UA / RU
Поддержать ZN.ua

Новая жизнь Старой Поляны

Скромная церковь на улице Старая Поляна на Юрковице — одна из реликвий Киева. Она известна далеко за пределами не только города, но и страны...

Авторы: Николай Косицкий, Петр Марусенко

Скромная церковь на улице Старая Поляна на Юрковице — одна из реликвий Киева. Она известна далеко за пределами не только города, но и страны. 14 мая Макариевская церковь отмечает 110-ю годовщину со дня основания. Чем же знаменит этот храм?

Он был основан в конце XIX века с целью дать духовный свет жителям окраины города — Юр­ковицы. Здесь жили преимущественно мастеровые — швецы, столяры, извозчики, разнорабочие, мелкие торговцы и городские торговки, с утра до вечера добывавшие хлеб насущный. Пьянст­во, ненормативная лексика полукриминального люда, дети, как правило, брошенные на произвол судьбы, — такими были приметы всех киевских окраин. Чтобы хоть немного изменить ситуацию на Юрковице, группа энтузиастов из Религиозно-просветительского общества решила открыть на Юрковице школу-храм.

Мотором этого дела стал священник Федоровской церкви на Лукьяновке отец Константин Терлецкий. Трудно представить, через какие трудности пришлось ему пройти, пока наконец-то в кон­це 1897 года не была открыта церковь в честь митрополита Киев­ского и всея Руси священномученика Макария, в 1497 году убито­го татарами в селе Скри­галове (современная Беларусь) по пути из Вильно в Киев. Например, просто нереально было собрать нуж­ные для строительства церкви-школы 12—15 тысяч рублей. Тогда же стало известно, что причт Байкового кладбища может предложить для Юрковицы старую деревянную церковь. Отец Константин немедленно осмотрел здание и обнаружил, что оно вполне может пригодиться для возведения храма. 14 мая 1897 года в час дня была заложена церковь.

Чтобы представить сейчас место закладки Макариевской церкви-школы, нужно напрячь воображение. Это был высокий холм, с которого открывался прекрасный вид на Киев, особенно на Софийский и Владимирский соборы, на Михайловский монастырь, Десятинную и Андреевскую церкви. В долинах раскинулись поселения, известные под названиями Антифьева Поляна, Чмелев Яр, урочища Татарское, Поло­вецкое, Печенежское.

Константин Терлецкий был деятелен и неутомим. Он нанимал рабочих, покупал материалы, собирал пожертвования, просил кирпич, лес. Рассчитываясь с рабочими, священник, ввиду отсутствия денег в кассе общества, нередко отдавал все свои скудные сбережения. Неудивительно, что энергичные действия отца Константина позволили в краткие сроки обустроить гору, и церковь была готова к 1 ноября 1897 года.

Первым священником Свято-Макариевской церкви стал отец Михаил Алабовский, ученик отца Константина. При нем было создано Свято-Макариевское братство. Заботясь о собственном религиозно-нравственном самоусовершенствовании, члены братства не забывали и о ближних своих. Прежде всего тех, кого закабалил губительный порок пьянства. Особенно заботились о неимущих членах местного прихода, а также сиротах, беспризорных, престарелых, больных, увечных и всех нуждающихся. Им помогали в поиске работы, предоставляли жизненно необходимые вещи или одноразовую денежную помощь.

В 1902 году, по предложению супруги отца Михаила, под эгидой братства на Юрковице открывается и детский дневной приют. Дети оставались здесь с восьми часов утра до четырех — зимой и до пяти-шести часов летом, причем неимущим предоставлялись чай, обед и полдник. Роди­телям таких детей предлагали посильно жертвовать на питание, а те, которые побогаче, отправлялись на обед домой.

Как видим, жизнь хра­ма до революции заключалась не только в отправлении литургии. Благотворительная деятельность братства, можно смело утверждать, изменила моральный климат на Татарке. Однако трагические события 1917 года и Гражданская война перечеркнули жизнеутверждающую деятельность церкви, как, собст­венно, и нормальную жизнь народа.

