Неожиданный и смелый
Женский голос в телефоне.
Сколько сладостных гармоний
В этом голосе без тела!
Николай Гумилев
В пьесе Леонида Зорина «Невидимки» шла речь о телефонном романе, самой абсурдной и невероятной разновидности романа виртуального. Молодая девушка случайно набирает не тот номер, ей отвечает литератор зрелых лет, и завязывается многочасовая беседа, в которой оба собеседника находят странное удовольствие. У обоих есть своя, невиртуальная жизнь — с вполне реальными встречами и расставаниями, — но герои не могут не звонить друг другу. В то же время беседа тет-а-тет не входит в их планы. Они предпочитают оставаться «невидимками».
Казалось бы, фантастический сюжет… Но телефонные романы существуют не только в пьесах. Каждый из нас может столкнуться с ними в реальности. И актеры Н.Рушковский и О.Архангельская, блестяще сыгравшие некогда в «Невидимках», лишь еще раз напомнили нам о существовании виртуальных соблазнов, затмевающих реальную жизнь. Мы общаемся в Интернете, с раздражением отворачиваясь от родных и близких, с удовольствием и азартом выстраиваем параллельные миры, в которых игра идет по нашим собственным, зачастую облегченным, правилам. Но все эти заменители только усиливают одиночество, отчужденность и неприкаянность, множат число заблудившихся в саду иллюзий.
Напрашивается вопрос, зачем паре «невидимок» звонить друг другу, если они не собираются «материализовываться»? Ответ прост: телефонное общение с незнакомым или малознакомым собеседником создает эффект исповеди. В исповедальне католических храмов священник скрыт от исповедующегося, которому слышен только голос пастыря. И этому голосу — мудрому, сочувствующему, соболезнующему — можно рассказать все что угодно.
Стоит ли врать телефонной «невидимке», встречаться с которой не входит в твои планы? Вряд ли. Напротив, невидимому, далекому собеседнику можно поведать самые сокровенные вещи — он все равно не причинит вам вреда. И невидимые собеседники пускаются в трогательные воспоминания о детстве, признаются друг другу в любви и обещают непременно встретиться. Обещают и тут же забывают о данном слове — единственной лжи в их в общем-то правдивых отношениях.
Долго ли длится телефонный роман? Один разговор или всю жизнь. Если одна из «невидимок» устает от телефонных правил игры и начинает настаивать на встрече, роман мгновенно обрывается. Но на голос невидимого собеседника можно подсесть, как на иглу. Ведь он, далекий и неизвестный, готов часами слушать ваши излияния, исповедываться в ответ, в то время как у родных и близких на это не хватает терпения. И «невидимки» начинают зависеть друг от друга.
Как разорвать эту зависимость? Только с помощью реальных, наполненных любовью и пониманием, отношений. Если вы не умеете или не хотите найти контакт с окружающими вас людьми, то неминуемо заблудитесь в саду иллюзий. И магия голоса телефонной «невидимки» очарует и заворожит вас. Вам покажется, что «невидимка» — единственный близкий вам человек, и тогда — пиши пропало. Вы станете просиживать у телефона часами, как другие — у экрана компьютера. И виртуальная жизнь возьмет вас в плен.
Впрочем, в телефонном «трепе» есть свои преимущества. Всем нам нужно выговориться, излить душу, а общение инкогнито — благодатная почва для откровений. Поэтому короткий телефонный флирт иногда просто необходим. Но если виртуальная жизнь мешает «невидимкам» обрести реальное счастье — пора «завязывать». Ведь любая исповедь рано или поздно подходит к концу. И наступает время действовать.
Почему «невидимки» боятся реальных отношений? С одной стороны, они не хотят разочаровать друг друга. «Миф не должен быть развенчан!» — говорит герой Рушковского в «Невидимках», но героиня (Оксана Архангельская) с ним категорически не согласна. Женщины-«невидимки» часто настаивают на встрече, а мужчины всячески эту встречу отодвигают. Они не хотят впускать телефонную «принцессу Грезу» в свои будни. Ведь как удобно любить на расстоянии! Мы вообще гораздо охотнее любим дальних, чем ближних.
И все же — любите ближних, господа! Ведь они так нуждаются в нашем сочувствии, понимании и поддержке. И не найдя таковых, попадают в виртуальный плен. А из него можно спастись только бегством. Если, конечно, есть куда бежать.