Работорговля и проституция с древнейших времен так или иначе оговаривались соответствующим законодательством. Пятикнижие Моисея содержит законы о рабах, в соответствии с которыми запрещалось обращать пленную женщину в рабство, вносить плату блудницы в храм Господень, определенному кругу лиц жениться на блуднице; предписывалось избегать блуда сердца и очей. В исторически обозримом прошлом проституция впервые была легализована в Афинах архонтом Солоном (одним из семи мудрецов) в VI в. до н.э. Закон Солона был к проституткам суров: они не могли в будущем претендовать на роль почтенной матери семейства, ее дети не имели гражданских прав. Солон преследовал цель — пресечь, насколько это возможно разврат среди сограждан, удержать женщин от торговли собой. Проститутки клеймились позором, обязаны были красить волосы в желтый цвет и носить особого вида одежды.
В последующие времена в различных сообществах законодательство относительно рабов и проституток то смягчалось, то ужесточалось. Рабство в европейских странах было отменено, а проституция как позорное явление признано неискоренимым, при этом часто проститутка стала рассматриваться законодательством как жертва социальной среды или даже как жертва насилия.
Два года назад в МВД Украины был создан департамент, занимающийся преступлениями, связанными с торговлей людьми. Соответствующий отдел появился и в УМВД Черкасской области. Возглавляет его майор Иван АФАНАСЬЕВ.
— Вашей службе ровно два года. Но речь не об итогах. Интересно поговорить об изменяющемся законодательстве и в связи с этим о переменах в вашей работе. Когда вы впервые столкнулись с проблемой секс-работорговли?
— В 1995 году. Тогда черкасских девушек вывезли в Югославию под предлогом устройства их на работу гувернантками и официантками. На самом деле трех женщин 23—27 лет продали в бордель и в течение полугода заставляли заниматься проституцией. На территории области это был первый случай работорговли, о котором нам стало известно. В то время Уголовный кодекс никакого наказания за подобного рода «бизнес» не предусматривал.
— Какие службы занимались этой проблемой до создания департамента?
— У нас было отделение в составе уголовного розыска, частично этим занималось и Управление по борьбе с организованной преступностью. С весны 1998 г. в УК была введена статья 124. Она предусматривала квалифицирующие признаки — вывоз женщин путем обмана, угроз, их продажа… В Черкасской области было возбуждено первое в стране дело по этой статье. Случилось это в 2000 году. Тогда были задержаны участники преступной группы, отправлявшие девушек на территорию ОАЭ якобы для работы танцовщицами, официантками. В Эмиратах их продавали содержателям борделей. Получив «живой товар», те направляли на банковские счета в Черкассы оговоренные суммы — от одной до полутора тысяч долларов «за штуку». После того как было возбуждено первое уголовное дело, преступный мир сразу же стал перестраиваться. Они отказались от расчетов через банки: из Эмиратов курьеры доставляли наличные за «товар». Преступники быстро меняют методы и формы своей деятельности. Но и украинский законодатель тогда сумел поступить адекватно. С 2001 года — с введением нового УК — наша работа несколько упростилась. «Рабовладельческая» статья 149 (изменена в январе 2006 года) на тот момент позволяла адекватно реагировать на деятельность секс-торговцев. Под ее действие подпали не только лица, продавшие женщину, как было в старом УК, но и заключившие относительно нее иное незаконное соглашение (за доставку женщины рабовладелец мог предоставить торговцу льготные условия проживания, подарить машину и т.п.). Под эту статью подпадает деятельность лиц, которые занимаются не только незаконным, но и законным перемещением человека, не только без его согласия, но и с его согласия…
Наш отдел как самостоятельная независимая единица был сформирован и действует с апреля 2005 года. В его функции входит: перекрытие каналов вывоза наших женщин в качестве рабынь за рубеж, пресечение деятельности сутенеров, сводников, распространителей и изготовителей порнографических изданий и изделий. Наиболее актуальной проблемой сейчас является борьба с втягиванием в проституцию несовершеннолетних. Серьезно с этой проблемой мы столкнулись в 2002 году. Тогда была задержана преступная группа, состоящая из гражданок Украины, Молдавии и России. Наша соотечественница набирала девочек в Каневе, обещая золотые горы, и привозила в Москву, где сутенеры обращались с ними очень жестоко. Известна так называемая «прописка», когда девочку всю ночь насилуют человек десять, после чего наутро выставляют работать на Окружную дорогу, заставляя ежедневно приносить определенную сумму. Две девушки тогда сбежали, над ними сжалились московские милиционеры, купили им билеты и отправили домой. Канал мы раскрыли. Преступники были осуждены. Но проблема, конечно, не решена. Преступный мир очень маневренный.
