UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОДЕЖКА ДЛЯ ТУРИЗМА

«Я бы с удовольствием еще раз посетил Украину, если бы мог обзавестись тремя необходимыми вещами—...

Автор: Валерия Бондаренко

«Я бы с удовольствием еще раз посетил Украину, если бы мог обзавестись тремя необходимыми вещами—фальшивым украинским паспортом, корочкой госчиновника для получения статуса «неприкасаемого» и местным другом-украинцем, который бы улаживал за меня все возникающие бюрократические вопросы». Так отшутился в ответ на мое приглашение один из иностранцев, уже однажды испытавший на себе все прелести «ненавязчивого украинского сервиса».

Действительно, радушное приглашение посетить Украину еще совсем недавно имело для иностранцев практически то же значение, что для наших «приезжайте к нам на Колыму».

Эта «Колыма» для иноземца начиналась с момента получения визы и пограничного контроля, а дальше — «по этапу»: несколько обязательных нелепых регистраций, таможенные пошлины как на государственном кордоне, так и на границах с некоторыми областями внутри Украины, и, как правило, двойные тарифы на все — гостиницы, транспорт, обслуживание и. т. п.

На днях на «украинской Колыме» стало немного теплее. Кабмин принял постановление, согласно которому украинские граждане и иностранцы уравнены в правах при пользовании всей сервисной инфраструктурой — от платы за гостиницу до услуг транспорта и стоимости билетов в музеи, на выставки и прочие культурно-массовые мероприятия.

Это, по большому счету, первая серьезная победа Государственной туристической администрации Украины в борьбе с государственной бюрократической машиной. Об ожидаемом результате и следующих шагах гостурадминистрации рассказывает ее глава Валерий ЦЫБУХ.

— Валерий Иванович, с каких пор в стране действовала такая «обдираловка» в отношении иностранцев?

— Еще с незапамятных советских времен. Мотивация была простой: если«буржуи» получают больше простого советского труженика, то пусть и платят больше. А когда Украина стала независимой, наши чиновники пошли еще дальше. С их легкой руки в разряд «буржуев» попали граждане всех республик СНГ. Правда, тарифы для них были чуть ниже, чем для прочих иностранцев. Причем уровень сервиса в номере за сто долларов по западным меркам не тянул даже на пять. Неудивительно, что иностранцы буквально засыпали свои посольства жалобами. Ведь такое обращение иначе, чем дискриминацией, не назовешь. Кроме того, это грубое нарушение Основного Закона Украины — 26-я статья Конституции говорит о равных правах как для украинцев, так и для, въезжающих в нашу страну иностранных граждан.

— Не приведет ли такая «уравниловка» к росту цен на туристическом рынке Украины?

— Сейчас трудно судить, но думаю, скачка цен не будет. Средняя загрузка гостиниц по стране всего лишь 25%. Во многих районных отелях кроме тараканов давно никто не живет. Окупают себя в основном столичные и курортные гостиницы, уже давно работающие по принципу одной цены. Да, она очень высока, но ее формируют непомерно высокие налоги и совсем уж заоблачный гостиничный сбор. Здравомыслящие директора отелей понимают, что повышение цен гостиничный сервис не спасет. А вот создание сети частных мотелей и пансионатов вдоль транспортных коридоров вполне способно оздоровить гостиничную отрасль. Такие небольшие гостиницы с лихвой себя окупают. Это наглядно продемонстрировал нынешний курортный сезон в Крыму, когда большинство отдыхающих предпочло остановиться на отдых в частном секторе, проигнорировав дорогостоящие здравницы на несколько сотен мест.

— Дискриминационные постановления Кабмин отменил, а что будет с теми, кто продолжает их «выполнять»?

— Гостурадминистрация имеет право принимать жалобы иностранцев и обращаться в органы прокуратуры, которые будут привлекать к ответственности нарушителей действующего законодательства.

— Долго ли пришлось пробивать это постановление?

