UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕПРОСТИТЕЛЬНАЯ ОПЛОШНОСТЬ

Ностальгический монолог старой киевлянки В одной из телепередач «Поле чудес» ведущий Леонид Якуб...

Автор: Феля Май

Ностальгический монолог старой киевлянки

В одной из телепередач «Поле чудес» ведущий Леонид Якубович предложил назвать киевское кафе, в котором завсегдатаями были Михаил Булгаков, Илья Эренбург, Константин Паустовский...

Слово состояло из четырех букв. Его так никто и не отгадал. Пришлось Якубовичу самому его назвать. Это киевское кафе называлось «ХЛАМ». Аббревиатура: художники, литераторы, артисты, музыканты.

Кафе помещалось в цокольном этаже отеля «Континенталь». У кого из киевских старожилов не дрогнет сердце при упоминании о «Континентале»?! Краса и гордость города, яркая страница его летописи, его визитная карточка.

«Континенталь» построили ровно сто лет назад в 1897 году к открытию промышленной и сельскохозяйственной выставки. В каталоге выставки читаем: «Гостиница «Континенталь» по расположению помещений, удобствам, красоте отделки успешно соперничает с лучшими гостиницами Европы... Большой ресторанный зал, зимний сад с фонтанами, роскошные кабинеты, биллиардная, общий салон в два света с четырьмя читальнями, электрические лифты, паровое отопление, вентиляция...».

Проект был заказан двум выдающимся архитекторам - Георгию Шлейхеру и Эдуарду Братману. Попозже к ним подключился и архитектор Городецкий. Николаевскую улицу (ныне улица Городецкого) только начинали застраивать. Именно «Континенталем» она начиналась, а заканчивалась театром Соловцова (ныне театр им.И.Франко). Таким образом завершался архитектурный ансамбль квартала, застроенного по проектам этих архитекторов.

А какие люди останавливались в «Континентале»! Какие имена! Не будет преувеличением сказать, что мировые знаменитости, приезжавшие в Киев по разным причинам, стремились снимать номера в «Континентале». Он приобрел широкую известность. Все знали, что в Москве самый престижный отель «Метрополь», а в Киеве - «Континенталь». Их сравнивали, отдавая предпочтение то одному, то другому.

Во время своих гастролей здесь жили Баттистини, Титто Руффо, Федор Шаляпин... Известен забавный эпизод, когда, спасаясь от своих поклонников, Шаляпин вылез на крышу «Континенталя» и оттуда перебрался на крышу стоявшего впритык здания цирка, в котором проходили его выступления.

В «Континентале» жили звёзды советской эстрады: Клавдия Шульженко, Леонид Утесов. Звезды театра и кино. Во время киевских гастролей здесь жили артисты МХАТа и Малого театра. Все они очень любили Киев и очень ценили сердечное внимание, которым их окружали в отеле. Как-то Качалов признался: «Ни в одной гостинице мне не жилось так удобно и уютно, как в киевском «Континентале».

Когда на Киевской киностудии снимался фильм «Истребители», музыку к нему писал композитор Никита Богословский. Он и исполнитель главной роли Марк Бернес жили в «Континентале». Именно там, в уютном номере, была написана песня «Любимый город может спать спокойно».

В «Континентале» на многие месяцы поселился Борис Афанасьевич Эдер. Он выступал в цирке со своим львиным аттракционом. Его хорошо помнят по фильму «Цирк». Кстати, он был первым в стране дрессировщиком львов, до него гастролировали только дорогостоящие зарубежные аттракционы, «укротители» львов.

Бывая на гастролях, здесь останавливались известный дирижер Мравинский, скрипач Давид Ойстрах, пианист Эмиль Гилельс и сколько еще других выдающихся личностей из мира искусства и литературы. Всех не упомнишь! Но что несомненно, они способствовали славе «Континенталя», его непреходящему престижу.

Персонал гостиницы «Континенталь» был воспитан особенно. Многие из них были выходцами из маленьких городков живописной провинции. Они привносили с собой сердечность украинцев, быстро впитывали атмосферу интеллигентности и высокой культуры, создаваемой личностями знаменитых постояльцев. Никакой лакейской угодливости, «чего изволите». Обслуживание было учтивым, с чувством собственного достоинства в нем сочеталась истинная забота, с желанием предусмотреть все удобства для постояльцев.

Вспоминаю праздничную атмосферу ресторана отеля. Огромные венецианские окна и в таком же духе зеркала на противоположной стене. Хрустальные люстры, цветы, музыка... Любопытная деталь - если разгулявшиеся московские купцы бывало вдребезги разбивали зеркала в ресторане «Метрополь», то зеркала ресторана «Континенталь» остались нетронутыми до самой войны...

Очень славилась кухня ресторана. Как известно, каждый ресторан стремится создать свое фирменное блюдо. Фирменное блюдо ресторана «Континенталь» прославилось далеко за пределами страны. Об этом стоит рассказать. Как-то в Киев из Петербурга прибыл очень важный сановник. Остановившись в «Континентале», он зашел в ресторан перекусить. Метрдотель ему так учтиво и говорит: «Ваше высокопревосходительство, рекомендую котлеты, придуманные нашим поваром. Очень уж они вкусные». Его высокопревосходительство снисходительно буркнуло: «Валяй».

Получив заказ, сметливый повар тут же нарек придуманное им блюдо: «котлеты по-киевски де-валяй».