Из последних раскрытых каналов (январь 2007) можно сказать о преступлении по продаже несовершеннолетних девушек в бордели Москвы жительницей Умани. Суд по этому делу должен состояться в Сумах, так как цепочка преступления заканчивается там.
— Как у вас складываются отношения с коллегами за рубежом?
— В Турции и России всегда можно рассчитывать на помощь, отношения хорошие. В Израиле тоже не возникает препятствий для освобождения девушек. Сейчас там несколько украинцев ожидают приговора суда за сводничество и сутенерство. А вот из ОАЭ девушек возвращать сложно. Мы знаем, там есть наши соотечественницы, известны их адреса, телефоны и имена тех, кто их завербовал. Но между странами нет соответствующих соглашений.
— С января 2006 года в «рабовладельческую» 149-ю и
303-ю «сутенерскую» статьи УК внесены изменения. В чем их суть?
— Прежде, до внесения изменений, систематическое занятие проституцией у нас являлось уголовным преступлением. Жрица любви могла быть оштрафована по решению суда на основании статьи 303, и в ее анкете появлялась запись «ранее судима». В новой редакции этой статьи отсутствует уголовная ответственность за систематическое занятие проституцией. Теперь проститутка может сколько угодно раз быть оштрафована в административном порядке, оставаясь несудимой. Но при этом в новой редакции этой статьи ужесточены санкции в отношении сутенеров. Втягивание в проституцию в составе организованной преступной группы теперь наказывается лишеним свободы сроком до десяти лет. А за вовлечение малолетних — до 15 лет. Есть изменения и в статье 149 — «Торговля людьми». Новая редакция не требует, как это было ранее, квалифицирующего признака — перемещение лица через границу. Это для нас важно. Бывают ситуации, когда один сутенер передает девочек из Киева, скажем, в Черкассы, или наоборот. Теперь и этот «бизнес» подпадает под статью 149.
— О каких преступлениях, которые были раскрыты после внесения изменений, уже можно рассказать?
— В течение 2006 года нашим отделом было выявлено десять фактов торговли людьми. Накануне 2007-го МВД проводило проверку всех областей относительно состояния криминогенной обстановки. По данным министерства, на Черкасщине лучшие показатели по борьбе с преступлениями, связанными со сводничеством и сутенерством. В саунах, гостиницах и прочих «местах досуга» работники милиции пытались обнаружить сводников, сутенеров и проституток. Не нашли. Времена, когда девушки выставлялись в кафе, как товар на витрине, в нашем городе прошли. Осенью были ликвидированы почти все виды сутенерства, оставались единичные случаи сводничества банщиков, таксистов… Групп не стало. Однако вакуум такого рода быстро заполняется. И вскоре появился человек, который стал создавать свою сеть. Его деятельность пресечена в марте.
— 7 марта 2007 г. Кабмин утвердил Государственную программу противодействия торговле людьми на период до 2010 года. Каким образом это должно сказаться на вашей работе?
