UA / RU
Поддержать ZN.ua

О Классификаторе профессий Украины и фотохудожниках

Среди огромного разнообразия украинских кодексов и законов, наверное, нет ни одного документа государственного значения, который бы оперировал подобными терминами...

Автор: Виктория Сорокопуд
Сергей Мельник

Среди огромного разнообразия украинских кодексов и законов, наверное, нет ни одного документа государственного значения, который бы оперировал подобными терминами. Судьбоносные для Украины «деловые бумаги» отличает (по крайней мере, должна отличать) почти канонизированная стройность и лаконичность форм. В нашем государстве имеется, пожалуй, только один документ, способный поколебать устоявшиеся нормы и вызвать улыбку. Это — Классификатор профессий Украины (КП). К слову, в Интернете этот высокородный государственный документ действительно чаще можно найти в разделах юмора. Ответственность за столь «сомнительное» соседство КП с анекдотами лежит на небольшой группке профессий, отличающихся богатством форм и эффектными ассоциациями: обкатчик клюквы, сестра медицинская диетическая, чистильщик лица голья, заготовщик черни, мойщик мокрых отходов, просмотрщик ампул с инъекционными растворами, навальщик соли в бассейнах, изготовитель морса, организатор ритуала, приемщик яиц, модельер коробок и т.д.

Лохотрон по-украински

А если серьезно, то наш классификатор, разработанный согласно Международным стандартам классификации занятий (ISCO-88) и использующий часть стандартов из Международной классификации стран–членов Евросоюза, представляет собой интереснейший сборник различных профессий и профессиональных названий существующих в Украине работ. На сегодняшний день в него входит около девяти тысяч профессий и профессиональных названий работ, то есть их специализаций. Правда, будучи прямым наследником союзных времен, КП имеет еще и некоторый «багаж» из советской профессионально-квалификационной базы. Сей факт объясняется защитой интересов нынешних пенсионеров. Ведь пока жив хоть один человек, владеющий ныне устаревшей, а ранее актуальной и привычной для всех профессией, то «умерщвлять» или списывать оную со счетов государство не имеет права.

За довольно непродолжительный период функционирования КП в него было внесено более 900 новых профессий и исключено около 550 устаревших и «отживших» свое. Но Луганский научно-исследовательский институт социально-трудовых отношений, разрабатывающий и корректирующий КП Украины, занимается не только проектами изменений. Бесплатно и в сроки, не превышающие двух недель, каждому из пользователей КП он также предоставляет самые разнообразные консультации. При наличии необходимого материала сотрудники этого учреждения даже могут дать разъяснения относительно «рождения, жизни и смерти» некоторых профессий, выписанных в трудовых книжках, начиная где-то с 1967 года.

Кроме того, институт занимается изучением «спроса» на определенные профессии, а также прогнозирует их развитие. Так, по мнению Сергея Мельника, кандидата экономических наук, директора луганского НИИ, до 2010 года ожидается стремительное увеличение спроса на режиссеров, каскадеров и продюсеров (правда, желающих овладеть одной из этих профессий немало и сейчас, однако отсутствие четко обозначенных требований и условий работы ведет к чересчур жесткой конкуренции в данной сфере).

«Низкая стоимость украинской рабочей силы в киноиндустрии и малобюджетность организации съемок в будущем приведет к инвестированию в Украину огромных средств, — считает Сергей Мельник. — А развитие внутреннего рынка посредством расширения кабельного и спутникового телевидения простимулирует повышение спроса на актеров и другой персонал, занятый в этой сфере. Кроме того, интенсивное формирование негосударственной культурно-развлекательной и информационной сферы уже в ближайшие годы повысит спрос на репортеров для больших столичных газет и радиостанций. Быстрое развитие интерактивных изданий создаст в будущем много творческих вакансий. Но прогнозируемое объединение, закрытие и снижение тиража газет вследствие огромных затрат и уменьшения рекламного дохода приведет к тому, что еще до 2010 года «бум» на сотрудников СМИ заметно спадет».

