UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ни гражданских, ни политических

Как Украина обеспечивает права пострадавших от конфликта.

Автор: Алена Лунева

В последнее время все отрицательные явления, происходящие в нашем государстве, почти всегда ставят в зависимость либо от прямой вооруженной российской агрессии, либо от опосредствованного влияния на украинское общество аффилированных с Россией различных групп и "руки Кремля".

Особенно много об этом говорят сейчас, в пятую годовщину аннексии Крыма и начала разворачивания военных действий в Донбассе.

Однако, никоим образом не желая преуменьшить вину Российской Федерации за развязывание войны в Украине, все же хочется напомнить, что агрессия и даже оккупация части территории Украины не снимают с нашего государства ответственности за соблюдение прав лиц, пострадавших от конфликта то ли из-за своего перемещения, то ли из-за того, что, наоборот, остались на оккупированных территориях.

Конечно, речь не идет о гарантии соблюдения прав человека непосредственно на территориях, временно не контролируемых правительством Украины. Тем не менее государство может и должно принимать меры для минимизации отрицательного влияния конфликта на гражданское население, находящееся в зоне боевых действий; для соблюдения прав переселенцев, воздерживаясь от их дискриминации, например, в реализации избирательных прав, вопросах социальной защиты и т.п.

Теневой взгляд

13 марта в Киеве участники Коалиции общественных организаций представили Теневой отчет о выполнении Украиной положений Международного пакта о гражданских и политических правах (далее - Пакт). Этот международный договор ООН, ратифицированный в 1973 г. тогда еще УССР, содержит перечень прав, а именно: право на жизнь; запрет истязаний, рабства; свобода взглядов; право на свободу ассоциаций и мирных собраний и т.п., которые государства-участники должны уважать и обеспечивать.

Украина, как и другие подписанты Пакта, регулярно отчитывается о соблюдении его положений. В 2018 г. был представлен восьмой периодический доклад, который сосредоточен, в частности, на рекомендациях, данных Комитетом по правам человека ООН по результатам предыдущего доклада Украины от 2013 г. Эти рекомендации большей частью касались вопросов совершенствования антидискриминационного законодательства Украины, активизации усилий по предотвращению насилия в семье, усиления структуры Офиса уполномоченного ВР по правам человека, противодействия истязаниям и т.п. Тем не менее очевидно, что когда комитет готовил свои заключительные замечания в 2013 г., в Украине еще не начался международный вооруженный конфликт, существенно повлиявший на жизнь украинского общества. Например, появились новые меньшинства, политические и гражданские права которых системно нарушаются. В частности, это внутренне перемещенные лица; оставшиеся проживать на оккупированных территориях; попавшие в плен, и другие.

В этом Теневом отчете правозащитники рассмотрели нарушение прав лиц, пострадавших вследствие вооруженного конфликта в Украине. Большинство из этих нарушений системные, то есть закрепленные в нормах законодательства Украины, с которыми постоянно сталкиваются переселенцы, а также оставшиеся проживать на оккупированных территориях Крыма и Донбасса.

Основными нарушениями гражданских и политических прав пострадавших от конфликта, по мнению правозащитников, являются дискриминация, в частности в сфере социальной защиты, ограничение свободы передвижения, отсутствие внесудебной процедуры регистрации фактов рождения и смерти лиц на оккупированных территориях, ограничение избирательных прав переселенцев и др. Часть этих нарушений так или иначе сказывается на реализации избирательных прав.

Несвобода передвижения

В связи с аннексией Крыма и боевыми действиями на востоке страны, а в дальнейшем - с оккупацией части территории, Украина ввела ряд ограничений свободы передвижения в этих регионах, начиная с установления административной границы с Крымом и так называемой линии столкновения с захваченными территориями Донбасса. Эти линии конфликта были оборудованы контрольными пунктами въезда-выезда (КПВВ) и приобрели черты, характерные для государственной границы (с введением таможенных процедур на админгранице с Крымом, использованием соответствующих информационных систем и т.п.).

Но на линии размежевания в пределах Донецкой и Луганской областей были установлены правила пересечения даже более жесткие, чем действующие на государственной границе Украины с Россией. Речь идет о необходимости получить пропуск (разрешение) на выезд с оккупированных территорий или въезд на них. Возможно, установление такой системы в 2015 г. и было оправданным, с точки зрения обеспечения национальной безопасности. Тем не менее позже систему не пересматривали, а лишь "диджитализировали": вместо бумажного пропуска теперь можно получить электронное разрешение, на которое заявитель подает документы через личный аккаунт на соответствующем сайте. Но суть от этого не изменилась.

Ограниченный срок действия разрешения, сложность его получения лицами преклонного возраста или не имеющим ни компьютера, ни Интернета, в совокупности с очередями, ограниченным графиком работы, отсутствием должного оборудования КПВВ привели к тому, что пересечение линии столкновения превращается в настоящее испытание, пережить которое по силам не всем. Лишь на протяжении 2018 г. при пересечении линии столкновения погибли по меньшей мере 50 человек.

