UA / RU
Поддержать ZN.ua

Нужны ли в Украине мерчендайзеры и джобберы?

Вот и наступил он — шестой год нового тысячелетия… Внедрение новых высоких технологий и рыночная экономика вызвали появление в Украине многих новых профессий на рынке труда...

Автор: Наталья Вареник

Вот и наступил он — шестой год нового тысячелетия…

Внедрение новых высоких технологий и рыночная экономика вызвали появление в Украине многих новых профессий на рынке труда. Сегодня уже никого не удивляют имиджмейкер, менеджер, брокер, дилер, аудитор, офисный секретарь и психоаналитик… Каждый день появляется что-то новое, а вот правильно ли сориентированы наши дети на выбор будущей специальности?

По мнению старшего научного сотрудника отдела психологии и профориентации Института педагогики, психологии и профобразования Виталия Синявского, большинство детей мечтают о традиционных «звездных» профессиях — модельера, актрисы, космонавта, но их мечты оторваны от реальной действительности. В начальных классах многие из них даже толком не знают о профессии своих родителей, только 35% старшеклассников готовы к выбору профессии, а в 45% случаев родители навязывают детям свой выбор.

Помочь ребенку определиться с будущей специальностью призваны практические психологи, но возможно ли это в непредсказуемом ХХI веке?

В 1996—97 годах в Украине насчитывалось около 4 тысяч практических психологов, которые занимались в учебных заведениях профориентацией молодежи. В это же время отмечается тенденция резкого сокращения социальных педагогов и психологов из школ.

Образовавшийся вакуум в сфере психологической помощи вызвал необходимость создания новой организации, которая бы разрабатывала методики и осуществляла координирующие и организационные функции.

Именно поэтому в 1998 году совместным указом Министерства образования и науки и Академии педагогических наук Украины был создан Украинский научно-методический центр практической психологии и социальной работы.

Сегодня центр занимается научно-исследовательской работой и руководит психологической службой в сфере образования страны. За последние годы по его инициативе в Украине созданы 24 областных центра практической психологии и социальной работы.

Кроме того, многие школы, ПТУ и дошкольные учебные заведения начали вводить единицы практических психологов. В результате психологическая служба увеличилась на 1—1,5 тысячи специалистов и составляет сегодня 11,5 тысячи психологов и социальных педагогов, превысив в четыре раза показатель 1996 года.

Однако в Украине только одних общеобразовательных школ не менее 22 тысяч — половина из них не имеет своего психолога. Количество таких сотрудников регламентируется нормативами численности учеников. Поэтому проблема психологической помощи детям остается в поле зрения: в минувшем году на заседании президиума Академии педагогических наук Украины уже рассматривался этот наболевший вопрос.

С введением 12-летнего обучения в Украине начался процесс более ранней профспециализации.

Обычно профиль обучения (например, школа с математическим или гуманитарным уклоном) и будущая профессия совпадают. Нужно только помочь ребенку и родителям скоординировать будущую специальность с профилем обучения. Даже если ребенок — ярко выраженный гуманитарий, но хочет работать в сфере вычислительной техники, у него есть шансы с минимумом затрат занять эту нишу. Задача психолога показать ребенку его слабые и сильные стороны, рассказать о плюсах и минусах данной профессии. Чем младше ребенок, тем больше шансов развить в нем те или иные способности…

Спасет ли школьный психолог?

Двадцать лет назад за каждым учебным заведением было закреплено предприятие-шеф, которое оснащало кабинеты профориентации. На крупных предприятиях работали практические психологи, социальные работники и комитеты комсомола, осуществлявшие это шефское направление. Кабинеты профориентации полностью насыщали рынок труда какого-либо микрорайона или города. За годы «перестройки» это начинание сохранить не удалось, однако вопрос профориентации сам собой не отпал: сегодня в системе образования работают несколько межшкольных учебно-производственных комбинатов. Каждый из них обслуживает определенное количество школ, учащиеся которых овладевают за годы учебы одной или несколькими профессиями. Обычно это профессия, пользующаяся спросом в конкретном регионе, и после окончания школы выпускник может без проблем трудоустроиться.

— Если раньше центром профориентационной работы была школа, то теперь этот центр переместился в комбинаты — рассказывает заместитель директора научно-методического Центра практической психологии и социальной работы Иван Цушко. — К сожалению, их в Украине не так много, как хотелось бы, но они хорошо выполняют свою функцию. Учебными планами этих подразделений предусмотрен специальный курс — основы выбора профессии, а половина этого курса посвящена профессиональной консультации, в ходе которой обследуется сам ученик и делается вывод о правильном выборе профессии.

