UA / RU
Поддержать ZN.ua

Нетуристический квартал

Оценить нынешнее состояние развития отечественного туристического рынка довольно сложно. С одно...

Автор: Сергей Захарин

Оценить нынешнее состояние развития отечественного туристического рынка довольно сложно. С одной стороны, увеличивается его емкость: по данным статистики, количество туристических компаний и туристов постоянно растет. С другой стороны, почти нет качественных сдвигов, свидетельствующих об освоении новых технологий работы и реализации системных мер по повышению качества обслуживания. Плюс ко всему — практически полное невнимание государства к проблемам туризма. Даже несмотря на то, что 2008 год в соответствии с указом президента объявлен Годом туризма и курортов Украины.

Россия, Польша в гости к нам

Не так давно были уточнены основные показатели развития украинского туризма за 2007 год. Если верить отчетности, в прошлом году наши туристические предприятия обслужили 4,8 млн.туристов — это на 19% больше показателя 2006-го. В том числе 2,7 млн. клиентов, а это более половина от их общего числа, — так называемые внутренние туристы, то есть украинские граждане, изъявившие желание путешествовать по родным просторам.

По данным администрации Госпогранслужбы, в 2007 году в Украину прибыло 23,1 млн. иностранцев. Это на 4,2 млн. больше, чем в 2006-м. Приятно отметить, что основной удельный вес увеличения въездного потока обеспечен благодаря туристам — иностранцам, которые приехали в нашу страну именно с целью получения туристических услуг. Список основных стран-лидеров, давших наибольшее количество въездных туристов, остается неизменным -- Россия, Польша, Молдова, Беларусь.

Объем выездного потока также увеличился (правда, всего на 3%) — до 17,3 млн. человек. Выходит, в среднем каждый украинский гражданин (включая стариков и младенцев, а также заключенных) посещает заграницу 0,37 раза в год. Или примерно один раз в три года.

По официальной статистике (к слову, абсолютно не факт, что это правда), общая стоимость услуг, предоставленных предприятиями туристическо-рекреационной сферы, в 2007 году достигла 9,1 млрд. грн. В том числе 4,5 млрд. — доход туроператоров и турагентов; 2,7 млрд. заработали санаторно-курортные и оздоровительные учреждения; 1,9 млрд. — выручка отельной индустрии.

Куда уходят деньги?!

Не секрет, что сегодня отечественный туризм переживает не лучшие времена. Причин тому множество. Среди основных — повышение цен, визовая вакханалия некоторых консульств так называемых цивилизованных стран, отсутствие квалифицированных кадров, недостаточное финансирование программ продвижения национального туристического продукта, неэффективность механизма обеспечения безопасности туристов. А еще — инфляция. Темп роста цен на туристические продукты в полтора раза превышает средний по экономике показатель (основные факторы — повышение стоимости авиатоплива и проживания в отелях, как отечественных, так и зарубежных). Несмотря на то, что Год туризма и курортов длится уже четвертый месяц, наши власти даже не подошли к решению этих проблем.

Особый вопрос — использование бюджетных денег на финансирование общенациональных туристических программ и проектов. Главное туристическое ведомство до сих пор не отчиталось перед общественностью об использовании бюджетных средств. Может, туристические чиновники не знают, так мы напомним: существует порядок проведения консультаций с общественностью по вопросам формирования и реализации государственной политики, утвержденный Постановлением Кабинета министров № 1378 от 15 октября 2004 г. Там записано: отчеты главных распорядителей средств Государственного бюджета Украины о расходовании бюджетных денег за прошлый год в обязательном порядке «пропускаются» через процедуру общественных слушаний. Автор же этих строк трижды обращался в Министерство культуры и туризма с просьбой: расскажите — на какие программы и проекты, в каких объемах и на счета каких организаций направлены бюджетные деньги.

Пришел только один обтекаемый ответ за подписью первого заместителя министра культуры и туризма В.Корниенко. Чиновник сообщил, в частности, что в 2007 году реализовывался проект «Україна запрошує!» — за счет бюджета были разработаны имиджевый план, видеоролик, рекламные материалы, сувенирная и полиграфическая продукция, а в Хорватии, Венгрии, Польше, Чехии и Словакии разместили рекламу на билбордах. Но замминистра почему-то не конкретизировал, сколько на это ушло денег и какие коммерческие структуры были привлечены к реализации проекта.

Также вызывает удивление и тот факт, что презентации национального туристического продукта проводились в странах, граждане которых к нам ездят в основном за сигаретами и водкой и откуда увеличение туристических потоков никем не прогнозируется. (Напомним приведенные в начале статьи данные статистики: основными странами, поставляющими нам туристов, являются Россия, Польша, Молдова и Белорусь — вот бы и охватить именно их!) Кроме того, удивляет, что местом проведения масштабных имиджевых акций стало европейское зарубежье — те места, где проверить эффективность использования бюджетных средств довольно сложно. А вот украинская территория мощной рекламно-информационной кампанией была охвачена по остаточному принципу.

