UA / RU
Поддержать ZN.ua

«О НИХ ЕЩЕ НЕ ВСЕ СКАЗАНО»…

Я принадлежу ко второму поколению людей, не знавших ужасов минувшей мировой войны. Но жива о ней в моем сердце память, вовсе не зря пророчески названная кем-то из великих генетическим кодом нравственности...

Автор: Павлина Семиволос

Я принадлежу ко второму поколению людей, не знавших ужасов минувшей мировой войны. Но жива о ней в моем сердце память, вовсе не зря пророчески названная кем-то из великих генетическим кодом нравственности. До конца дней своих буду помнить рассказы любимого дедушки о тяжелейших солдатских буднях, о кровавых сражениях, о нескольких воистину героических побегах из немецкого плена. Из его тела хирурги так и не смогли извлечь осколки, которые, возможно, и укоротили ему век. Слава Богу, жива еще бабушка, встретившая Великую Отечественную пятнадцатилетним подростком. От нее и услышала, что больше всего на свете во время гитлеровской оккупации она боялась насильственной эвакуации в Германию. Судьба, к счастью, уберегла ее от этого кошмара. Но не смогла уберечь около двух с половиной миллионов украинских юношей и девушек, побывавших в фашистской неволе.

Что до недавнего времени мы знали о судьбе так называемых остарбайтеров? Да практически ничего! В советском обществе эту тему обходили молчанием. Более того, прежних «восточных рабочих» считали чуть ли не предателями. Клейменные позорным глаголом «был», они не могли получить хорошее образование, нормально работать, чувствовать себя полноценными гражданами «великой державы». И только сейчас наше общество, преимущественно благодаря титаническим и бескорыстным усилиям немногочисленных энтузиастов, музейных сотрудников, рассеивает завесу молчания над еще одной печальной страницей в истории двух народов - украинского и немецкого. Такова цель и открывшейся в помещении Мемориального комплекса «Национальный музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» выставки, имеющей красноречивое название «О них еще не все сказано…». В основу ее легли материалы из фондового собрания, а также - результаты поисковой работы запорожского журналиста Виктора Педака. Впервые тема сложной судьбы украинских остарбайтеров раскрыта столь широко и всесторонне. Представлено около четырехсот оригинальных экспонатов.

Выставка честно и откровенно рассказывает о глубоко преступной и в то же время по-своему совершенной модели принудительного труда, организованного по расистскому принципу. Распоряжения и приказы руководителей различных звеньев управления третьего рейха, объявления, сообщения оккупационных властей свидетельствуют о методах, огромных масштабах мобилизации и вывоза молодых людей с захваченных гитлеровцами территорий на работу в Германию. Тяжелая жизнь на чужбине, каторжный труд (позволю себе напомнить читателям один из постулатов Геббельса, касающийся иностранной рабсилы: «Их надо убивать работой». - П.С.), тоска по родной земле, надежды и страдания украинских остарбайтеров отображены в их личных документах, письмах, вещах, дневниках. Это, в частности, чудом сохранившиеся записи Веры Третяк из Киевской области. Девушка заболела в Германии туберкулезом и там же умерла. Есть в экспозиции и письмо, полное отчаяния, которое нацарапала на куске черепицы работница кирпичного завода киевлянка Елена Мудрук, жутковатое платье из мешковины - «деловой» наряд Веры Вишневской с Житомирщины.

Здесь же, на выставке, узнала, что на наших людей, проживавших в лагерях возле заводов, фабрик, шахт, где они трудились, фашисты тратили средств меньше, чем на сторожевых собак. К ним относились, как к существам третьего сорта. Последнее заставляло, пожалуй, еще больше страдать, нежели каторжный непосильный труд. Данная тема пронизывает письма домой практически всех остарбайтеров. Однако не только насилие и издевательства ожидали украинских юношей и девушек в гитлеровской Германии. Выставка рассказывает также и о тех, чьи судьбы соединила жесточайшая из воин, о тех, кто в годы кровопролитного противостояния своих стран узнал и ощутил высокую святость настоящих человеческих отношений и уже свыше полувека хранит память о милосердии и добре, встреченном на чужой враждебной земле.