— С 2005 года мы работали вообще без какой-либо программы. И это плохо. Наука криминология, которую изучают студенты юрфаков на втором курсе, говорит, что правоохранительные органы могут влиять на криминогенную ситуацию только в 15% случаях, остальное — социальное явление, на которое должны реагировать государство и общество. Поэтому появление комплексной программы, безусловно, событие важное. Другое дело, что в текущем году областной бюджет уже утвержден и не исключено, что эта программа в нем не будет учтена. Есть надежда, что международные организации под эту программу сумеют выделить какие-то средства. Наша работа требует денежных вложений. Потому что даже поездка в Москву для выполнения международного поручения по уголовному делу стоит денег. Милиция не в состоянии оплачивать такие командировки. Они становятся нашей личной проблемой. Доходит до того, что скидываемся из личных средств. Без поездок — нет работы, дело может не дойти до суда. А без суда смысл работы теряется. Интересно, что в программе отводится определенная роль Управлению по делам семьи и молодежи. Это очень важно: организация бюджетная, на нее ежегодно выделяются огромные средства. Прежде мы несколько раз к ним обращались — безрезультатно. А фронт реальной работы для них — огромный. У нас много проституток, которые попали в эту систему не по призванию и хотели бы вырваться. Еще совсем недавно те малолетние, которые набирались в Черкассах секс-опыта, после 18 лет выезжали за рубеж, где, занимаясь проституцией, рассчитывали удачно выйти замуж. Теперь цены на секс-услуги как в Европе, так у нас вполне сопоставимы, массовый отток приостановлен. Этими девушками нужно здесь заниматься.
— Если в государственных учреждениях пока мы всегда встречаем понимание, то как реагируют семьи?
— По-разному. Возмущает то, что некоторые мамы ведут себя в отношении своих несовершеннолетних дочерей, мягко говоря, странно. Порой устраивают скандалы из-за того, что их дочерей приглашают в милицию. Заявляют: не трогайте дочь, не мешайте, ей нравится (имеется в виду занятие проституцией). Побеседуешь по душам, вроде и понимает такая мать, что ребенок ее не для того на свете появился, чтобы его все пользовали, а чтобы росла здоровой и училась. Что-то вроде поняла. Вышла от нас и тут же начинает созваниваться с сутенерами, передавать наш разговор, договариваться о встрече, решать, как на ребенка воздействовать, чтобы давал нужные им показания… В результате мы ловим организаторов, ликвидируем группу. Но вскоре появляется новый делец и девочки кочуют из одного уголовного дела в другое. Вытащить их оттуда мы не в состоянии. И без заинтересованных государственных и общественных структур тут не обойтись. Нужно девчонку вылечить, дать ей какое-то образование, устроить на работу — это дело государства, таких учреждений, как Управление по делам семьи и молодежи. У них, как вода в песок, уходят немалые средства на всевозможные совещания, конференции и круглые столы. На все что угодно, только не на конкретного человека. Девчонку, против воли вовлеченную в проституцию, иногда просто нужно спрятать, пока не задержаны угрожающие ей лица. Такие случаи были. Обращались — получил отказ. Если девушка попала в поле зрения милиции, прошла по уголовному делу — должны сразу подключаться все заинтересованные организации, чтобы поднять ее со дна. Необходима социальная реклама, противодействующая секс-торговле. В транспорте, на улицах. Многие граждане просто не знают, куда обращаться, если с их близкими приключилась беда, не знают о существовании нашего отдела. Увы, это почему-то Управлению по делам семьи и молодежи неинтересно…
— Сутенеры работают если и не совсем открыто, то и не в глубоком подполье. Иначе клиенты их не найдут. Сутенерство искоренимо?
— Действительно, все места известны. Но мы не можем схватить сутенера и сказать: пиши явку с повинной. Такое бывает лишь в кино. При этом за все годы у нас не было случая, чтобы пришла девушка и написала заявление. Поэтому, проводя оперативные комбинации, приходится, как говорится, обкладывать сутенера со всех сторон: документировать его деятельность, тратить деньги на бары и сауны, на машины, на ту же золотую цепь! Если бы нам дали хоть часть тех средств, которые уходят в районных отделениях Управления по делам семьи и молодежи, мы бы отчитались за каждую копейку. И были бы практические результаты. Безусловно, совместными усилиями и сутенерство, и секс-работорговлю вполне можно свести на нет — было бы желание.