С трех лет Ваня Черевко начал ходить в детский сад, но, так и не поняв, зачем спать днем, если этого не хочешь, зачем играть по расписанию в те игры, которые неинтересны, стал бунтовать. Родители пошли ему навстречу, остановив эксперимент под названием «детсад». В пять лет мальчик решил, что ему пора в школу. И хотя в 1996 году детей принимали только с семи лет, его просьба была настолько настойчивой, что у родителей «не было возможности отказать». Школу искали долго. Нашли, но первый класс в частном учебном заведении закончился досрочно — мальчик слишком быстро усваивал учебный материал, через некоторое время отказался посещать уроки, на которых одно и то же повторяли несколько раз. В какой-то момент из-за парты он пересел под парту, где, стараясь удовлетворить свое неуемное стремление к познанию, постоянно читал. Родители Ивана решили взять на себя ответственность и сделать перерыв в школьном обучении сына, у которого к тому моменту уже не было ни малейшего желания идти во второй класс.
В шесть лет Иван поступил в Школу экстернов, открывшуюся в Киеве, и блестяще окончил ее в возрасте 11 лет. Причем был период, когда родители притормозили темпы обучения сына. Начиная с семилетнего возраста Иван стал посещать различные секции в Малой академии наук (МАН), писать стихи. Тогда у мальчика появилась твердая уверенность, что он станет палеонтологом. Динозавры, по словам его мамы Марины Николаевны, были в их доме повсюду. В восемь лет у Вани проснулся интерес к политике, законотворчеству и юриспруденции, следствием чего стало изучение конституций разных стран, чтение учебников по правоведению, трудов современных и древних философов, причем именно в такой нестандартной последовательности — от современников к предшественникам. Неподдельный интерес к устоям общества принес восьмилетнему молодому человеку победу на всеукраинской историко-культурной викторине, после чего он получил возможность пользоваться информационными ресурсами Британского совета, Гете-Института и Французского культурного центра. Забегая наперед, следует сказать, что к выполнению любой работы Ваня подходил удивительно серьезно, прорабатывая огромное количество второстепенного, на первый взгляд, материала. По словам очевидцев, во время чтения, например, «Войны и мира» ему понадобились историческая и военная энциклопедии, географический атлас мира, «Русская монетная система». Зачем? Иван не только внимательно прочитывал все сноски толстовского романа, но и сверял историческую и военную достоверность описанного, пересчитывал финансовое состояние героев и т.д.
В девять лет Ваня по линии МАН защитил работу — «Микробиологическое исследование йогуртов». Изучая теоретический курс микробиологии, он очень заинтересовался природой своего любимого напитка — йогурта, что привело в дальнейшем к сотрудничеству с одним из производителей кисломолочной продукции.
В течение трех лет Иван принимал участие в заочной математической олимпиаде по переписке с Институтом им. Вейцмана (Израиль). В 13 лет он занял второе место в проводившейся в его стенах международной олимпиаде. Вообще, призовые места на конкурсах и олимпиадах — отличительная черта биографии этого молодого человека. Он автор художественно-
поэтического альбома «Украинские хайку. Размышления о бытии» и двух книг.
Проблемы №1: школьная несвобода
Говорят, детская одаренность также, как и умственная отсталость, есть отклонение от нормы, поэтому дети, подпадающие под категорию одаренных, могут проявлять себя нестандартно. Круг их интересов и манера размышлять могут слишком отличаться от общепринятых.
По словам психологов, одних природных данных для полного и цельного раскрытия сверходаренной личности недостаточно. Должна быть соответствующая среда. А это значит, что семьям с такими детьми нужно иметь выбор. Например, входить или не входить в общеобразовательную систему, что делать, если уже вошли, а темпы и объемы преподносимых знаний слишком медленны и ребенку не подходят, если он отказывается изучать предметы в строго регламентируемое время и т.д. Наши чиновники не видят никакой проблемы, если ребенок слишком быстро обучается. А жаль, ведь модель образования у нас рассчитана на среднестатистического ребенка. А как быть со сверходаренной личностью, для которой характерна свобода, нонконформизм, независимость мнений, умение нетрадиционно решать любые задачи? Ведь ее доминирующими чертами является сильное «я», непринятие любых заранее установленных стандартов поведения и взглядов, высокая интеллектуальная активность в постановке и решении жизненных проблем.
