UA / RU
Поддержать ZN.ua

Неоценимое первенство. В Переяславе — юбиляр! Ивану Стогнию — 70 лет

Трудно сказать, когда именно Степана Куцого, члена Национального союза художников Украины, посети...

Автор: Иван Шпиталь

Трудно сказать, когда именно Степана Куцого, члена Национального союза художников Украины, посетила идея воссоздать художественными средствами образы выдающихся людей, деятельность которых с давних времен до наших дней связана с Переяславом. В стенах именно этой мастерской в Переяславе (одна из небольших комнаток основанной Степаном Куцым художественной школы) вызрело художественное видение многих выдающихся личностей, прославивших Украину.

Понимая огромное значение духовного наследия наших великих предшественников для патриотического воспитания студенчества, ректорат университета тесно сотрудничает с художником, уже создавшим по заказу учебного заведения целую галерею скульптурных образов знаменитых переяславцев или деятелей прошлого, педагогические взгляды которых являются всенародным культурным достоянием. Среди работ его цикла — бюсты Арсения Берло, основателя Переяславского коллегиума, Григория Сковороды, Тараса Шевченко, Осипа Бодянского, Михаила Максимовича, его дяди Ильи Тымкивского (уроженца Переяслава), который, будучи директором Новгород-Северской гимназии, где учился Константин Ушинский, имел огромное и решающее влияние на формирование прогрессивных взглядов великого педагога...

Переступаю порог мастерской — и меня встречает... Павел Житецкий! Тот самый Павел Игнатьевич Житецкий (1837—1911), которого Украина культурологическая знает как выдающегося филолога, педагога и фольклориста. Его скульптурный бюст в гипсовом варианте находится на рабочем столе художника. Каждая черточка бесценного образа нашего славного соотечественника, известного до сих пор в портретных изображениях, талантом скульптора воспроизведена с особой тщательностью.

Художник обратил мое внимание на другую работу.

— А этого мужчину узнаете? — спросил Степан Ефимович.

На втором столе находился другой бюст. И хотя работа еще не была завершена, я, конечно же, узнал — Иван Стогний. Ныне завершенный бюст и памятную доску об открытии института видим в университетском музее истории образования.

Что пишут о юбилянтах-юбилярах? Конечно же, что они хорошие, нередко — даже чересчур. И тогда, бывает, тот, кто пишет, и тот, о ком пишут, попадают в неловкое положение: определенную нескромность замечает читатель. У меня для таких случаев есть спасательный ход: я рассказываю не о юбиляре, какой он шелковый и мягкий, а о том, какие добрые и нужные людям дела ему удалось совершить...

Итак, пусть перечень и цвета петлиц, аксельбантов, наградных лент, количество нарукавных нашивок «за ранения» в научных дискуссиях и баталиях достанутся исследователям биографического и всякого прочего наследия доктора философии и профессора Ивана Стогния. Я же отдам должное не его идеологической ориентации и политическим взглядам, а прежде всего тому, что стало смыслом его существования, его органической потребностью: строить высокообразованную независимую Украину, богатую и сильную собственным интеллектом. Как то и было в нашей истории испокон веков. За время его руководства вузом филиал был превращен в институт, созданы 4 факультета, 12 кафедр, открыта аспирантура и доцентура, новому вузу присвоено имя Г.Сковороды. При участии И.Стогния построен второй учебный корпус и второе общежитие, спортивные площадки и гараж. Иван Стогний проделал значительную работу как депутат городского совета народных депутатов трех созывов.

О ректоре как руководителе коллектива, организаторе организаторов учебно-воспитательного и научного процессов и даже хозяйственного обеспечения успешной деятельности заведения многое может сказать его кадровая ориентированность. Не прибегаю к высокому слову «мудрость», но определенная степень осмотрительности, надежности и перспективной предусмотрительности по отношению к специалистам наблюдалась, как мне кажется, на всех этапах становления молодого, развивающегося учебного заведения. Уже сам факт выдвижения кандидатуры на должность ректора из собственной среды — свидетельство того, что из кадров стогниевского набора было кого выбирать и на самую ответственную должность. Честь быть преемником и первым ректором уже самостоятельного университета (2002) выпала Виктору Коцуру, доктору исторических наук, профессору.

Каждое высшее учебное заведение приобретает особый вес, если имеет возможность похвастаться собственными научными школами. В молодом еще Переяславском университете уже наметилось несколько таких школ. Особой же деятельностью и результативностью отличается школа сковородиноведов. Наш центр — один из самых мощных в Украине — способен привлекать к изучению наследия великого философа не только отечественные, но и зарубежные научные силы. Об этом свидетельствуют регулярные (проводятся каждые два года) сковородинские чтения, материалы которых затем издаются отдельными научно-теоретическими сборниками. И ответственность за их научный уровень всегда берет на себя профессор Стогний. Стоит упомянуть третий солидный сборник «Сковорода Григорий: идейное наследие и современность».

У переяславской философской школы (сковородинской) будто бы два равновеликих и равнозначных крыла: собственно философское и литературоведческое. Первое возглавляет наш юбиляр Иван Стогний, второе — доктор филологии, профессор Николай Корпанюк. Свою неизменную верность сковородинской тематике выказывают философы, историки, литературоведы, языковеды и музыковеды...

Воспитание студенчества на наследии одного из величайших мировых мыслителей, гуманиста масштаба планетарного, всегда в поле зрения ректората и профкома университета. И это также стогниевская традиция...

Вот лишь несколько штрихов к портрету Ивана Стогния, организатора образования, научного работника, просто хорошего человека, за которым я наблюдаю четыре десятка лет. Человека, которому, конечно же, присущи и некоторые слабинки и упущения. Как и каждому из нас…