UA / RU
Поддержать ZN.ua

Новая парадигма отцовства

Мало кто сомневается в исключительной важности и незаменимости матери в жизни ребенка. Гораздо меньше известно о том, что с самых первых дней жизни ребенок остро нуждается в тесной психологической связи с отцом...

Автор: Светлана Сененко

Мало кто сомневается в исключительной важности и незаменимости матери в жизни ребенка. Гораздо меньше известно о том, что с самых первых дней жизни ребенок остро нуждается в тесной психологической связи с отцом.

Реабилитация отцовства

В отличие от воспеваемого образа матери, образ отца в современном массовом сознании не слишком идеализируется. Отцовство ассоциируется разве что с генами и материальным обеспечением семьи. Понятие «отцовский инстинкт», хотя и применяется иногда в разговорах на темы воспитания (нередко в ироничном или вопросительном контексте), не идет ни в какое сравнение с непобедимым и непререкаемым материнским инстинктом. Недаром знаменитый антрополог Маргарет Мид саркастически заметила, что «отцы представляют собой биологическую необходимость и социальную случайность».

Между тем, безусловный приоритет матерей — это относительная новация. Примерно до середины XVIII века на Западе (и до начала XIX века у нас) большинство отцов работали неподалеку от дома и принимали активное участие в жизни семьи и детей. На протяжении тысячелетий патриархальная культура определяла отца в качестве наиболее компетентного родителя, несущего ответственность за то, какими людьми вырастут его дети. В случае развода дети оставались с отцом, и все нравоучительные книги по поводу воспитания подрастающего поколения адресовались именно отцам.

Отделение отцов от семьи произошло во время и вследствие промышленной революции. Индустриализация общества повлекла за собой феминизацию домашней сферы и маргинализацию роли отца. Неудивительно, что психология воспитания детей, возникшая как научная дисциплина в начале двадцатого века, стала развиваться как психология материнства. Именно тогда и сформировались мифы о материнском инстинкте и о том, что женщины «запрограммированы» быть матерями. Даже Фрейд, отводивший фигуре отца центральную роль в психическом и сексуальном развитии личности, отрицал любую возможность отцовского влияния до достижения ребенком двух лет.

Развитие психологии как науки уже к середине двадцаго века развеяло многие «материнские мифы» и выявило ключевую роль отцов в жизни детей самого раннего возраста, правда, сначала как бы «от противного» — как негативные последствия его отсутствия. Интересно, что серьезный пересмотр устаревшей парадигмы отцовства на Западе начался благодаря феминистскому движению 70-х годов, поставившему вопрос: могут ли отцы быть такими же заботливыми и любвеобильными, как матери. Ответом было определенное и безусловное «да».

Постиндустриальное общество создало особенно благоприятные условия для возвращения отцов в семью. Многие современные мужчины стремятся активно участвовать в воспитании детей, и этот процесс наблюдается не только на Западе, где вводятся в действие декретные отпуска для отцов, отцам полагаются «больничные дни» по уходу за заболевшими детьми, а профессия воспитателя детского сада является вполне «мужской». И у нас уже немало молодых пап присутствуют при рождении своих детей и заботятся о них наравне с женами.

В чем одинаковы папы и мамы?

Многочисленные исследования, проведенные в последние годы западными психологами, выявили набор «родительских качеств», по которым мужчины и женщины практически не отличаются. Вот их краткий перечень.

— Степень эмоциональной «запрограммированности» на заботу о своем потомстве в среднем одинакова для женщин и мужчин. Разница бывает только в степени подготовки к такой заботе и в восприятии этой роли обществом и семьей.

— Желание ощущать эмоциональную связь со своими детьми в течение жизни одинаково для мужчин и женщин, хотя формы выражения этой связи могут быть разными.

— Мужчины не менее ясно, чем женщины, «читают» сигналы, подаваемые маленькими детьми, выражающие голод, боль, недомогание. Психологические и биологические реакции (сердечный ритм, частота дыхания, температура тела и т.д.) мужчин и женщин в ответ на различные проявления младенцев тоже не отличаются.

— Отцы и матери выражают одинаковую степень обеспокоенности в случаях, когда им приходится оставлять ребенка на попечение других людей.

— Мужчины и женщины обладают одинаковой способностью находить своего младенца среди многих, например, в роддоме или яслях (для этого, конечно, им обоим надо сначала с ним «познакомиться»).