Макариевская церковь еще влачила свое существование до 1925 года, пока большевистские власти ее не закрыли. Оккупиро­вавшие Украину гитлеровцы не только позволили восстановить работу храма в 1942 году, но и согласились освободить помещение церкви, занятое ими под фуражный склад.

В 1945 году в храм пришел отец Георгий Едлинский. И прослужил там 43 года. С его приходом изменился облик церкви. Иконы для храма написал давний друг семьи Едлинских, известный украинский художник Иван Ижакевич. Конечно же, кроме литургийной, никакую иную деятельность проводить было невозможно. После Второй мировой войны церкви постоянно грозило закрытие. Особенно тяжкие времена настали при Никите Хрущеве.

Мудрость отца Георгия можно сравнить только с его добротой. Он был чрезвычайно сердечным, доброжелательным и самоотверженным человеком. Не­удивительно, что к нему тянулись люди. Впрочем, в 60—70-е годы представители городской интеллигенции были не очень склонны ходить в церкви. Но те из них, кто искал Бога, с удовольствием шли в Макариевский храм. Среди прихожан числились профессор Юрий Квитницкий, журналист и пра­возащитник Валерий Марчен­ко, писатель Павел Проценко, искусствовед Михаил Селивачев, народный мастер Василий Пара­хин, инженер Семен Витебский, архитектор Лидия Мамаенко...

Отец Георгий обладал очень большим авторитетом. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что он был духовником митрополита Киевского Иоанна Соколова. Когда отец Георгий перешагнул 80-летний рубеж, он стал нуждаться в помощи в служении. И в 1984 году в храме появился настоятель, отец Анатолий Затовский. Прихожане называли их: «наш батюшка» и «молодой батюшка». Сам отец Анатолий считает, что невозможно переоценить пользу от совместной работы с отцом Георгием.

Поворотным моментом в жиз­ни церкви стало празднование 1000-летия крещения Руси. Как правильно заметил отец Анатолий, это был «набат, пропевший советской власти «со святыми упокой». После 1988 года церковь получила возможность, что называется, выйти из подполья. Она развила деятельность, которая была присуща ей еще до октябрьского переворота.

Постепенно менялся и внешний вид церкви. Были воссозданы разрушенные большевиками купола, отстроено здание церковной школы. С конца 80-х годов открылась воскресная школа. Сначала ее называли «кружком», чтобы не дразнить коммунистических гусей. Первым преподавателем стал Леонид Яске­вич (которому в марте исполнилось 80 лет), более 40 лет служащий в храме. Он по-прежнему в центре внимания благодаря своим поистине энциклопедическим познаниям, доброжелательности и желанию помогать.

Отец Анатолий стал , по сути, основателем современного храма-школы. Под его руководством и сейчас действует Всеукраинское Православное педагогическое общество. С прошлого года настоятелем назначили отца Владис­лава Софийчука, молодого, весьма образованного священника. Вообще-то среди отцов Макариев­ского храма немало бывших научных сотрудников. Например, отец Вячеслав Трутнев многие годы работал с Центром космонавтики и по-прежнему имеет там друзей. Вы­пускник МФТИ имени Баумана, что всегда являлось знаком качества, отец Богдан Огульчанский сейчас известен как автор учебников для школы по христианской этике. Ныне к печати готовится издание, посвященное истории Свято-Макариевской церкви.

В день освящения храма, 7 ноября 1897 года, священник Г.Прозоров сказал: «... В мирской суете, поглощающей неизменной злобой дня, порабощающей и умертвляющей душу, человек все свое внимание направляет на внешнее: ему некогда заглянуть внутрь себя, некогда проверить свою совесть. В храме же все иначе. Сюда христианин несет лучшую часть своей сущности, здесь он отвлекается от будничного труда и мирского рассеяния. Здесь каждый призывается к тому, чтобы углубиться в самые сокровенные тайники своей души и проверить ее нравственное содержание». Сегодня эти слова звучат еще актуальнее.