И что же? Уже и «Континенталя» нет, а киевские котлеты до сих пор «прописаны» в меню ресторанов многих стран. Свидетельствую, вкуснейшие были котлеты! Куриная грудинка, свернутая в виде пирожка, внутри кусочек замороженного масла, обваленная в сухарях, кипящая во фритюре... Ели эту котлету руками. А ухватить ее можно было за косточку, предусмотрительно торчащую из котлеты, на которую надевали бумажный розанчик. Конечно, то, что вы впоследствии ели под видом киевских котлет, - бездарная копия.

В унылые времена диктата треста столовых и ресторанов с их директивными меню и хамским обслуживанием ресторан «Континенталь» героически отстаивал свои традиции и сохранял, как теперь говорят, свой имидж.

В ресторан «Континенталя» днем приходили гласные Думы, биржевики, а вечерами там просиживали люди так называемой богемы. Заглядывали незабвенные Амвросий Бучма, Максим Рыльский, Остап Вишня... В свое время захаживали в него и корифеи украинского театра Садовский и Саксаганский. В советское время там любил обедать художник Анатолий Петрицкий, ужинали актеры, режиссеры кино, музыканты, литераторы. Рассказывают, что украинский поэт Владимир Сосюра со слезами на глазах читал за ужином друзьям свою поэму «Червона зима».

Так «Континенталь» превратился в своеобразный культурный центр города, чем очень гордились киевляне. В 1939 году, когда новое здание Верховного Совета только что сдали «под ключ», то первым мероприятием там оказалась не сессия, а Всесоюзный пленум писателей по поводу юбилейной даты - 125-летия со дня рождения Тараса Шевченко. Делегаты пленума были размещены в отеле «Континенталь». Можно сказать, что тогда там собрался весь литературный Олимп. Вот только несколько имен: Алексей Толстой, Янка Купала, Всеволод Вишневский, Корней Чуковский, Юрий Олеша, Михаил Зощенко, Сергей Михалков с Натальей Кончаловской, Мариетта Шагинян...

«Континенталь» по праву вошел в историческое и культурное наследие Киева.

При отступлении из Киева на заминированном Крещатике взрывали здания. Попало и «Континенталю». Он превратился в череп с пустыми глазницами окон.

После освобождения Киева, когда стали возвращаться эвакуированные организации, начали лихорадочно подбирать для них уцелевшие здания. Киевская консерватория разместилась в доме на Большой Подвальной. Конечно, певучая, музыкальная Украина нуждалась в соответствующем здании консерватории. Вместо того, чтобы построить такое здание, решили это делать на основе «Континенталя». Нелепость такого решения очевидна. Но киевской администрации это и в голову не приходило. Они принимали сиюминутные решения, не задумываясь о том, что будет завтра, через год... Коренной киевлянин, писатель Виктор Некрасов, страстно выступал против этого непродуманного решения. Он резонно предлагал передать консерватории здание бывшего института благородных девиц, которое было построено как учебное заведение, а «Континенталь» восстановить на законном месте, учитывая его значение для Киева. К слову сказать, тогда в разоренном городе не было ни одной гостиницы, не говоря уже о такой, как «Интурист». Но не прислушались, не вняли. И что же?! Бывшее здание «Континенталя» приспособили под консерваторию. Конечно, оно оказалось не соответствующим его назначению. Пришлось пристраивать концертный зал.

На московский «Метрополь» тоже были притязания, но москвичи отстояли его, «Метрополь» на два года закрыли на реставрацию. Его восстановили по первоначальному проекту во всем блеске. На это понадобились большие затраты, но в скором времени они полностью окупились. Очень дорогие номера. Роскошные апартаменты, в том числе «президентские».

В «Метрополе» проходят презентации на наивысшем уровне, устраиваются вернисажи, демонстрации высокой моды... Короче, «Метрополь» уже давно вносит весомую валютную лепту в московскую казну.

Все это было бы и у нас, в Киеве, если бы восстановили «Континенталь», который приносил бы не меньшие доходы. Киевской администрацией не пришлось бы кусать себе локти от того, что в столице нет престижного отеля.

Немецкий поэт Генрих Гейне как-то сказал, что влюбленный перед своим духовным взором всегда видит лицо возлюбленной. Киевская администрация когда-нибудь видела перед собой лица киевлян? Она видела только лица вышестоящего начальства и стремилась ему потрафить, воздвигая нелепые сооружения, на которые гробили огромные средства. Скажем, как пресловутая арка, долженствующая символизировать союз Украины с Россией. Из-за нее хотели даже снести здание филармонии, чтобы не мешало обзору. Слава Богу, этого не случилось. Здание отреставрировали и оно радует глаза и сердца киевлян. Построили музей Ленина, хотя в Киеве уже был, сейчас здесь Дом учителя, хотя известно, что Ленин никогда Киев не посещал. А не лучше было бы на этом месте, которое соседствует с филармонией, построить здание консерватории. Был бы своеобразный музыкальный центр города, достойный Украины.

Откуда такое пренебрежение к культурным ценностям? Что это? Некомпетентность? Невежество? Скорее всего и то, и другое.

Нужно восстановить «Континенталь» на его законном месте по первоначальному проекту, так как мы восстанавливаем памятники старины.

...И чтобы в вестибюле восстановленного «Континенталя» висели фотографии знаменитейших из знаменитых, живших когда-либо в его номерах, чтоб хотя бы таким образом не прерывалась связь времен!..