— Проблемы родителей, вынужденных воспитывать детей в одиночку, тоже не зависят от пола. Главными среди них являются трудности в установлении дисциплины, чувство одиночества, нехватка поддержки от других взрослых, сложности с поиском хорошего садика или няни и установлением баланса между домом и работой.

Чем отличаются папа и мама?

Отцы взаимодействуют с детьми не так, как матери. Обычно папы чаще и охотнее играют с детьми, чем мамы. Если матери тяготеют к спокойной рутине, то отцы склонны к спонтанности и к новым, непредсказуемым забавам, даже в тех случаях, когда им приходится выполнять вполне «серьезные» функции по уходу за ребенком. Самые обыденные дела — купание, смена памперсов, одевание, чистка зубов... — отцы зачастую сопровождают физической активностью и игровыми элементами (по мнению некоторых матерей, иногда даже чересчур). В результате, как было отмечено в одном из исследований, начиная примерно с семимесячного возраста, младенцы выражают больший энтузиазм, когда их берут на руки отцы, чем матери. Дальнейший анализ показал, что мама, как правило, поднимала ребенка, чтобы сделать ему что-то, а папа — либо в ответ на призыв малыша к игровому общению, либо в качестве инициативы такого общения.

Шумные и подчас буйные детские игры с отцами нередко раздражают матерей, и совершенно напрасно, ибо, как утверждают психологи, отцовский «игриво-активный» стиль общения является ключевым в процессе воспитания у ребенка эмоционального самоконтроля. В дальнейшем это поможет устанавливать глубокие и наполненные социальные отношения во взрослой жизни. «Деятельные», наполненные возбужденным весельем и физической активностью отношения между ребенком и отцом положительно влияют на обучаемость и помогают растущему человеку поверить в себя, не бояться проявлять инициативу и творчество. К слову, многолетние исследования, проведенные над отцами-одиночками, опровергли довольно распространенное мнение, что отцы не стали бы так веселиться, если бы им пришлось взвалить на себя груз ежедневной ответственности по уходу за ребенком.

Отцы предпочитают игры с менее традиционными темами, более подвижные и направленные на знакомство с чем-то неизвестным. Они в среднем более, чем матери, склонны побуждать детей к смелым экспериментам по исследованию окружающего мира. Во взаимодействии с отцами дети легче переживают фрустрацию, когда пробуют что-то новое и у них что-то не получается. Матери и отцы по-разному реагируют на ситуации, когда ребенок сталкивается с трудностями в процессе обучения. Мамы в среднем раньше, чем папы, стараются прийти на помощь ребенку: сделать что-то трудное или непонятное вместо него, подсказать следующий шаг, а то и протянуть свою спасительную руку.

Классический пример — обучение езде на велосипеде. Несмотря на широкий индивидуальный разброс в данном показателе, отцы в среднем дают больше времени ребенку на то, чтобы тот ехал самостоятельно, без поддержки, и отцовский «стандарт временной задержки» по оказанию помощи, как правило, дает лучший результат: дети, которых учат кататься «сердобольные» мамы, начинают ездить позже и, как ни странно, переживают больше отрицательных эмоций при обучении, чем те, кому ассистируют «жестокосердые» папы.

Характерна даже такая мелкая деталь, как способ держания маленького ребенка на руках. Отцы имеют тенденцию располагать ребенка лицом вперед, давая малышам возможность смотреть на мир так же, как смотрят они сами, принимая мир «прямо в лицо». Матери же поворачивают ребенка лицом к себе, либо поднимают его повыше, чтобы он смотрел на мир через материнское плечо.

Интересно, что при этом и у матерей, и у отцов наблюдается общая тенденция: примерно в 80% случаев и те и другие держат дитя на левой стороне своего тела, ближе к сердцу (и это справедливо даже для левшей).

У отцов и матерей разный подход к установлению дисциплины. Матери склонны подчеркивать «социальную стоимость» плохого поведения, используя в качестве «точки отсчета» отношения между людьми. Классическая реакция мамы — пристыдить провинившегося ребенка и выразить свое огорчение его плохим поведением. Пример: ребенок перевернул тарелку с едой. Мать упрекает: «Ну что же ты наделал? У мамы и так много работы, а тут за тобой еще убирай...» (подсознательный сигнал: «не смей думать, что я твоя рабыня»). Еще одна распространенная реакция матери: «Теперь мне надо убрать за тобой, а мы уже и так опаздываем...» (подсознательный сигнал тут: «ты нас подвел...»).