Удивительно, но именно старшеклассники, которым предстоит осваивать будущую профессию, оказались «на обочине» психологической службы страны: за 2004—2005 учебный год индивидуальной психодиагностикой детей было охвачено много детей дошкольного возраста (192774 ребенка), в то время как учащихся старших классов — всего 122520 человек.

Как свидетельствует статистика системы образования Украины, групповая психодиагностика и социально-психологические исследования проводились чаще всего среди учащихся средних классов — 901501 человек. Индивидуальные и групповые консультации посетило больше всего школьников среднего возраста.

В минувшем учебном году в Кировоградской области рекордное число обращений к психологам было по поводу эмоциональной адаптации — 2467 человек, чуть меньше по вопросу развития познавательной сферы, повышения самооценки и преодоления страха при ответах на экзаменах. С вопросом о выборе будущей профессии к психологам почему-то не обращались.

Среди родителей, которые приходили к психологам и социальным педагогам, проблема профориентации детей занимала скромное место. Самые популярные вопросы касались определения способностей ребенка, эмоциональной адаптации, причин неуспеваемости, зависимости подростков от компьютера, преодоления агрессивности ребенка и правовой защиты детей.

В Кировограде педагоги пытаются профессионально сориентировать молодежь, но о новых редких профессиях здесь знают мало.

Рассказывает заместитель начальника Управления образования Кировоградского городского совета Александр Шевченко:

— В городе есть ряд профильных средних учебных заведений — это школа №8 (автодело и обработка дерева), школа №24 (кулинария), школа №33 (швейное дело). Многие школы города заключили договоры с Летной академией, Педуниверситетом им. В.Винниченко и Техническим университетом, а также знакомят будущих абитуриентов с техникумами и училищами.

Индивидуально проконсультировать 1000—2000 учеников нереально — школьникам дается общая информация во время кружков и факультативов. Иногда психолог организует экскурсии в центр занятости.

— Есть компьютерные методики, но для этого нужно располагать компьютерным классом или хотя бы одним хорошим компьютером, оператором и специальными методическими материалами — поясняет сотрудник научно-методического Центра практической психологии и социальной работы Людмила Гриценюк. — При бумажном тестировании каждому ребенку необходимо дать хотя бы 10 листов текста, это в пределах одной школы колоссальное количество. Газета «Психолог» сейчас начала печатать сборники методик, где даются бланки исследований внимания, памяти и т.д. Психологу достаточно разрезать этот журнал по вертикали, чтобы получить серию бланков на целый класс. Кстати, существуют и «профессиограммы» — книжечки с точным описанием профессии, они должны быть в каждом центре занятости. Эти сборники дают большой список профессий и перечень требований, которые данная профессия предъявляет к человеку…

Большая часть ныне действующих психологических методик по профориентации создавалась еще при бывшем СССР.

Комментирует старший научный сотрудник отдела психологии профориентации Института педагогики, психологии и профобразования Виталий Синявский:

Создавать новые методики по выявлению склонностей человека к той или иной профессии сейчас просто нет необходимости — их достаточно много. Они проверены временем и хорошо работают. Использовав с десяток существующих методик, я могу определить с точностью до 95% правильный выбор профессии ребенка. Другое дело — применяет ли кто-то эти методики в условиях нынешней средней школы? 400—500 существующих методик — это и вопросник Голланда, и методика Русалова, и модифицированный вопросник Подмазина, и КОС-2…

А как же быть с теми специальностями, которых раньше не было, например, связанными с компьютером и электроникой?

Отслеживает ли кто-то появление новых специальностей на рынках труда разных стран? В каждой из них есть что-то интересное. Например, традиционные профессии и занятия в Китае быстро вымирают. Еще поколение 80-х стремилось к стабильной работе в государственных учреждениях, на фабриках и заводах. Но реформированный рынок диктует новые профессии, о которых еще лет пять назад никто не слышал. «Хит сезона» в Китае — профессии авторов и дизайнеров SMS. В стране насчитывается 207 миллионов владельцев мобильных телефонов, многие из которых подписываются на услуги SMS: сводки последних новостей, чаты и даже курсы английского языка. Высок спрос на дизайн мелодий телефонного зуммера, картинок-сообщений и даже шуток. Некоторые способы китайцев заработать на жизнь кажутся довольно экзотическими — например работа профессионального «координатора цветов». Он помогает клиентам подобрать цветовую гамму — от внутренней отделки интерьера до аксессуаров гардероба…

Девиз Силиконовой долины

Что же происходит в мире и в нашей стране на рынке новых профессий, способных обеспечить нас сегодня и дать гарантии на будущее?

