Политика и власть окружают нас словно воздушный океан. Да-да, тот самый океан, который, по мнению Остапа Бендера, давит на каждого партийного и беспартийного гражданина с силой 214 килограммов.
Еще древнегреческий философ Аристотель изрек: «Человек — животное политическое». Но что же такое политика? Железный канцлер Отто фон Бисмарк считал, что политика — это искусство возможного. Но вот через полтора века чешский президент Вацлав Гавел заявил, что политика — это искусство невозможного. Вероятно, оба правы. Все зависит от обстоятельств. Недаром ведь английский государственный муж Джон Морли сказал: «Политика — это непрерывный выбор из двух зол».
Солидный опыт в подобных делах имеют многие президенты Соединенных Штатов. Так, Линдон Джонсон отметил важнейшее свойство политического деятеля: «Политик никогда не должен говорить «никогда».
Другой американский президент, Гарри Трумэн, был еще более откровенен: «В детстве я хотел быть тапером в борделе или политиком. Разница, по правде говоря, небольшая».
После таких слов у многих отпадет желание соваться в политику. Но кто рискнет, должен твердо помнить изречение Франклина Рузвельта: «Не идите в политику, если у вас кожа чуть потоньше, чем у носорога».
А вот высказывание Уинстона Черчилля: «Искусство политика заключается в том, чтобы предсказать, что произойдет через день, через месяц, через год, а затем объяснить, почему это не произошло».
Еще один англичанин, драматург Джонатан Линн, сформулировал первое правило политика: «Ничему не верь, пока не поступит официальное опровержение». Эту ценную мысль развивает французский писатель Андре Мальро: «В политике, как и в грамматике, ошибка, которую совершают все, провозглашается правилом».
И заключает данный поток откровенных высказываний американский дипломат Генри Киссинджер: «Какие-то девяносто процентов политиков портят репутацию всех остальных».
Однако все это высказывания политиков-мужчин и о политиках-мужчинах. А где же женщины? Некий американец Морин Мэрфи дал этому свое оригинальное объяснение: «Среди политиков мало женщин, потому что слишком утомительно делать макияж сразу двух лиц».
А каким образом политики приходят к власти? В демократическом обществе — путем выборов. По этому поводу уже упоминавшийся Бисмарк авторитетно изрек: «Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и перед выборами». Впрочем, здесь возможны варианты. Скажем, к вранью можно добавить и наглость. Так, никарагуанский диктатор Сомоса некогда заявил: «Вы выиграли выборы, а я — подсчет голосов».
Но даже если выборы проходят честно, их результат может оказаться совершенно неожиданным. Это тонко подметил американский литератор Джордж Нейтан: «Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют».
В критические времена внезапная смена власти весьма опасна. Об этом в разгар гражданской войны в США заявил Авраам Линкольн: «Коней на переправе не меняют». Однако в наше время незабвенный генерал Лебедь слегка уточнил данное положение: «Коней на переправе не меняют, а вот ослов можно и нужно менять».
Новоизбранные деятели должны помнить слова Демокрита: «Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит научиться сначала властвовать над собой». Ему вторит великий математик Пифагор, который, между прочим, занимался не только катетами и гипотенузами: «Одинаково опасно вручать безумному меч, а бесчестному — власть».
Впрочем, эти рекомендации выполнить достаточно сложно. Еще французский поэт Поль Валери напомнил: «Власть теряет все свое очарование, если ею не злоупотреблять».
Очень интересную особенность подметил американский журналист Джеймс Рестон: «Государственный корабль — единственный, который дает течь на самом верху». А немецкий публицист Людвиг Берне подчеркнул еще одну особенность государственной власти: «Если бы природа имела столько законов, сколько государство, сам Господь не смог бы ею управлять».
Не следует забывать и возвышенную тираду Вольтера: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». Правда, надо помнить и афоризм польского сатирика Веслава Брудзинского: «Закон гарантирует обеденный перерыв, но не обед».
А в заключение еще несколько слов о носителях власти. Президент Рейган, отличавшийся изрядным юмором, некогда изрек: «Правительство напоминает младенца — огромный аппетит на одном конце и полная безответственность на другом...».
Ирландский писатель Джойс Кери проницательно заметил: «Единственное хорошее правительство — это плохое правительство в состоянии крайнего испуга».
И венчает все эти перлы основополагающее высказывание французского мыслителя Жозефа де Местра: «Каждый народ имеет такое правительство, какого заслуживает».