UA / RU
Поддержать ZN.ua

НОСТАЛЬГИЯ КОШУТОВ

Лесная Буча — место особенное. Кто хотя бы раз побывал тут, тот не мог не задаться вопросом: то ли з...

Автор: Надежда Гоцуенко

Лесная Буча — место особенное. Кто хотя бы раз побывал тут, тот не мог не задаться вопросом: то ли здешние дома расположились «в гостях» у леса, то ли лес вплотную приблизился к людским подворьям и с любопытством приглядывается к соседям. Очевидно, что и австриец Роберт Кошут, которого в начале минувшего века привела сюда судьба, не мог не оценить красоты и необычности этой местности.

Роберт поселился рядом с усадьбой Логгиновых, где подрастала девятилетняя девочка Галя, а после нескольких лет войны, проведенных в Архангельске, он вернулся в полюбившееся место. Галина была моложе его на 24 года. К этому времени Кошут уже потерял первую жену и растил дочь. Но эти и другие обстоятельства не помешали их браку. В своем дневнике Галина написала: «Венчались мы в Гостомеле у священника, который меня крестил, и т.к. больше заплатить нам было нечем, мы поднесли ему живого гуся, который, сидя на подводе рядом со мной, так отчаянно гоготал всю дорогу, что я почти оглохла, когда наконец приехала и вошла в церковь. Свадьба наша состоялась 6 ноября по новому стилю 1921 года… Кроме того, пришлось зарегистрироваться в загсе в Ворзеле, где Роба заплатил пуд муки за то, чтобы получить меня в жены».

Роберт Кошут, инженер-строитель с поистине золотыми руками, сам построил для своей семьи дом с водопроводом. К слову, в 60-х годах в этом доме располагалась больница. Правда, через некоторое время строение разрушили, чтобы построить детский сад. Но Галине Кошут, матери двух детей — сына Леонарда и дочери Эльвиры, — не суждено было это узнать…

Семья Кошутов

…В своем дневнике Галина Кошут описывает непростой быт тех, кому довелось пережить лишения, голод и безработицу, царившие в годы войны и разрухи. Хрупкий организм молодой женщины не выдержал нагрузок — Галина Кошут заболела туберкулезом. Любящий муж Роберт, в надежде вылечить жену за границей, в 1931 году увозит семью в Вену, к родственникам. Но болезнь уже зашла слишком далеко: через год Галина Сергеевна умерла в больнице. Оставшийся с двумя малолетними детьми Роберт тяжело пережил горе и больше не женился.

…Леонарду Кошуту, когда мама умерла, было восемь лет. «Но, по сути, вся моя жизнь — это память о ней», — напишет он 15 марта 2001 года в Берлине. Прошло много лет, а Леонард Кошут по-прежнему помнит всю свою семью в бучанском доме, прогулки по близлежащему лесу, собирание грибов, украинские и русские песни, которые пела мама. Детская память сохранила эпизоды переезда семьи в Вену, и один из них — на Киевском вокзале, когда бабушка долго бежала за поездом, словно пытаясь догнать навсегда исчезающих из ее жизни дочку и внуков...

Когда в послевоенной Германии нуждались в учителях русского языка, Леонард, несмотря на то что не закончил ни одного класса русской школы, хорошо знал этот язык и стал учителем. Случалось, даже разучивал с немецкими детьми песенки, которые пела ему мама… Выбор высшего образования (изучение славистики) — тоже родом из детства. Так же, как и выбор дела всей жизни — Кошут стал редактором издательства иностранной литературы «Фольк унд Вельт» по советской, в том числе украинской, литературе. В течение 30 лет под его руководством были переведены на немецкий язык и изданы книги почти ста авторов 23 народов бывшего СССР, не считая национальных и многонациональных антологий. Среди украинских авторов — Бажан, Гончар, Голованивский, Гуцало, Драч, Дрозд, Земляк, Кандыба, Козаченко, Муратов, Рыбак, Рыльский, Савченко, Скляренко, Собко, Стельмах, Тютюнник, Франко, Шевченко. «Издательская должность подарила мне возможность… подружиться с писателями, поэтами, редакторами, издателями во всех республиках СССР и опять-таки в Украине… А это вернуло меня в определенном смысле к маме», — напишет Леонард Кошут.