На Западе давно сложилась система стандартов видов работ, предполагающая их подробное описание, страхование, каталогизацию и соответствующую профессиональную подготовку населения. Эта ориентация позволяет людям не искать должности на готовых рабочих местах, а создавать рабочие места для развития собственных ресурсов. Такой подход позволяет кардинально решать проблему занятости. В европейских странах проблема трудоустройства своя: может ли человек выполнять те виды работ, которые необходимы для удовлетворения потребностей клиентов той или иной фирмы? Если да — то он нужен, востребован, а значит, может гарантированно заработать деньги.

В Украине при формировании рынка профессий прежняя ориентация — на должности и специальности. У нас при рыночных условиях до сих пор нерыночные правила. Это отражается и на рынке профессий: люди дезориентированы, они отдают немало лет учебе, получают диплом специалиста, а потом либо не могут найти работу по специальности, либо найдя, не могут работать успешно, потому что не соответствуют современным требованиям. Наша образовательная система ориентирована на подготовку эрудированных специалистов, но не на формирование у них универсальной способности развития ресурсов, востребованных на рынке труда. А ведь будущий клиент станет платить не за диплом, а за качество работы.

Гигантские человеческие ресурсы не используются, а в отношении рынка профессий мы отстаем даже от стран третьего мира.

Рынок формируется независимо от тех профессий, которые предлагают наши вузы. Единый мировой стандарт продиктован самой жизнью, в нем отражена суть современных рыночных правил: работай качественно и ты будешь нужен. Сегодня нужна полная самоотдача, недаром девизом знаменитой Силиконовой долины (мировой центр технологий) является: «Творить наравне с богами, управлять наравне с королями и работать наравне с рабами».

И дело тут не в новомодных названиях профессий. Сегодня появилось много якобы новых специальностей, которые являются хорошо забытыми старыми. Например, логистик (специалист, занимающийся оптимизацией поставок и перевозок сырья, товара и средств производства) во многом напоминает поставщика. Профессия мерчендайзера — специалиста по продвижению продукции в розничной торговле (контроль за расположением товара на полках, поддержка имиджа товара, контроль рекламы и цен на товар) напоминает хорошо известного товароведа.

Есть и реально новые профессии. Например, людям со склонностью к психологии подойдет профессия коучера, раскрывающего потенциал личности сотрудников компании, увеличивающего их производительность и эффективность. Тем, кто имеет творческие способности и владеет языками, подойдет профессия копирайтера — человека, разрабатывающего креатив в рекламе. В его задачи входят создание концепции рекламной кампании, рекламных текстов, слоганов, пресс-релизов. Людям с тягой к предпринимательству ближе профессия девелопера (специалиста по операциям с недвижимостью, который занимается покупкой недвижимости, разработкой проекта и дальнейшей продажей или сдачей в аренду данного объекта). А те, кто не боится рисковать, может попробовать себя в деятельности джоббера — специалиста-посредника на фондовой бирже, покупающего и продающего акции за свой счет, в отличие от брокера…

С развитием информационных технологий тоже связано появление целого ряда новых профессий. Это системные и сетевые администраторы, веб-дизайнеры, веб-редакторы, веб-дилеры и многие другие.

Но, пожалуй, самой интересной из профессий, связанных с информационными технологиями, сегодня является профессия internet-архивариуса. Особенно популярна она в США.

Брюстер Кале, архивариус из Сан-Франциско, считает, что средняя продолжительность жизни документов в Internet составляет лишь 75 дней. Возглавляемая Кале организация Internet Archive поставила своей целью сохранить все то, что ежеминутно бесследно исчезает в пучинах безбрежного океана Internet. Для этого была разработана специальная поисковая система, фиксирующая все новинки, появляющиеся во Всемирной паутине. По другому пути пошла организация Afterlife из Сиэтла (штат Вашингтон). Ее задача — не только откладывать в архивах информацию из приватных страниц Сети, но и их поддержание в виде так называемых «дигитальных надгробий». Подобные веб-страницы — подлинное зеркало персоналий в их повседневном проявлении — считает основатель Afterlife Дэвид Блэтнер.

Где готовят таких специалистов? У нас пока нигде — это слишком новые профессии, и система образования еще не успела отреагировать на них должным образом. Многие из специалистов получили необходимые знания и навыки в процессе практической работы и путем самообразования. Иногда к этому добавляются краткосрочные курсы, которые проводятся фирмами, специализирующимися на информационных технологиях. Сейчас во всем мире существует большой спрос на эти специальности.

Нынешним школьникам стоит самим определяться в выборе будущей профессии, искать конкретную работу (по своим интересам и способностям) и постоянно интересоваться тем, что происходит в мире. А родителям — воспользоваться услугами профессионального консалтинга и вместо того чтобы тратить много денег на репетиторов, найти для ребенка фирму, в которой он мог бы получить нужные навыки.

При этом ни в коем случае не следует забывать, что у каждого человека есть потребность в самореализации — это одна из главных потребностей человека, которая дает ему энергию и смысл жизни…