UA / RU
Поддержать ZN.ua

Непобежденная номенклатура

Почти 85 лет назад, осенью 1923 года, секретариат ЦК Российской Коммунистической партии (большевиков...

Автор: Николай Дорошко

Почти 85 лет назад, осенью 1923 года, секретариат ЦК Российской Коммунис­тической партии (большевиков) направил всем народным комиссарам правительства СССР и руководителям госучреждений сборник с перечнем должностей, замещение которых происходило исключительно с санкции центральных партийных органов — политбюро, оргбюро, секретариата ЦК РКП(б). Этот список, значительно расширенный впоследствии за счет включения в него всех руководящих должностей всесоюзного, республиканского, губернского и уездного масштаба, назвали «номенклатурой». Со временем этот термин стал самоназванием прослойки руководителей компартийно-государственных органов власти, а с начала
70-х годов, после выхода в свет научной монографии М.Вослен­ского «Номенклатура. Господст­вующий класс Советского Союза», — общеупотребимым.

С распадом в 1991 г. Советско­го Союза и запрещением деятельности КПСС и большинства ее республиканских филиалов, казалось, что номенклатура как атрибут коммунистической эпохи навсегда ушла в небытие. Впро­чем, как показала практика создания независимого государст­ва в Украине, надежды оказались тщетными. Придя в себя от шока, вызванного распадом СССР, и перелицевавшись в «политико-административную элиту» независимой Украины, прежняя номенклатура, как и в советские времена, остается господствующей прослойкой общества. Поче­му так случилось и в чем заключается феномен номенклатуры? Чтобы ответить на эти вопросы, обратим­ся к истории становления коммунистической номенклатуры.

Известно, что ее идейно-теоре­тические и исторические истоки связаны с созданием в 1903 г. большевистской партии «нового типа», становым хребтом которой, согласно плану ее основателя В.Ле­нина, должна была стать «организация профессиональных революционеров». Именно ей, по замыслу Лени­на, надлежало после захвата власти в России превратиться в «организацию» профессиональных руководителей страны.

Получив власть в результате переворота в Петрограде в октябре 1917 г., большевики ликвидировали «буржуазную государственную машину» и принялись перестраивать властный аппарат государства диктатуры пролетариата. В основу механизма власти в условиях тотального диктата партии большевиков над всеми сферами жизнедеятельности общества был положен принцип, который фактически вел к слиянию партийных и государственных структур. Добившись полного контроля над представительскими и исполнительными органами власти, профсоюзными и общественными организациями, органами безопасности, правоохранительными учреждениями, вооруженными силами и СМИ, правящая партия превратилась за несколько месяцев из правительст­венной в государст­венную. Одни и те же лица руководили делами Коммунис­тической партии и Со­ветского государства.

Поскольку ленинская организация «профессиональных революционеров» была немногочисленной, а ее представители не могли в условиях огосударствления всех сфер жизни и монопольного положения правящей партии заполнить в огромной стране все ответственные должности в партийно-государственном аппарате, этот вакуум в начале 20-х годов заполнился выходцами из политических партий, запрещенных или поглощенных большевиками, рабочими-выдвиженцами и «буржуазными специалистами», пришедшими на службу в новую власть. Важней­шими критериями отбора в состав номенклатуры стали: членство в большевистской партии, рабоче-крестьянское происхождение, активное участие в борьбе за установление советской власти. Нравственно-этические черты, образовательный и культурный уровень работника не имели практически никакого значения.

В Украине формирование большевистских органов власти и их номенклатуры началось после провозглашения в декабре 1917 г. в Харькове советской власти и создания первого правительст­ва советской УНР — Народного секретариата. Поскольку большевистская власть в Украину была экспортирована из России, формирование номенклатуры в республике происходило в тесной связи с практикой РКП(б), ведь Компартия Украины со времени ее создания в июле 1918 г. была составляющей и неотъемлемой частью, боевым отрядом единой РКП(б). Кадровая политика осуществлялась главным образом под диктовку московского партийного центра.

Вся работа по отбору и расстановке руководящих кадров сосредоточивалась в высших партийных учреждениях. Для формирования партийно-государст­венного аппарата в апреле 1919 г. в ЦК КП(б)У был создан учетно-распределительный отдел, который занимался учетом, «мобилизацией, перемещением и назначением» членов партии. О значительной роли учетно-распределительного отдела ЦК КП(б)У свидетельствует то, что с 1920 г. курировал его работу один из секретарей ЦК. Если в начале своего существования отдел контролировал преимущественно мобилизацию коммунистов, то с разрастанием административного аппарата и в связи с выходом на первый план задач хозяйственного строительства возникла потребность, по словам И.Сталина, «каж­дого работника изучать до косточек». Для этого в начале 1923 г. ЦК РКП(б) расширил аппарат учетно-распределительных отделов в центре и на местах, «чтобы дать партии возможность укомплектовать коммунистами руководящие органы (...) основных предприятий и тем самым осуществить руководство партии госаппаратом».

