UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОБУВЬ — РАЙ ИЛИ АД?

Сначала эта идея — поехать на вещевой рынок за летней обувью с ортопедом — показалась мне гениальной...

Автор: Валентина Гаташ

Сначала эта идея — поехать на вещевой рынок за летней обувью с ортопедом — показалась мне гениальной. Я была уверена, что мой школьный друг, специалист по стопам и лодыжкам Олег Гриценко поможет мне быстренько выбрать хорошие, недорогие и модные босоножки и мне не придется бродить в нерешительности среди сотен разных моделей. Не тут-то было…

Прежде чем дело дошло непосредственно до босоножек, мне пришлось выслушать целую лекцию. Оказывается, с обувью связано немало медицинских проблем, которые у нас как-то не принято ни обсуждать, ни брать в расчет при покупке. В результате женщины частенько расплачиваются за стремление иметь «модные» ноги. Так, обладательницы большого размера нередко покупают слишком маленькую для них обувь. Те, кого природа не наделила длинными ногами, часто готовы стать на самые нелепые «платформы» и высоченные каблуки. И ни одна женщина не устоит перед изящными лодочками с узеньким носочком. В результате примерно у восьмидесяти процентов женщин из-за неправильно подобранной обуви так или иначе деформирована стопа. Эти болезни, с которыми ему приходится ежедневно иметь дело, Николай так и назвал — обувные.

Как только мы дошли до нужных рядов, мне в глаза сразу бросились прелестные туфельки с открытой пяткой цвета топленого молока. С очень изящным носочком — узеньким, но будто обрубленным почти в самом конце. Когда я присела, чтобы их примерить, друг в ужасе сказал, что если я их куплю, то точно получу «халюкс вальгус». Это такие разрастания костной и хрящевой ткани, объяснил он, которые в просторечии называют «шишками». Они обычно располагаются в области сустава между большим пальцем и стопой. Большой палец отклоняется от правильного положения, а в тяжелых случаях наезжает на прочие пальцы и перекрещивается с ними. Оказывается, к такой деформации приводит и просто тесная обувь, и туфельки с зауженными носами, подобные тем, на которые я «положила» глаз.

Пошли дальше. Но ортопед начисто отверг и мой следующий выбор — плетеные босоножки на высоком каблучке.

— Если при классическом каблуке в два с половиной сантиметра нагрузку на переднюю часть стопы принять за единицу, то при удлинении каблука в три раза нагрузка на нее вырастает в семь раз, — заявил он. — Каблук ни в коем случае не должен превышать пять с половиной сантиметров, и то не в повседневной обуви. Иначе вероятность развития дефектов стопы настолько повышается, что ты рискуешь из школьного друга превратиться в пациентку. Обувь на высокой платформе я отвергаю сразу — она абсолютно не физиологична, вызывает излишнее напряжение мышц и в то же время делает походку скованной.

После такого сурового приговора я даже и не порывалась примерять яркие супермодные «копытца», только украдкой на них поглядывала. Но когда приятель категорически отверг еще одну модель, которая при прочих отличных качествах чуть-чуть поджимала второй палец стопы, который у меня был длиннее большого, я робко заметила, что обувка может разноситься.

— Ты же не хочешь получить в результате молоточковидный палец? — грозно вопрошал кандидат наук. — Если твой второй палец будет все время упираться в короткую обувь или «вспучиваться» вверх, то искривится из-за укорочения сухожилия. А кожа над суставом, выступающим вверх, просто превратится в мозоль! Запомни, когда ты стоишь, перед самым длинным пальцем должно оставаться около одного сантиметра свободного пространства. Кстати, эти хронические мозоли могут образовываться где угодно — над суставами, между пальцами, по краям стопы, на подошве. Они ведь развиваются не только от тесной обуви, иногда бывает достаточно небольшого дефекта внутреннего покрытия обуви.

Так мы и ходили битый час. Еще одна понравившаяся мне модель была, на взгляд приятеля, узковата в средней части. В ответ на возражения продавца он даже рассказал ей, что этот дефект может грозить нейромой. Это такое сжатие и травматизация нерва, который проходит между третьим и четвертым плюсневыми костями и проявляется сильными и внезапными болями в средней части стопы. Если до этого я с некоторым сомнением выслушивала ученые советы, здесь вспомнила, что, действительно, у меня были когда-то очень красивые туфли, которые я надела на первое свидание, и которые мне испортили всю радость, поскольку вызывали просто адские боли.

В конце концов, когда я так устала, что уже была готова проходить лето в старой обуви, взор моего знакомого остановился на паре босоножек из мягкой натуральной кожи с невысоким широким каблуком, которые изнутри были отделаны еще более тщательно, чем снаружи. Они были не совсем того цвета и фасона, как я хотела, и уж точно гораздо дороже, чем я рассчитывала, но действительно сидели, как влитые. Они так мягко облекли ноги, что и снимать не хотелось. Пришлось выложить за чудесную пару все имевшиеся деньги, а приобретение сумочки и других мелочей отложить до другого раза.

— На Западе уже давно поняли, что на стопах можно делать большие деньги, — назидательно сказал мне на прощание медик. — У них есть целые клиники, специализирующиеся на заболеваниях стопы. А врачей, которые работают в этой области, называют подиатрами. А сколько фирм выпускают гигиенические средства специально для ног: мази, кремы, подушечки, прокладки, бандажи! И вообще иностранцы гораздо серьезнее относятся к здоровью ног и выбору обуви. Многие предпочитают даже шить на заказ. Или покупают модели, отмеченные специальной эмблемой международной ассоциации подиатров. Кстати, хорошие кроссовки тоже могут служить примером рационально смоделированной обуви.

…И вот теперь хожу я в своих удобных босоножках, как по райской травке, вспоминаю с благодарностью своего друга и раздумываю, как бы это уговорить его пойти зимой за сапогами — лето-то пройдет быстро. Ведь у нас больше и не от кого получить на этот счет квалифицированный совет. Помнится, он с увлечением рассказывал, что от формы каблука и подошвы во многом зависит, будут ли скользить сапоги или нет…