Проблема №2: детский возраст и вузовский порог
«В порядке, установленном законодательством, государство обеспечивает поддержку и поощрение особо одаренных детей путем направления их на обучение в ведущие отечественные и иностранные учебные заведения и установление специальных стипендий» — так сказано в статье 19 Закона об охране детства. Правда, когда родители Ивана демонстрировали эту статью в МОН, им сказали: «Ну и кто это такое написал?». Финансирования на нее, конечно, нет. К сожалению, дети, заканчивающие школу в 11,12, 13 лет, не защищены ни одним из приоритетных для их возраста и образовательного положения законов Украины.
Во-первых, окончивший в столь раннем возрасте школу ребенок лишается ученического статуса и даже не может пользоваться льготным проездным. Во-вторых, когда он поступает в вуз, возникают проблемы со студенческой стипендией, для оформления которой нужен паспорт и идентификационный код.
В-третьих, далеко не каждое высшее учебное заведение готово принимать столь юных абитуриентов и отказывает им еще на этапе приема документов. Такие дети — лишняя проблема. Ведь есть физ- и химлаборатории, полевые практики и т.д., на которые маленький студент допускается только под личную ответственность преподавателей. Кстати, именно по этой причине Иван Черевко был отчислен с четвертого курса природоведческого факультета НаУКМА. Конфликт вокруг полевой практики несовершеннолетнего студента обернулся официальным отчислением за неуспеваемость. Сейчас он доучивается в другом учебном заведении. Прибавьте к этому еще возрастную проблему: 12—13 и 17—18 лет — это ведь немалая разница. Правда, об этом аспекте редко говорят.
Проблема №3: жажда знаний и малолетство
В шесть лет у Вани возникло непреодолимое желание пользоваться библиотекой им. В.Вернадского. Путь к получению читательского билета был очень долгим, но Иван его таки получил. А вот в Национальной научной медицинской библиотеке сказали однозначно: «Эти малые сопли не будут здесь ходить». Все просто и понятно, если ребенок «в норме», и как все путается, когда он говорит «я — личность». Родители Ивана нередко слышали длинные монологи о том, что они мечтают создать гения, отнимают у ребенка детство и т.д. Но, по словам Марины Николаевны, в отношении сына они всегда стремились только к одному — удовлетворить его жажду знаний, дать ему в руки лучшие инструменты для исследования. Родители Ивана считают, что только большая любовь к ребенку, уважение к нему, поддержка его самых невероятных идей и мнений без ожидания проявлений одаренности повсюду и везде могут помочь ему по-настоящему. Всесторонняя одаренность — это не чудо, а большой, кропотливый труд, в котором не только родители должны помогать ребенку.
В Институте психологии им. Г.Костюка есть лаборатория психологии одаренности, сотрудники которой исследуют системообразующие факторы становления одаренной личности, ее психологические черты. Чтобы узнать, почему родители приводят туда своих детей и что в свое время привело туда родителей Ивана, мы обратились к заведующей лабораторией, кандидату психологических наук Римме Александровне Семеновой.
— В основном родители хотят узнать, действительно ли их ребенок одарен, что с этим делать, как найти подходящую школу, нужно ли включать ребенка в различные виды деятельности и т.д. Траектория развития у таких детей абсолютно индивидуальна.
Когда Иван с родителями пришел нам в первый раз, ему было девять. Наверное, этой семье просто хотелось выговориться, найти таких людей, с которыми они могли бы свободно общаться, не ожидая от них провокационных или каверзных вопросов, навязчивых советов. К сожалению, «стереотипный» человек все нестандартное воспринимает как патологию.
— Говорят, что одаренным детям нужны более гибкие условия и формы обучения. Например, создание всеукраинской экстернатной сети, ведь сегодня Школа экстернов существует только в Киеве и принимают в нее только киевлян. Что скажете об этом?
— Дело в том, что нужны не просто условия, а особые педагоги, которые могли бы облагораживать таких детей. Если в маленьком существе нет тепла, доброты, желания чем-то поделиться, кому-то улыбнуться или кого-то погладить — это настораживает. Сегодня у нас начали заниматься одаренностью, но кадров для этой работы не готовят. Среди учителей немало таких, которых подобные умники раздражают.