Довольно быстро этот отдел ЦК превратился в незаметный, но мощный рычаг контроля над представительскими и исполнительны­ми органами власти. В начале
20-х годов, по сути, была признана и провозглашена власть большевистской партии во всех сферах политики и системы управления. На высшем уровне ее гла­венствующая роль при окончательном определении политики обеспечивалась властью полит­бюро ЦК. В деле административного управления народные комисса­ры отчитывались перед Наркоматом рабоче-крестьянской инспекции, а с 1923 г., после слияния последнего с ЦКК КП(б)У — непос­редст­венно перед парторганами.

Через отдел учета-распределения ЦК КП(б)У осуществлялись практически все, за исключением относившихся к компетенции ЦК РКП(б), назначения на руководящие должности в партийном, государственном, хозяйст­венном, профсоюзном, кооперативном и других звеньях управления УССР. Все должностные лица входили в штатную или выборную номенклатуру ЦК, которая разделялась на две группы — основную (распределительную) и учетную. Пропаган­дируя на словах демократические формы отбора и расстановки руководящих кадров, партия полностью контролировала назначения. За партаппаратом оставалось право рекомендовать, а также окончательно утверждать работника на руководящую должность. Кандидатура каждого претендента, выдвинутого губкомом КП(б)У или отделом учета-распределения ЦК, должна была пройти обсуждение на заседании оргбюро или секретариата ЦК и только потом вносилась на утверждение политбюро; замещение «выборных» должностей происходило только с санкции политбюро.

Так, в частности, происходили выборы в Советы всех уровней, которые не были ни прямыми, ни равными, ни тайными. По­скольку при царизме значительная часть активистов большевистской партии, находясь в тюрьмах или в ссылке за деятельность, направленную на свержение существующего строя, была лишена избирательного права, такую же практику большевики распространили после октябрьского переворота в 1917 г. и на своих оппонентов. Существовала категория так называемых лишенцев — лиц, которых отстраняли от политической жизни из-за принадлежности в прошлом к «эксплуататорским» слоям населения. При формировании органов власти представители промышленного пролетариата получили почти пятикратное преимущество над выходцами из «мелкобуржуазной» крестьянской среды. Депу­тат­ский корпус советских представительских органов формировался в кабинетах партийных комитетов и был полностью ручным. Взяв на себя все важнейшие государственные функции, партийно-государственный аппарат безудержно разрастался, усиливалось его всевластие. Недаром Сталин утверждал, что «властвуют не те, кто избирает и голосует, а те, кто «правит», — люди, овладевшие на деле исполнитель­ными аппаратами государства, руководящие этими аппаратами».

В 20-е годы была создана совершенно специфическая администрация, с момента своего возникновения сочетавшая политические, идеологические, хозяйст­венные, военные, судебные и репрессивные (карательные) функции. Руководство в политической и идеологической сферах высшие партийные учреждения осу­ществляли непосредственно, в других отраслях — через кадровые назначения на ключевые должности представителей «номенклатурной касты». В результате один и тот же работник занимал сразу несколько руководящих должностей или же перемещался с одной ответственной должности в партийных и государ­ственных структурах на другую.

Система отбора и расстановки кадров, «отцом» которой считают Сталина, крайне усложняла процесс выдвижения на руководящие должности самостоятельных, компетентных и энергичных работников. Ведь кадровый каркас был полностью закостенелым. Отдельные перемещения происходили в рамках одной и той же кадровой «колоды». Знаком аттестации работника становилась его принадлежность к номенклатуре, которая, в свою очередь, зависела в основном от политической благонадежности, преданности «вождю» и своему патрону.

Нехватку знаний и культуры представители новой элиты компенсировали политической ловкостью. При этом они окружали себя людьми, которые своим положением были обязаны протекции начальника. Недемократичес­кие условия деятельности мно­гих руководителей нередко приводили к злоупотреблению властью, даже к созданию микро­культов вождей местного масштаба (как пример — «культ П.Постышева» в период его пребывания на должности секретаря Киевского губкома КП(б)У в 1934—1937 гг.).

