«Если хотите переродить человечество к лучшему, почти что из зверей сделать людей, то наделите их землей — и достигните цели», — заявлял свою позицию великий русский писатель Достоевский. Реформа 1861 года, ряд законов Александра II, Александра III и Николая II, а особенно реформы П.Столыпина, благодаря которым пользование землей и угодьями переходило от общины к крестьянину, становившемуся собственником своей земли, своего надела, коренным образом изменили положение крестьянства и экономику России в целом.
Приведу красноречивые статистические данные: в 1894 году урожай в России составлял 2050 миллионов пудов, а в 1914-м — 3657 млн. В 1894 году было 25,6 миллиона лошадей, а крупного рогатого скота — 31,6 миллиона голов, в 1914-м, соответственно, — 35 и 52 миллиона. Лошадей оказалось столько, что их хватало не только для выполнения крестьянских работ, но и для кавалерии царской армии во время Первой мировой войны и потом в Гражданскую войну для войск белой, красной армий, махновцам — всем, кто воевал и опустошал Россию от Бреста до Владивостока и от Кавказа до Мурманска в 1917—1922 годах.
Неуклонно увеличивалось население. В 1897 году в России проживало 116 миллионов человек, а в 1914-м — 163 миллиона (без учета Финляндии и Польши). Семьи были многодетными. Но особенной, самой большой в мире многодетностью отличалась украинская семья, в которой 10—12 детей было обычным явлением, а нередко воспитывалось по 16—18. Какая большая перспектива открывалась перед народами Российской империи в XX веке, и вдруг, всего за 40 лет — с 1904-го по
1945 г., на страну обрушились подряд три революции и четыре войны: Русско-японская, Первая мировая, Гражданская и Великая Отечественная — Вторая мировая война.
Все эти события, а затем — колхозно-совхозная система хозяйствования крайне отрицательно сказались на судьбе советских республик, села, крестьянства и земли как основного фактора обеспечения людей продуктами питания. Крестьянин не был хозяином своей земли, и последствия такого положения сейчас хорошо известны. Сельское хозяйство Советского Союза было одним из самых отсталых в мире. Даже в 1985—1991 годах страна ежегодно закупала в США, Канаде и некоторых европейских государствах по 35—40 миллионов тонн зерна, тратя миллиардные суммы валюты, вырученной за продажу нефти. Колбаса, мясо, масло были для народа постоянным дефицитом. Большинство продуктов питания производились не благодаря рациональному ведению сельского хозяйства, а за счет ограбления земли, лесов, воды, земных недр и природы в целом. Только за последние полстолетия гумус в украинских черноземах уменьшился вдвое, водная и ветровая эрозии не только оголили склоны, но и унесли с полей большое количество чернозема в балки, овраги и лесополосы; степные реки, озера и пруды загрязнены и заилены, вода в них стала непригодной для питья; засыпаны наносами земли целебные источники; массово вырублены и заброшены леса.
Министр аграрной политики Украины Сергей Рыжук в служебной записке «Аграрная политика Украины в 2002—2003 годах» отмечал: «В Украине сложилась критическая ситуация с охраной земель. Водной и ветровой эрозии подвергается треть сельскохозяйственных угодий. По данным научных организаций, потери продукции земледелия от эрозии превышают 9—12 миллионов тонн зерновых единиц, а общие потери достигают 50—55 млрд. гривен, что соответствует годовому бюджету страны».
Вот до чего мы дошли, длительное время игнорируя вопрос о земле, воле и судьбе крестьян.
Еще с далеких довоенных лет в Советском Союзе на государственном уровне велась безответственная политика максимального расширения пашни. Передовыми республиками, краями и областями считались те регионы, которые больше других приращивали пахотные земли. Было модно перепахивать луга до самого водного зеркала речек и озер, кромсать плугом крутые склоны оврагов и балок, осушать болота и источники — места, которые сам Бог велел сохранить в первозданном виде как истоки рек и надежные накопители пресной воды.
Например, Украина имеет 34 миллиона гектаров пашни, а в течение многих лет средние урожаи зерновых — только в пределах 25—27 центнеров с гектара, в то время как большинство европейских государств на худших, чем украинские черноземы, землях получают по 50—60 и более центнеров с гектара. Зачем мои земляки вкладывают огромные средства в пахоту и другие виды обработки почвы на четырех миллионах гектаров площадей с крутизной пять-семь и более градусов, собирая на них мизерные, по сравнению с урожаем на равнинных полях, урожаи? Эти площади следует вывести из пашни, засеять многолетними травами, залужить, спасти от эрозии и получать дешевые корма для животноводства.
Благодаря частной собственности на землю, широкомасштабному внедрению почвозащитных бесплужных технологий (по примеру корпорации «Агро-Союз» на Днепропетровщине и многих хозяйств этой и Полтавской областей) двадцать два, максимум двадцать пять миллионов гектаров пашни с избытком обеспечат Украину продовольствием, и мы ежегодно сможем продавать за границу семь-десять миллионов тонн зерна, много растительного масла, сахара, овощей, фруктов и продуктов животноводства. На меньших, чем теперь, площадях украинские крестьяне будут получать по 40—50 центнеров зерна, по 400—500 центнеров сахарной свеклы, будут иметь высокопроизводительное животноводство. Появится возможность увеличить не менее чем на шесть-семь миллионов гектаров лесонасаждения, значительно увеличить площадь под садами, выделить, самое меньшее, два-три миллиона гектаров под заповедную целину, в частности это спасет могилы наших пращуров — степные курганы, большинство из которых древнее, чем египетские пирамиды.