Увы, в культурные и человеческие связи порой вмешивалась политика. На долгие годы связь с украинскими родственниками по маминой линии оборвалась. И хотя Кошут несколько раз приезжал в Украину, побывать в Буче, найти бывшую семейную усадьбу не удавалось. На международном совещании переводчиков и издателей, куда Леонард Кошут приехал вместе с женой, он снова предпринял попытку отыскать дом своего детства, родных. Посодействовать в этом деле взялся заместитель председателя Иностранной комиссии Яков Оксюта. Обратились за помощью в Бучанский поселковый совет. Но, увы, никто не мог вспомнить фамилий Логгиновых и Кошутов. И когда розыски зашли в тупик, кто-то посоветовал гостям обратиться к старожилу Бучи, учительнице Надежде Хвыле, которая не один год занималась историей родного края. Надежда Ивановна вместе с мужем Михаилом Тюменцевым с энтузиазмом взялась помогать Леонарду Кошуту. Дело оказалось непростым, им пришлось побывать едва ли не во всех учреждениях столицы, имеющих хоть какое-то отношение к поискам. И, наконец, титанический труд был вознагражден: супругам удалось разыскать тетю Леонарда, сестру его матери — Злату Крыжицкую. Выяснилось, что именно ей Галина Кошут отдала свой дневник, который Злата, несмотря на сложные времена, не побоялась сохранить.

Надежда Хвыля и Михаил Тюменцев сделали для Кошутов еще одно доброе дело: разыскали место, где прошло детство Леонарда. Увы, отеческий дом не сохранился, от усадьбы остались всего четыре ели… В один из приездов в Украину Леонард Кошут посетил дом матери, вспомнил он и ели, вокруг которых бегал малышом…

Не приходится удивляться, что страницы его жизни: ранняя смерть мамы, ностальгия отца, поиск украинских родственников, помощь краеведов-бучанцев и многие другие интересные факты непростой судьбы «выплеснулись» в книгу «Бучанский дневник», которая была издана к юбилею Бучи. В ее основе — дневник Галины Сергеевны Кошут, ее стихи, рисунки, семейные фото, записки, письма, воспоминания Роберта Кошута, строки, написанные самим Леонардом...

…Если оставить за спиной суетную столицу и текущие проблемы, приехать в Бучу и в тишине раскрыть «Бучанский дневник», то глубже понимаешь историю жизни и смерти людей, которые до прочтения книги были чужими, а после знакомства с ней словно бы отдали тебе частичку своих чувств, мыслей, тепла, ностальгии… «Каким маленьким оказался опять наш большой мир. Одну из книг моего двоюродного брата, археолога Сергея Крыжицкого, на немецком языке изданную в Кельне и других городах мира, я мог бы давно уже читать в Германии. Сын наших бучанских соседей Владимир Маляров как военный несколько лет служивший в ГДР, мог нам там встретиться (хотя мы тогда друг друга не узнали бы)... Когда я при первой возможности приступил к изданию произведений Михаила Булгакова в немецких переводах…, кто мог мне предсказать, что этот классик мировой литературы свои первые опыты драматурга делал в Буче и — по свидетельству современников — моя мама присутствовала на его спектаклях! Буча — моя родина, я все глубже ощущаю свои бучанские корни…», обращается Леонард Кошут в письме к землякам.

Он пишет, что судьба — явление странное. К этому хотелось бы добавить, что и закономерное тоже. Взять «Бучанский дневник», весь тираж которого Леонард Кошут подарил своим землякам (средства за проданные книги которого пойдут на развитие Бучанского краеведческого музея). Он перерос личную семейную историю и стал историческим документом. По решению Бучанского поселкового совета на старинной усадьбе Логгиновых была установлена мемориальная доска с надписью: «В этом доме с 1903 по 1931 год проживала Галина Сергеевна Кошут (урожденная Логгинова), автор «Бучанского дневника», и провел свое детство немецкий писатель и переводчик Леонард Кошут». В Доме культуры состоялись вечер памяти Галины Кошут и презентация книги «Бучанский дневник». Атмосфера вечера была теплой и задушевной: люди делились мыслями, читали стихи — свои и Галины Сергеевны. На сцене перед ее портретом горела свеча памяти, а наверху как бы парил увеличенный рисунок Галины Кошут «Портрет моего сына Леонарда», где мама с юмором изобразила растрепанного, зевающего сынишку с оторванными пуговичками и развязанными шнурками. (И уже взрослый Леонард повесил этот рисунок вместо своего портрета в галерее издательства, рядом с портретами коллег). Леонарду Кошуту передали шкатулку с бучанской землей, которую он весной этого года отвез на могилу своих родителей в Вене. Так соотечественники символически воссоединили Галину Кошут с ее Родиной, о которой она так тосковала, умирая на чужбине.

…В этом году Леонард Кошут отпраздновал свое 80-летие. Вышла его книга — история издательства. Бучанские земляки шлют ему самые сердечные пожелания, желают творческого долголетия и ждут встреч с ним на его второй родине.