Вместе с властью номенклатура получила огромные привилегии. Материальный достаток руководителей высших эшелонов обеспечивался не только высокой зарплатой, но и полускрытыми привилегиями: доступом к закрытым спецраспределителям, возможностью получать дополнительные услуги социально-культурного характера и т.д.

В целом номенклатура была явлением, присущим однопартийной системе, когда в стране действует политическая партия, фактически руководящая государством, его гражданами и всей политической системой общества. Номенклатурность как одна из характерных черт командно-административной системы управления непосредственно связана с непрофессионализмом и неквалифицированностью управления, поскольку главным был не отбор кадров в результате конкуренции знаний и талантов, а номенклатурный отбор, при котором на первое место всегда ставилась преданность партии и коммунистическому строю.

Разительное отличие основных принципов формирования элиты и номенклатуры не дает нам никаких оснований отождествлять эти два понятия. Глав­ное, что их отличает, это отсутст­вие у абсолютного большинства номенклатуры 20—30-х годов ХХ ст. таких важнейших для элиты признаков, как образованность, интеллигентность, терпимость, преданность национальным идеалам и интересам и т.п.

Превратившись в господствующий слой советского общества, номенклатура сыграла чрезвычайно негативную роль в его жизни. Десятки миллионов человеческих жертв, бедность населения, ликвидация свобод, лишение членов общества элементарных условий для нормального существования, создание тоталитарной системы власти — вот неполный перечень последствий ее господства. Самыми ужасными из них в Советской Украине стали голодоморы 1921—1923, 1932—1933 и 1946—1947 годов, физическое уничтожение нацио­нальной интеллигенции, подрыв генофонда украинской нации, массовые репрессии против носителей украинского национального сознания в республиканском партийно-советском руководстве.

Восстановление государст­венной независимости Украины 24 августа 1991 г., казалось, положит конец многолетнему господству номенклатуры, и Украина наконец-то займет достойное место в современном мире. Од­нако прежняя колониальная кремлевская администрация в УССР, отличавшаяся преимущественно усердием в исполнении руководящих указаний центра, сплотилась и, воспользовавшись эйфорией в стане национально-патриотических сил, возглавила... процесс перестройки Украинского государства, поскольку готовность возглавлять любой участок работы заложена в номенклатуре на генетическом уровне.

Сохранив власть и воспользовавшись дезорганизацией системы управления экономикой в результате распада СССР, вчерашние партийные и комсомольские функционеры реализовали тайную мечту номенклатуры — стали обладателями общенародного имущества. В процессе передела собственности и привилегий произошло слияние политической и административно-хозяйственной номенклатуры, снятие каких-либо ограничений на финансово-экономическую деятельность. Управляемая постсоветской номенклатурой Украина, как и большинство бывших республик СССР, вступила в фазу экономического, политического и социального регресса, из-за чего была отброшена в своем развитии на десятки лет назад. Результатом «руководства» стало не только обнищание большинства населения Украины, но и перманентные политические кризисы в государстве, рост угрозы ее территориальной целостности и государст­венному суверенитету.

Этот результат является закономерным, поскольку современная «политическая элита» Украины является продолжателем традиций номенклатуры коммунистической эпохи. Родо­выми признаками руководителей постсоветской Украины являются все те же непрофессионализм, некомпетент­ность, несамостоятельность в при­нятии решений, безудержная жаж­да к обогащению, отсутствие патриотизма. Как и их номенклатурные предшественники, нынешние власть имущие являются самыми влиятельными и зажиточными членами общества, а также крупнейшими коллекционерами государственных наград и премий, ученых званий и научных степеней... Как и в советские времена одним из самых больших наказаний для современного функцио­нера является «почетная ссылка» на дипломатическую работу за границу. С такими «дипломатами» Украина для многих в мире остается terra inkognita или, как показал недавний саммит стран — членов НАТО в Бухаресте, территорией российского влияния.

Такой «имидж» наше государство будет иметь до тех пор, пока номенклатура, или же «политическая элита», независимой Украины вместе со своими «собратьями» из «новой российской элиты» будет иметь совместный непрозрачный бизнес, цель которого — разворовывание достояния народов двух стран, отмечать совместные исторические даты (вроде годовщины Полтав­ской битвы в 1709 г., поражение в которой лишило Украину шанса на независимое государственное существование), создавать межгосударственные комиссии ученых-историков для написания общего(!) учебника по истории украинского и русского народов... Позитивные изменения в Украине произойдут лишь тогда, когда от власти будет отстранена посткоммунистическая номенклатура — уродливое безнациональное творение большевистского тоталитарного режима.