И мы, люди, так долго бездумно наносящие вред почвам и водам, уничтожавшие природу, не успеем оглянуться, как степь в этих заповедниках самовозродится, станет спасительным убежищем для разнотравья, изгнанных плугом зверей и птиц, полезных насекомых. Долгожданный и выстраданный украинским народом подъем обязательно наступит, если будет проведена земельная реформа и украинский крестьянин станет хозяином своей земли. Твердо убежден, что президенту, Верховной Раде и правительству надо принять неотложные меры по проведению земельной реформы, чтобы как можно скорее завершить полноценную приватизацию земли.
Для этого надо, во-первых, сохранить мораторий на свободную куплю-продажу земли. Во-вторых, как можно скорее (желательно уже в нынешнем году) начать эксперимент по введению земли в товарно-денежные отношения в четырех областях: в Центре (например, Полтавская или Винницкая), на Востоке (Донецкая), Юге (Днепропетровская) и Западе (Львовская), а также вокруг Киева, во всех областных центрах и промышленных городах Украины (в радиусе 15—20 км), возле районных центров (в радиусе пяти-семи километров), вблизи рудников, шахт Донбасса, Криворожья и других регионов.
Почему в первую очередь вокруг Киева и вышеназванных мест? Назову по крайней мере два фактора: 1) с первых шагов продажа земли и ее использование будут под постоянным надзором и контролем местной власти и заинтересованной общественности; 2) пригородные территории сегодня — это почти сплошная свалка мусора, свезенного туда отовсюду, который отравляет воздух, землю, попадает в грунтовые воды, создавая ужасную экологическую ситуацию в густонаселенных районах страны. Уверен, если указанные земли обретут ответственных хозяев, то это позорное явление будет быстро ликвидировано.
Собственник (государство, корпорация, акционерное общество, фермер, юридическая организация или физическое лицо) должен иметь юридические права эффективно вести хозяйство на своей земле; сдавать ее успешному арендатору; передать в наследство; продать другому землепользователю через аукцион. Наши черноземы — лучшие в мире. Они должны быть и самыми дорогими. От продажи земли максимальный выигрыш получат и бывший, и новый владелец, и государство — через систему налогообложения как во время продажи земли, так и потом, во время производства новым владельцем земли продукции. Государство получит неслыханные прибыли, которых хватит на кардинальное улучшение ситуации в народном образовании, медицине, науке, культуре, строительстве жилья, дорог, всего того, что поможет в кратчайшие сроки выйти на уровень жизни передовых европейских стран.
В интересах регионов и страны необходимо продумать систему ограничений на перепрофилирование сельхозугодий, систему льгот и ипотечных кредитов для местных производителей и хозяев, систему квот для эффективных иностранных владельцев.
Украинцев в Украине 80%, поэтому очень хочу, чтобы среди пожизненных собственников нашей земли они составляли также не менее 80%. Не вижу никакой проблемы, если среди 20% собственников украинской земли появятся жители России, Европы, Америки, Канады, Саудовской Аравии, Эмиратов, Израиля, Турции, Ирана, Китая, Японии, любой другой страны мира. Только бы они, приобретя землю, проявляли заботу о благосостоянии украинцев, нашем языке и культуре. Именно на эти жизненные потребности Украины и нашего народа должна быть направлена долгожданная земельная реформа.
Если такой эксперимент (который следует, повторяю, начать немедленно) докажет, что нам не угрожает появление современных энгельгардтов, троекуровых, собакевичей, ноздревых, салтычих и вместе с тем миллионов современных крепостных-Шевченко; если у пионеров полноправного распоряжения собственной землей вокруг городов и райцентров появится положительный опыт, который действительно пойдет на пользу жителям этих территорий, укрепит экономику и культуру Украины, — только тогда надо будет ставить вопрос о снятии моратория на куплю-продажу земли во всех регионах Украины.
За годы беспомощного хозяйствования на земле при советской власти немало украинцев утратили крестьянские традиции частного владельца земли-кормилицы. Для их возрождения также требуется время, которое даст мораторий.
Это именно тот случай, где применима народная мудрость: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Мы наконец должны вынести уроки из бандитской сталинской коллективизации, из безответственной, зря проведенной деколлективизации в 90-е годы прошлого века, из бездарно-криминальной приватизации промышленных предприятий, в последние годы наплодившей кучу олигархов и доведшей до нищеты миллионы рабочих, крестьян и интеллигенции.
Для контроля над возможными злоупотреблениями (спекуляцией землей, ее нерациональным использованием) надо создать земельный суд и принять соответствующее законодательство. Ведь если владелец (частный, коллективный, государственный) не способен вести хозяйство на земле, если истощил ее или отравил, то суд должен лишить такого владельца вечного права на землю.
Для широкого освещения хода эксперимента необходимо создать специальные программы на телевидении, радио, посвященные земельной реформе, изучению ее лучшего опыта и просчетов. Содействовать привлечению высококвалифицированных специалистов из числа честных интеллектуалов, поощрить морально и материально их просветительскую миссию.
Умным людям давно известно, что благополучие города зависит от благополучия села. «Сожгите дотла ваши города и оставьте наши фермы — и ваши города возникнут снова, словно в сказке. Но разорите наши фермы — и улицы каждого города в стране зарастут сорняком». Это сказал еще в начале ХІХ века известный американский политический деятель Уильям Джиннингс Брайон. Правильность этого изречения сегодня доказывают Голландия, все страны Западной Европы, США, Япония, Канада, Китай и другие государства, правительства и народы которых, словно зеницу ока, берегут сельское хозяйство, ничего не жалея для его процветания.
Сложная современная экологическая ситуация — это в большей степени результат концентрации населения в городах. Успешное решение проблем города необходимо искать в селе.