер (нем. Kometentaler) медального типа был выпущен магистратом Страсбурга в 1681 году в связи с появлением над городом ярчайшей кометы. Интересно, что патрициат Страсбурга связывал это событие с завоеванием города французской армией. Удивительно молниеносная, или, перефразируя, «кометоносная» верноподданническая надпись на гурте (боковой поверхности монеты) гласила: «Страсбург, город прекрасный, Франции покорился, 20 сентября 1681».

Часто в западноевропейских странах выпускались и наградные монеты-талеры, поощрявшие какой-либо вид деятельности. Маркграф Ансбахский Александр в 1775 году выпустил клеверный талер (нем. Kleebautaler). Он вручался подданным, разводившим клевер.

В 1622 году в Магдебурге была отчеканена памятная монета, получившая в народе название венерин талер (нем. Venustaler). Посвящена она основателю города императору Оттону I. Несколько неожиданным было композиционное решение на реверсе талера. На повозке, запряженной парой голубей и парой лебедей, стоит Венера рядом с тремя грациями (кстати, все — весьма упитанные). Надпись и сейчас поражает торжественным, впрочем, несколько витиеватым слогом: «Венера, нежная языческая богиня, здесь почитаема была в своей наготе. Нынче, хвала Господу, здесь посеяно слово Божье». Но вот госпожа Клио не была столь благосклонна к богатому протестантскому городу. Через девять лет, в 1631 году, войска Католической лиги под командованием генералиссимуса Й.-Ц. фон Тилли взяли Магдебург штурмом, разрушили и разграбили его, зверски убив
почти 30 тысяч его жителей. На войне как на войне…

Совсем не редки были выпуски монет, которые и сейчас вызывают улыбку. В 1691 году в швейцарском городе Базеле был отчеканен памятный талер. Он получил необычное название — глукхенненталер (нем. Gluckhennentaler — талер с наседкой). На реверсе — наседка с цыплятами, а чуть ниже — изречение на латыни «Кормит и защищает». Что же могло послужить поводом к ее выпуску? Оказывается, между магистратом и городским плебсом разгорелся нешуточный спор по поводу методов управления. Члены большого совета Базеля высказали претензии к своим визави в связи с падением авторитета высших чиновников. Ассоциации с «кормящей и защищающей» курицей-властью и бестолковыми, беспомощными цыплятами-поддаными напрашиваются сами собой.