Еще одной проблемой, с которой сталкиваются люди при пересечении админграницы (линии столкновения), является перевозка личных вещей. На сегодняшний день определен исчерпывающий список вещей, разрешенных для перемещения. Так, могут отказать в перевозке отдельных пищевых товаров (например кетчупа, винограда), непродовольственных (в частности, водонагревателей, бойлеров), твердого бытового топлива, медицинских препаратов и т.п. Неурегулированными (а значит - невозможными) остаются перемещение личных вещей в случае возвращения на постоянное место жительства на оккупированных территориях; памятника к местам погребения тела, праха умершего; животных и т.п.

Люди без документов

Согласно Пакту, любой человек, включая новорожденных, должен быть признанной законом личностью. Для детей это означает быть зарегистрированными при рождении и получить имя. Однако обычная процедура регистрации факта рождения ребенка недоступна жителям оккупированных территорий. Для них законодатель создал отдельную, якобы упрощенную процедуру, когда родители или родственники ребенка должны обратиться в суд, чтобы подтвердить факт рождения ребенка. Однако, по данным ООН, основанным на анализе судебных решений в 2016–2018 гг., всего 43% детей, родившихся на оккупированных территориях Донбасса, и 10% детей, родившихся в Крыму, после 2014 г. получили свидетельства о рождении, выданные в соответствии с требованиями украинского законодательства.

Учитывая то, что оккупация продолжается уже более пяти лет, постоянно увеличивается количество детей, которые не получили документов о рождении, а значит, в перспективе не смогут получить и паспорт гражданина Украины, который, кроме подтверждения личности, является еще и документом, заверяющим принадлежность к гражданству Украины. Оставляя систему признания факта рождения ребенка на оккупированных территориях судебной, власть Украины не решает, а лишь усугубляет проблему отсутствия документов у детей, проживающих на этих территориях. Фактически для государства этих детей не существует.

Не менее серьезна и проблема с получением или восстановлением паспортных документов тех, кто проживает на оккупированных территориях или выехал с них. Здесь также особого внимания требуют дети, которые должны получить первый паспорт в 14 лет. Ведь из-за изменения в системе регистрации места жительства они чаще всего получают свой паспорт без зарегистрированного места жительства. А это значительно усложняет процедуру получения справки о взятии на учет переселенца, возможность оформить социальную помощь, а также (в будущем) реализовывать и другие свои права, в частности на участие в выборах.

Избиратели без выбора

Конституция Украины содержит положение, гарантирующее избирательное право дееспособным гражданам, достигшим 18-летнего возраста. Ни слова о месте их регистрации или о том, что есть исключения из этого правила, Конституция не содержит. Но на практике ситуация совершенно иная.

Выборы в Украине проходят регулярно, на разных уровнях, однако не во всех могут принимать участие переселенцы или жители оккупированных территорий. На общенациональных выборах президента Украины, например, каждое внутренне перемещенное лицо может изменить свое место голосования без изменения избирательного адреса, принять участие в голосовании и тем самым реализовать свое избирательное право. По состоянию на 18 марта, в соответствии с данными ЦИК, временно изменили свое место голосования 106936 человек, из них чуть менее половины (50 586) - переселенцы и жители оккупированных территорий.

К сожалению, на местных выборах изменить место голосования невозможно. Причина в том, что граждане Украины могут избирать местную власть лишь в тех общинах, членами которой они являются. А членство в территориальных общинах в Украине до сих пор зависит от зарегистрированного места жительства, то есть штампа в паспорте.

Таким образом, положения избирательного законодательства исключают возможность для переселенцев участвовать в выборах депутатов в одномандатных округах, голов населенных пунктов и депутатов сельских, поселковых и городских советов. Так что, вопреки Конституции Украины, переселенцы не имеют равного с другими гражданами Украины доступа к участию в политической жизни страны. И это нарушение статьи 25 Пакта.

Выйти из ситуации можно, если парламент примет законопроект №6240 об избирательных правах внутренне перемещенных лиц и других мобильных внутри страны граждан. Изменения в действующее законодательство Украины, предложенные законопроектом, предполагают возможность изменить избирательный адрес по месту фактического проживания, независимо от регистрации в паспорте. Тем не менее, Верховная Рада не спешит с голосованием за этот проект закона.

А пока страну лихорадит от грядущих выборов, правозащитники призывают Комитет ООН по правам человека обратить внимание на соблюдение гражданских и политических прав пострадавших вследствие вооруженного конфликта в Украине. Чтобы восстановить справедливое, недискриминирующее отношение, обеспечить должное гарантирование и защиту прав внутренне перемещенных лиц и жителей оккупированных территорий, нужно на государственном уровне признать, что это - зона ответственности Украины. И государство должно выполнять обязательства перед своими согражданами, независимо от того, кто его возглавит.