Достижением КП директор луганского НИИ считает сохранение подходов, при которых в дипломе «специалиста (младшего специалиста) или в любом другом документе о профессиональной подготовке квалификация определяется названием профессии». Но применение этого канона, по его словам, далеко не в полной мере реализовывалось и реализуется в сфере профессионально-квалификационной деятельности. Отход от единых требований государственного стандарта приводит к нонсенсу, особенно в частной сфере. И в штатных расписаниях фирм появляются такие перлы, как «менеджер-водитель», «менеджер-оператор ПК». Проведенное недавно в семи регионах Украины исследование сферы использования названий профессий выявило около тысячи надуманных или ошибочно используемых. Подобный хаос, по мнению Сергея Викторовича, выгоден совершенно конкретным лицам, которых привлекают отнюдь не приятные для ушей названия «эксклюзивных» профессий, а активное обогащение. Ведь детям и их недальновидным родителям на коммерческих основаниях предоставляются образовательные услуги по недействующим в государстве профессиям. Такой себе лохотрон по-украински. Недействующая профессия свидетельствует о вхождении фирмы в теневую экономику и о том, что интересы наемных работников открыто попираются. В таких ситуациях важно, прежде всего, вывести предприятие из тени, а затем подать в институт предложения относительно внесения новых, не имеющих международных аналогов, но прижившихся на отечественных просторах видов работ. Работники и выпускники вузов нередко сталкиваются с такими проблемами, как несоответствие записи квалификации в дипломе названию профессии в трудовой книжке. Это создает лишнюю «головную боль» в отношениях с органами службы занятости, пенсионного обеспечения, социального страхования относительно проведения необходимых процедур и начислений.

Еще одной проблемой профессионально-квалификационной деятельности является открытое игнорирование многими частными издательствами действующего законодательства в сфере стандартизации, сертификации и интеллектуальной собственности — несанкционированное тиражирование КП и изменений к нему. «Это наносит ущерб, прежде всего тем, кто покупает продукцию, не соответствующую оригиналу, — считает Сергей Мельник. — Среди последователей «святого дела» Остапа Бендера и компания «АМI», и бухгалтерский еженедельник «Дебет-Кредит», и Центр компьютерных технологий, на сайте которого пользователям сети предлагают пятое Изменение КП».

Фотопарадоксы украинского КП

В нашем классификаторе, как на Сорочинской ярмарке, действительно есть все: от порциониста лао-ча (работника, помогающего при изготовлении зеленого чая) до лакировщика сине-зеленых глобусов. Правда, чайных плантаций у нас нет, а к наглядным пособиям в виде моделей Земли мы имеем лишь косвенное отношение, однако сей незначительный факт не мешает украинским чиновникам вписывать в государственный реестр маловостребованные профессии и оставлять за глубоким бортом, например, наше фотоискусство. «Фотографы», «фотолаборанты» и «фотооператоры» на страницах реестра есть, а вот с «фотохудожником» — серьезные проблемы.

…Украине аплодировал весь мир. Работы наших фотохудожников снова стали лучшими. Уже который год жюри конгресса Международной ассоциации фотохудожников (FIAP) отмечает украинских авторов престижными дипломами и горячим блеском «фиаповских» медалей, за право обладания которыми борются сотни мастеров. За последние несколько лет представителям украинского фотоискусства присудили больше наград, чем всем странам СНГ и Восточной Европы вместе взятым. Но такой профессии как «фотохудожник» у нас, оказывается, нет! Один из пресловутых украинских парадоксов. Союз фотохудожников и свыше семисот его членов есть, а вот «рода трудовой деятельности, требующего определенных знаний и навыков и являющегося источником существования» для них на страницах украинского КП вам найти не удастся.

— Уже два года мы занимаемся статусом Союза фотохудожников Украины, — сообщил «ЗН» Леонид Милевский, известный киевский фотохудожник, член правления СФХУ, лауреат многих национальных и международных фотовыставок. — Он до сих пор не имеет звания национального, потому что официально фотохудожников в нашей стране нет. Пару лет назад у нас было бюджетное финансирование, но после того как Минфин принял решение спонсировать только национальные союзы, оно было прекращено. Собрав и надлежащим образом оформив необходимые документы, мы обратились в Министерство культуры и искусств, откуда вся документация была переправлена в Минфин. С тех пор прошло немало времени. Уже дважды мы посылали запросы, интересуясь судьбой этих документов, но министерство никак не отреагировало на них и по сей день.