И еще один примечательный момент: в письме замминистра написано, что рекламно-информационная и сувенирная продукция «распространялась». Как это — распространялась? Если продавалась — это одно, а если раздавалась бесплатно или дарилась — совсем другое. Значит, нельзя достоверно проверить, сколько было изготовлено, сколько роздано...

Удивительную структуру имеет Государственная служба туризма и курортов. В ней до сих пор нет управления или отдела, занимающегося развитием гостиниц и других средств размещения. Проблемами развития курортов занимается маленький отдел, состоящий из трех человек. На сегодняшний день не создана пресс-служба. На информирование собственных граждан, в отличие от венгров или чехов, денег нет?..

Великолепная (?) семерка

Довольно неоднозначно в этом году будет развиваться ситуация в Крыму. С одной стороны, там снова подняли цены на проживание. Из-за чего цена двухнедельного отпуска в Турции с перелетом, проживанием и питанием по системе «все включено» стоит примерно столько же, сколько переезд поездом, скромное проживание и не шибко роскошное питание в АРК. Некоторые эксперты прогнозируют даже снижение туристического потока в Крым — такое мнение часто звучало в кулуарах ялтинской туристической ярмарки.

Но не будем забывать: из-за подготовки России к зимней Олимпиаде на сочинском побережье грядет масштабная реконструкция, что повлечет временное прекращение деятельности многих отелей и пансионатов. Поэтому, вполне возможно, российский турист (по крайней мере нынешним летом) переориентируется на Крым. Если российские СМИ «по старой доброй традиции» не начнут рассказывать уже ставшими притчами во языцех страшилки об очередных «крымских напастях»: то ли птичьем гриппе, то ли боевых действиях с участием НАТО или непредсказуемой политической ситуации. Ведь, как показывает практика, наши органы государственной власти пока не в состоянии эффективно противодействовать подобному черному пиару.

Еще одна тенденция лета-2008: подорожание массовых выездных направлений. К примеру, самый дешевый пакет с проживанием в турецком пятизвездочном отеле на майские праздники будет стоить 960—980 у.е. В прошлом году эта сумма не превышала 700 у.е.

В числе последних новостей — создание еще одного общественного объединения в сфере туризма — Ассоциации лидеров турбизнеса Украины. Новое объединение интересно тем, что его учредителями стали семь туристических компаний, занимающих лидирующие позиции на рынке: по подсчетам специалистов ассоциации, фирмы-учредители контролируют 70% выездного и 30% внутреннего сегментов.

По словам учредителей, новая ассоциация в своей работе не будет «распыляться», а сосредоточится на реализации конкретных проектов, способных существенно повысить эффективность деятельности предприятий туристической индустрии.

Первый проект — организация выставочной деятельности, которая бы учитывала интересы и запросы туристического бизнеса. Не секрет, что две основные специализированные выставки, посвященные туризму и путешествиям и проходящие по традиции весной и осенью, вызывают множество, мягко говоря, нареканий. Основных претензий три: дороговизна — стоимость квадратного метра выставочной площади превышает его себестоимость в несколько раз, низкое качество предоставляемых выставочных услуг, слабое присутствие целевой аудитории. Поэтому запланировано создание постоянно действующего профессионального форума, на котором будут выставляться ориентированные преимущественно на специалистов новые турпродукты, а также «в узком кругу» обсуждаться проблемы и перспективы развития рынка.

Второй проект — внедрение негосударственной (добровольной) сертификации объектов туристической инфраструктуры, маршрутов туристических посещений и туристических предприятий. В итоге лучшим из лучших будет присуждаться своеобразный «Знак качества». Срок его действия — год. Определять передовиков будет компетентная комиссия ассоциации. Все это делается для того, чтобы туристы — конкретные потребители конкретных туристических услуг — могли лучше ориентироваться и покупать путевки у солидных проверенных компаний.

Третий проект — создание соответствующей современным требованиям и вызовам информационно-коммуникационной среды. Не секрет, что отечественный туризм еще не имеет надлежащей информационной инфраструктуры, а количество грамотных профессиональных изданий и сайтов исчисляется единицами. Отрасли как воздух нужны профессиональная аналитика и достоверные прогнозы. Поэтому с помощью ассоциации будет создан и запущен мощный интернет-портал, на котором будут вывешиваться лучшие информационные материалы и который станет новой адекватной площадкой для общения.

К сожалению, руководители ассоциации не рассказали о базовых индикаторах, интересующих общественность на презентации любых проектов, — по каким показателям будет оцениваться их эффективность, каков плановый уровень этой эффективности, каковы сроки и этапы исполнения, какие ресурсы будут привлечены для их реализации и когда будет получен отчет о завершении. Учредители ассоциации также не смогли сказать, по каким именно критериям будут определяться лучшие объекты туристической инфраструктуры и какова, собственно, процедура их отбора. Впрочем, обнадеживающе прозвучала фраза, что эта добровольная сертификация будет проводиться бесплатно.