Отцовский стиль более «механистичен» и эмоционально отстранен. Можно сказать, что отцы более функциональны и менее манипулятивны при установке границ приемлемого поведения. Примеры характерного отцовского подхода: «Не хочешь убирать за собой — не будешь играть на компьютере». Или: «У тебя не будет друзей, если ты будешь жадничать с игрушками». Психологи считают, что сочетание обоих подходов — манипулятивного и функционального — является бесценным для развития в ребенке совести.

Кроме различий в стиле взаимодействия, отличается от материнской и сама природа связи между отцом и ребенком. Во-первых, эта связь более хрупкая и легче разрушается в периоды разладов между родителями. Кроме того, отцы, похоже, сильнее влияют на характер и взрослую судьбу детей, особенно когда речь идет о негативных тенденциях. Так, например, отцы с низкой самооценкой оказывают более сильное воздействие на детей, чем матери, недовольные собой и своей судьбой. По результатам многих исследований, наблюдается прямая корреляция между успехами людей обоего пола в личностной и профессиональной реализации и степенью их близости с отцами в детстве.

Золотой стандарт: «вовлеченный отец»

К главным признакам вовлеченного отцовства относятся чувство ответственности за ребенка, занятость в процессе воспитания, физическое присутствие и доступность, материальное обеспечение семьи, участие в принятии решений. Интересно, что сами дети являются мощным фактором, влияющим на поведение отцов и «воспитывающим» их. Особенно это хорошо проявляется, когда имеет место совпадение темпераментов. Так, если пара отец-ребенок представляет собой двух созерцателей, они наслаждаются обществом друг друга в спокойствии и пассивности. Два возбужденных и громких индивидуума найдут друг друга незаменимыми в разного рода приключениях.

Важнейший фактор — это время, проведенное вместе. Многочисленные исследования подтверждают: чем больше времени проводит отец с младенцем в отсутствии матери, тем шире становится в дальнейшем его «отцовский репертуар». С другой стороны, младенцы, не обделенные общением с отцами, обладают более богатым спектром социальных навыков и более высоким уровнем исследовательских качеств. Они не только чаще улыбаются папе и делятся с ним игрушками, но и дольше смотрят на предметы, охотнее и осмысленнее манипулируют ими. Еще важнее, чем количество, качество взаимодействия между отцом и ребенком. Существенно не только то, чем занимаются отец и ребенок, но и то, как они это делают, какую роль играет отец в этом взаимодействии.

Кажется очевидным, что сыновья заботливых и вовлеченных в процесс воспитания отцов, вырастая, сами становятся такими же по отношению к своим детям. Парадоксально однако, что отстраненные и холодные отцы нередко стимулируют в своих сыновьях «компенсаторный процесс», и выросший сын стремится стать таким отцом, которого у него не было, и о котором он мечтал.

Американские психологи разработали набор простых, но важных правил, помогающих молодым отцам наполнить обветшалое и заклейменное понятие патриархата новым, современным смыслом.

— Ранний старт. Отцы, вовлеченные в заботу о ребенке с первых дней его жизни, как правило, сохраняют близость с ним и в дальнейшем.

— Определение собственной отцовской роли. Чтобы отточить родительские навыки и приобрести уверенность, отцам надо перестать рассматривать жену как единственного эксперта, самостоятельно несущего ответственность за все аспекты жизни малыша. Ищите, что у вас получается лучше, и обязательно найдете.

— Открытость в выражении своих чувств. Ощущения страха, тревожности, разочарования, а то ревности к «естественным» преимуществам жены в родительских функциях вполне нормальны. Если их подавлять и загонять внутрь, они только усилятся и приведут к отчуждению. Все можно обсудить по-хорошему.

— Изучение ребенка. Отцу стоит пытаться самому читать сигналы, посылаемые малышом, не полагаясь исключительно на мнение жены. Здесь, как нигде, важны детали и нюансы.

— Уважение к разнообразию подходов. У каждого из родителей может быть собственный стиль обращения с ребенком, и самое лучшее, что они могут сделать, — это принять его без критики и осуждения.

— Реалистические ожидания. Не следует переживать, если первые попытки принять участие в ежедневной заботе о малыше оказываются неудачными. Главное в родительском деле — это терпение.