Вот что поведала мне пенсионерка из Запорожья Марта Пономарева: «Когда началась война, я была студенткой четвертого курса металлургического техникума. Его эвакуировали, а нас, молодежь города, после оккупации начали принудительно вывозить в Германию. Я - из многодетной семьи. Четверо моих братьев сразу же ушли на фонт. Ни один не вернулся, все погибли. В октябре 1944-го, как ни старался отец уберечь меня от этого, была отправлена в Германию. Перед погрузкой в товарный вагон папа, обняв и поцеловав, вручил мне иконку Николая Угодника: «Я с ней, доченька, прошел две войны. Может, даст Бог, и тебе она будет заступницей. Носи ее возле самого сердца». И всю войну я с этой иконкой не расставалась. Но не только Николай Угодник помог мне. В Германии я попала к очень хорошим людям. Это была чета Карла и Фридель Гоммелей. В многодетной семье школьного учителя меня встретили, как родную. И хотя работать приходилось, как говорится, от темна до темна, ни оскорблений, ни унижений, ни голода я там не знала.

Все восьмеро ребятишек искренне ко мне привязались. Потихоньку начала осваивать немецкий язык. Но согласно приказу Гитлера меня, как и других остарбайтеров, вскорости забрали на завод. По сей день помню имя его владельца - Мэсснэр. Жили мы в бараках по 60 человек. На работу нас возили под конвоем. Кормили лишь брюквой и хлебом, перемешанным с тырсой. Наверное, умерла бы от истощения и голода, если б не моя хозяйка. Несмотря на приличное расстояние от их дома до завода (около 20 километров), она с маленькими детишками приходила меня проведывать, принося с собой то с десяток яблок, то штук пять картофелин. И это при том, что и самим им жилось очень нелегко. Да и подобная помощь, как вы догадываетесь, совсем не приветствовалась».

Лишь в 1994 году Марте Савельевне удалось разыскать своих благодетелей. Со всех концов ФРГ, где жили члены большой семьи, полетели письма в Украину. Тогда же, как раз на Пасху, Пономареву радушно и тепло встречали в Германии ее бывшие, теперь уже взрослые подопечные. А затем и сами приезжали в гости к ней, в Запорожье. Каждое письмо, с обратным немецким адресом, которое получает сегодня пожилая женщина, начинается словами: «Здравствуй, наша дорогая сестра…».

Всегда помнили о своей украинской няне Аннушке и пятеро детей семьи Бренделей. Как дорогую реликвию свыше полувека хранили они письма, приходившие на имя полтавчанки А.Комар в Германию. В 1996 году старший из детей Тео привез их в Украину и вернул уже старенькой няне.

- Анна называла наших родителей, - рассказывает господин Брендель, - папой и мамой. Они ее очень любили и были против того, чтобы девушка носила на груди знак «Ost». Искренне привязались к молоденькой няне и мы, детишки. Поэтому сильно горевали, когда Анну забрали от нас и увезли на границу с Францией для рытья траншей, противотанковых окопов. В этом месяце исполняется три года с того времени, как мы вновь нашли друг друга. К открытию нынешней выставки я привез с собой еще один экспонат - почтовую карточку, являющуюся свидетельством того, что мои родители почти сразу после окончания войны пытались разыскать Анну. Но, учитывая тогдашнюю политическую ситуацию, им это не удалось.

Тео Брендель, несмотря на почтенный возраст, и у себя на родине, и бывая в Украине, активно пропагандирует необходимость расширения контактов между жителями обеих стран. Он уверен: людям необходимо больше знать друг о друге, приумножать доброту и человечность, которые не смогла уничтожить даже та страшная война. Не только благородство членов семей Гоммелей, Бренделей и им подобных убеждают нас в том, что немецкая нация, тяжело переболев страшным интеллектуальным раком - расизмом, довольно быстро избавилась от него. Сегодня народ объединенной Германии демонстрирует всему миру лучшие достояния европейской цивилизации - гуманизм, демократию.

- Вторая мировая война, - сказал на торжественном открытии выставки Чрезвычайный и Полномочный Посол ФРГ в Украине Эбергард Гайкен, - принесла бездну страданий и горя миллионам людей. Много плохого сделали гитлеровцы и Украине. События минувшей войны отделяют от нас более полстолетия, но они до сих пор не изгладились из памяти народов. Однако, несмотря на это, существуют добрые отношения между независимой Украиной и Федеративной Республикой Германией. Правительства обеих стран испытывают доверие друг к другу, возникли и тесные связи между нашими людьми как бизнесовые, так и культурные. Могу с уверенностью утверждать - отношения между двумя странами строятся на основе дружбы и взаимопонимания.

От себя добавлю: это очень хорошо и правильно, что подобная выставка открылась в Киеве. Работать она будет до 22 июня - дня начала Великой Отечественной войны. Времени более чем достаточно, дабы привлечь внимание общественности к такому факту, как принудительный труд наших соотечественников в Германии. А это, в свою очередь, надеюсь, будет способствовать выработке его действительно объективной и непредвзятой оценки.