— Более двух лет, пока этим вопросом не занялся премьер-министр Украины. Кстати, мы попутно решили ряд проблем: при поддержке Министерства внутренних дел нами ликвидирована такая «нелепица», как регистрация иностранцев в ОВИР. При этом зарубежный турист нередко выстаивал длиннющую очередь, состоящую в основном из зеков, — ведь только они еще имели такую «привилегию»… Кроме того, на пограничных пропускных пунктах для тех, кто путешествует на автомобилях, введен единый сбор. Мы пытаемся активно сотрудничать и с МИД Украины. Сейчас в аэро- и морских портах Симферополя и Одессы (а также Одесском морском торговом порту) дается разрешение на безвизовый въезд сроком на 8 дней. А еще мы отказались от референса — платной системы двойной координации работы турфирм.

— Какой вопрос сегодня требует безотлагательного решения?

— Прежде всего необходимо уйти от непомерного гостиничного сбора, ныне он составляет 20% от объема предоставляемых услуг. Мы подготовили специальные предложения по внесению изменений в действующее законодательство и надеемся, что Верховная Рада на этой сессии нас поддержит. И если сбор не снимут полностью, то по крайней мере уменьшат его до 5%. Кстати, парадокс, но его уровень напрямую зависит от количества звезд. Вот почему отели очень неохотно демонстрируют свою истинную «звездность».

— Скажем так, это локальная проблема туриндустрии Украины. А разрешения каких глобальных проблем вы ждете от парламентариев?

— Это, прежде всего, внесение изменений, а по сути, новой редакции нового Закона о туризме, уже рассмотренный в первом чтении. Кроме того, сейчас на подписи у Президента находится поистине революционный указ, подготовленный администрацией главы государства на основе наших предложений, касающийся развития туризма в целом. Проект определяет полномочия Гостурадминистрации как единого органа по вопросам туризма и курортной деятельности. Этот указ также предписывает проведение в 2003 году полной инвентаризации объектов туристической и курортной сферы, а кроме того — поэтапную приватизацию санаторно-курортных комплексов в течение двух лет, включая и объекты незавершенного строительства. А их только в Крыму — более 100… Необходимо также, по возможности, сохранить профиль санаторно-оздоровительных комплексов и систему льгот для социально незащищенных категорий населения. Но основное — это создание особой законодательной базы для привлечения инвестиций в туристическо-курортный комплекс страны, а именно — освобождение инвестора от налогов и платы за землю сроком, к примеру, на 10 лет, как это делается в других странах. Также надо внедрить механизмы долгосрочного льготного кредитования.

В этом проекте, я считаю, должны быть отражены этапы введения безвизового режима для граждан стран ЕС, США, Канады, Японии и др. Чрезвычайно важно унифицировать тарифы. Необходимо пересмотреть тарифы и в отношении круизного туризма. Например, сейчас заход иностранного круизного судна, скажем, в порты Испании стоит 25 тыс. долл., и в сутки в ту же Барселону приходят два-три корабля, то есть приблизительно 600 за год. А у нас «причалить» стоит 55 тыс. долларов. Потому украинские порты стараются обходить стороной.

— Вас иногда упрекают в том, что кроме сугубо туристических вопросов вы занимаетесь решением «вневедомственных» проблем, как-то: визовый режим, пограничный контроль и т.п.

— Туриндустрия без решения этих вопросов — все равно что голый человек, не защищенный ни от капризов погоды, ни от косых взглядов, ни от насмешек. Главное, он не может чувствовать себя уверенно и комфортно... Для того чтобы «одеть» наш туризм, надо решить пять глобальных проблем: развивать туристическую инфраструктуру, улучшать сервис, упростить формальности (от получения виз и на всем протяжении пребывания туриста в Украине), «поднять» рекламно-информационный рынок и решить проблему квалифицированных кадров.

— Получается, что сегодня этот «туризм-бедолага» с вашей помощью только-только прикрыл наготу. И за какое время его можно «одеть» по-человечески?

— Думаю, лет за десять. Причем не просто одеть, а нарядить хорошо и со вкусом…