А ведь статус — это, во-первых, хоть какая-нибудь зарплата сотрудникам, а во-вторых, наш союз перестанет быть нищим, не будет жить подаянием. Так, на биеннале FIAP, проходившего с 29 августа по 8 сентября в Будапеште и собравшем 136 представителей из 46 стран мира, вместо пятнадцати украинских фотохудожников смогли присутствовать только двое. Каждому из наших представителей поездка обошлась приблизительно в 1500 евро, а ведь бюджет союза составляют исключительно суммы членских взносов (15 грн. с человека), которые взимаются раз в год. Других источников нет…

Мы привезли с собой 26 картин: десять — согласно условиям FIAP и 16 дополнительных. Украинцам аплодировал весь мир. У нашей фотографии широкие перспективы, поэтому Украина в полной мере заслуживает не только своего Национального союза, но и Дома фотографии, которого, к моему большому сожалению, все еще нет.

Так когда все-таки тому, кто создает свои картины на блестящих кадрах пленочного негатива будет присвоена профессиональная квалификация? Прокомментировать сложившуюся вокруг Союза фотохудожников Украины ситуацию «ЗН» попросило Сергея Викторовича Мельника.

— Вероятно, Союз в чем-то ошибается, — заявил он. — 14 ноября 2003 года за подписью заместителя министра культуры и искусств Украины поступило предложение включить в КП новое профессиональное название работы «Фотохудожник». 19 ноября этого же года нами был дан ответ с позитивной оценкой возможности внесения данной профессии в КП при наличии проекта квалификационной характеристики, в соответствии с Положением о ведении КП, снятия дубликатов заданий и обязательств по этой профессии и существующей ныне «Фотограф (фотоработы)». Позже, 28 января текущего года, в институт поступили доработанные надлежащим образом материалы. В этот же день на имя заместителя председателя Союза фотохудожников Украины поступило письмо, в котором говорилось, что новая профессия «Фотохудожник» с кодом КП 3131 включена в проект Изменения 6 в КП. Как я говорил ранее, мы ожидаем его утверждения Государственным потребительским стандартом Украины в первом квартале 2005 года.

Процедура внесения изменений происходит следующим образом: органы исполнительной власти или объединение работодателей подают свои предложения относительно изменений (учитывая стандартизированные основания для них) в Институт социально-трудовых отношений, который проводит их экспертизу и, в случае позитивного решения, включает в запланированный проект изменений. Последний, в зависимости от объема предложений, разрабатывается один раз в год, и в конце октября подается институтом в Минтруда на утверждение, которое происходит в месячный срок, после чего министерство передает проект дальше — на государственную экспертизу и утверждение Госпотребстандарту Украины.

На 18.09.2004 г. в Изменении 6 упразднено 21 название и включены 107 новых профессий и профессиональных названий работ, среди которых «консультант по налогам и сборам», «эксперт-кинолог», «государственный грегистратор», «техник-эколог», «биотехнолог» и т.д. Но перечень будет расширен, поскольку мы ожидаем предложений от ряда министерств и комитетов относительно п.3 Указа Президента Украины «Про заходи щодо вдосконалення системи вищої освіти України» стосовно ... розширення переліку посад, які можуть займати особи з освітньо-кваліфікаційним рівнем бакалавра». Так что Союзу фотохудожников придется немного подождать. Тем более что ни Минкультуры, ни сам Союз не вносили соответствующих предложений в 1993—1996 годах, когда разрабатывался наш Классификатор. «Спали» они и последующие семь лет».

* * *

Заострять внимание на том, кто и что «проспал» в свое время, мне бы не хотелось. Передо мной лежит пятое, и на данный момент последнее изменение КП Украины, в котором профессии «фотохудожник» нет. И пока Союз бегает за национальным статусом, концы которого благополучно теряются в бесконечных коридорах министерств и ведомств, наши соотечественники продолжают творить, удивляя мэтров мирового фотоискусства уровнем своего мастерства и колоритом созданных «кистью» объектива образов. Напоследок мне хотелось бы процитировать одного замечательного человека, сказавшего: если фотограф — это профессия, то фотохудожник — состояние души, трепетание крыльев каждого ее мгновения. Жаль только, когда эти самые крылья будто бы невзначай, по чьей-то оплошности или недоразумению укорачиваются рукой родного тебе государства…