— Римма Александровна, правда ли то, что сверходаренные дети до какого-то возраста не испытывают потребности в расширении круга знакомств, в общении?
— Талант человека зреет в одиночестве, которое может быть более полезно, чем диффузность и разбросанность интересов. Когда человек внутренне созреет, у него обязательно найдутся друзья, появится желание общаться. Жизнь устроена так, что когда человек готов к принятию чего-то нового, то судьба ему это дарит.
«Я как считал, так и считаю себя очень ленивым человеком…»
В большинстве случаев научная карьера женщин идет на спад после рождения ребенка, но иногда именно он становится поводом сказать себе «на старт». Так произошло и в семье Ивана Черевко. Его мама, имея экономическое образование, два года назад поступила в аспирантуру Института психологии им. Г.Костюка и сейчас готовит очень интересную работу — методические рекомендации для семей с одаренными детьми.
«Для того чтобы как-то выделить группу сверходаренных детей, — рассказывает Марина Николаевна, — я ввела новый термин — альтодональность, что в переводе с латинского означает «высокий дар». Критерием их отбора является очень высокий интеллект, досрочное окончание средней школы и последующие достижения.
В Киеве я нашла до десятка таких детей. Учитель говорит: «Переписывайте упражнение от сих до сих», и такой ребенок искренне не понимает для чего. Писать он умеет, а текст упражнения ему неинтересен. И когда он говорит об этом учителю, возникает конфликт. Альтодональные дети не могут обучаться в школе, находиться в коллективе ровесников — им нужна индивидуальная система обучения. Но это не значит, что дети массово должны переходить на экстернат, оформление которого у нас, как правило, начинается так: «Я хочу перевести своего ребенка на экстернатную форму» — «А что, он у вас болен?» — «Нет…» — «Тогда нет». Государство, в принципе, должно давать родителям свободу выбора. Но мы, как и другие семьи, слышали достаточно оскорбительно-уничижительных комментариев, вопросов типа: «Зачем вы отняли у ребенка детство?», «А куда вы торопитесь?», «Зачем вы его заставляете?» и т.д. И это нам говорили не бабушки на лавочках, а чиновники…
— Иван, как был построен ваш рабочий день в школьные годы?
— Да не было его. Я как считал, так и считаю себя очень ленивым человеком. Мотивацией к работе для меня был прежде всего перфекционизм. Если я делал какие-то ошибки или чего-то не знал, мне становилось стыдно. Я должен был это исправить. Но меня невозможно смотивировать на вещи, которые мне неинтересны.
— Иван, вы видите себя ученым?
— В науке нет ничего хорошего. Если оглянуться, то любое достижение, изобретение, открытие, имеющее какое-либо значение, было произведено не учеными, а людьми, которые долго-долго «стучались». Профессиональный ученый, профессиональный художник — это не то, чем стоит гордиться. Люди, которые что-то производят и что-то делают, очень редко ассоциированы с научной системой, которая, как и любая другая система, «не заточена» на личность. Многих людей, которые реально хотят работать в науке, она перетирает. Я могу часами рассказывать о НАН Украины, потому что это один из самых прекрасных примеров, но на самом деле научные системы во всем мире так построены.
— Хорошо, а кем вы видите себя в будущем?
— Никогда я не давал ответа на этот вопрос. Я так не живу. Я встаю утром и что-то делаю, а из того, что делаю, уже смотрю, что получается…
— А как же ваш статус детского омбудсмена?
— Уполномоченный по правам ребенка — это не работа, а общественная нагрузка, почти хобби. С 16 лет я занимаюсь международным маркетингом и, хотя это звучит очень громко, международными инвестициями: развитием экспорта услуг из восточной Азии в Америку.
Уже в 13 Иван создал собственную вастономическую теорию, которая оперирует вастономическими множествами, матрицами и объектами, а предметом ее изучения являются методы хранения и утилизация твердых отходов жизнедеятельности человека… Этот материал — не пиар Ивана Черевко. Это попытка показать этапы развития человека, чей «спектр свечения» с детских лет выходил за рамки обычной одаренности в одной сфере. Как сказал известный украинский психолог, профессор Сергей Максименко, одаренного ребенка не надо ни поддерживать, ни вести — он сам протягивает руку, и вы просто вслед за ним идете.