В последнем издании энциклопедического справочника «Киев» в описании Георгиевской церкви, построенной в честь Ярослава Мудрого еще в XI веке, разрушенной позже ордами хана Батыя, вновь отстроенной и вновь разрушенной уже в нашем столетии, в советское время, читаем: «В Георгиевской церкви в 1816 году был похоронен Константин Ипсиланти - господарь Молдовы и Валахии. Надгробие Константина Ипсиланти не сохранилось...»
Бурная, можно сказать, судьба этого надгробия и позже сооруженного памятника, как и жизнь самого героя. Когда уже при советской власти снесли эту церковь, монумент стараниями прогрессивной общественности переместили в Успенский собор Киево-Печерской лавры. А последний, как мы знаем, в годы минувшей войны взорвали. Под его руинами остались и многие захоронения известных исторических личностей, и указанный памятник с надгробием в том числе. Так и попала в справочник формулировка: надгробие не сохранилось.
И вот не так давно при раскопках, предшествовавших восстановлению собора, их обнаружили. И памятник, и надгробие имели довольно печальный вид - разбиты, искореженны, - но они все же дошли до нашего времени. А в умелых руках работников реставрационного центра Киево-Печерского заповедника возродились, получили новую жизнь. И сегодня их снова можно увидеть на территории заповедника почти в первозданной красе и величии.
Финансовое обеспечение реставрации взяла на себя в основном греческая сторона - общественность, в частности Союз греческих офицеров имени Ипсиланти.
Кто же он такой, Константин Ипсиланти, какими деяниями прославился, заслужил память народную не только у своих соотечественников? О нем в свое время восторженно отзывался Пушкин, а французский эмигрант де Лагард описал его жизнь в своих мемуарах, которыми воспользовался А.Дюма, создавая роман «Граф Монте-Кристо».
Действительно, жизнь его была достойна восхищения. Греки многие годы терпели гнет турецкой Порты. Когда в 1806 году началась очередная русско-турецкая война, греки восстали, а настроенный прорусски Константин Ипсиланти включился в боевые действия, даже получил в регулярной армии должность, был назначен обеспечивать снабжение войск.
Не будем забывать, что Константин Ипсиланти был господарем Молдовы и Валахии, а среди местного населения интересы греков и сама война не нашли особенной популярности. А между тем война затягивалась, не принося успеха восставшим. В конце концов Ипсиланти пришлось эмигрировать. Местом эмиграции он избрал Киев. Дело в том, что правительство царской России относилось к борьбе греков весьма настороженно. Всякое свободомыслие вызывало у него неприкрытую антипатию, а в Киеве в то время губернатором был хорошо знакомый Константину Кутузов, что тоже сыграло значительную роль в выборе нового места обитания.
Константин Ипсиланти поселился возле Печерской крепости, в доме, построенном для ее коменданта Ф.Вигеля. Здесь он и умер, не дождавшись утешительных известий с родины. Но его дело продолжил сын Александр, возглавивший новый этап восстания. Вот как писал об этом Пушкин в письме В.Давыдову: «Греция восстала и провозгласила свою свободу... 21 февраля генерал князь Александр Ипсиланти... прибыл в Яссы... там издал он прокламации - в них сказано, что Феникс Греции воскреснет из своего пепла, что час гибели для Турции настал и проч... Первый шаг Александра Ипсиланти прекрасен и блистателен... Он счастливо начал - и, мертвый или победитель, отныне он принадлежит истории.»
Новый подъем этерийского движения воспел Байрон, к нему неоднократно возвращался Пушкин. Однако после первых успехов повстанцев стало очевидно, что интересы молдавского и валахского населения не совпадают с интересами греков. Не поддержала этеристов и Россия. Это и понятно, поскольку Алек-
сандр I усмотрел в этом движении едва ли не начало общеевропейской революции и не только не поддержал восставших, но был откровенно заинтересован в их поражении.
Восстание изобилует массовыми примерами героизма. Достаточно вспомнить хотя бы такой факт. Когда, теснимый врагами, Ипсиланти перешел австрийскую границу, часть его отряда стала отступать к Пруту и с большими потерями переправилась на русский берег, а другая под командованием Иордаки Олимбиоти заперлась в монастыре. Силы были неравны. Тогда Иордаки взорвал пороховой погреб и погиб вместе со своими товарищами и осаждавшими их турками.
Было и много жестокости, без которой, собственно, не обходится ни одна война. Это довольно подробно описано в повести Пушкина «Кирджали».
Восстание этеристов закончилось поражением, но в памяти греческого народа оно и по сей день хранится как славная страница истории, освободительной борьбы. И неслучайно 6 апреля греческий народ празднует день независимости.