UA / RU
Поддержать ZN.ua

Немцы на историческом ландшафте Киева

2007 год для немецкой общины Киева особый — она отмечает 240-летие своего существования и 150 лет со времени освящения кирхи Святой Екатерины...

Авторы: Игорь Винниченко, Родион Винниченко

2007 год для немецкой общины Киева особый — она отмечает 240-летие своего существования и 150 лет со времени освящения кирхи Святой Екатерины. Впервые за многие годы проживающие в столице потомки готов имеют возможность принять участие в юбилейных торжествах. Это — и приуроченные к указанным датам концерты (многие из них — с участием исполнителей из Германии), и фотовыставки «Німці в історії Києва» и «Архітектурні пам’ятки Києва, створені німцями», и презентация научного исследования «Німці в історії Київського університету. ХІХ — початок ХХ ст.»... Все это стало возможным в значительной степени благодаря настойчивости руководителя столичной евангелическо-лютеранской общины пастора Петера Захи, а также первого секретаря Посольства ФРГ в Украине Жана-Пьера Фроли.

Собственно история столичных немцев насчитывает не одно столетие, поскольку единичные уроженцы немецких земель оседали на территории Киева со времени его основания. О немецких купцах, ремесленниках, миссионерах, дипломатах в городе на Днепре неоднократно упоминают летописи, хроники, другие документальные источники.

Появление немецкой колонии в Киеве приходится на время царст­вования императрицы Екатерины ІІ (немецкой принцессы Софьи Анхальт-Цербтской). Профес­сор университета Святого Владимира (ныне Национальный университет имени Тараса Шевченко) и директор Первой киевской гимназии немец Деллен свидетельствовал, что евангелическо-лютеранская община в городе возникла примерно в 1765 году.

Первая частная (партикулярная) аптека на Подоле, открытая в 1728 году, принадлежала немецкому провизору Иоганну Гейтору (Эйстеру), который для нее построил на Подоле каменное здание. В 1751 г. эта аптека стала собственностью уроженца Восточной Пруссии Георга-Франца Бунге (1717—1792), патриарха хорошо известной киевской семьи, достойно послужившей не только нашему городу, но и империи Романовых.

Из восьми сыновей и четырех дочерей Г.-Ф. Бунге (инициатора создания евангелическо-лютеранской общины) почти все посвятили свою жизнь фармацевтике и медицине. Так, Иван-Фридрих основал аптеку, более 100 лет служившую киевлянам, а Григорий открыл аптеку Киевского приказа общественной опеки. Христиан работал врачом Киев­ского военного госпиталя и Киев­ской духовной академии. Был известным специалистом по детским заболеваниям. Популяр­ность и авторитет Х.Бунге были настолько велики, что в 1848 г. он получил диплом доктора медицины без обязательных экзаменов.

Единственный сын Х.Бунге Николай, которого его друг и колле­га Н.Ренненкампф назвал «живой летописью цивилизации полстолетия», заслуживает более подробного рассказа. Медалист Первой киевской гимназии, он с высшими отметками закончил юридический факультет университета Святого Владимира и получил звание кандидата правоведения. В течение следующих пяти лет преподавал в Нежинском лицее князя Безбородько, а после защиты диссертации был утвержден в звании профессора альма-матер.

В университете Н.Бунге опекал талантливую студенческую молодежь, приобщая ее к научному творчеству. Впервые внедрил в учебный процесс практические занятия. Свои знания и идеи молодой ученый излагает в многочисленных публикациях об экономике, финансах и праве. О незаурядности этой личности красноречиво свидетельствует то, что Н.Бунге трижды (случай уникальный!) избирали ректором университета. Он преподавал и в Киевском институте благородных девиц; был редактором статистического и географического отделов комиссии для описания губерний Киевского учебного округа. В 1860-х гг. Н.Бунге занимал должность руководителя Киевской конторы Государственного банка, он же основал Общество взаимного кредита, частные кредитные учреждения и коммерческий банк, инициировал организацию биржи. В 1872 г. в Киевском университете была учреждена именная стипендия банкира, а в 1877 г. — еще одна.

Авторитет Н.Бунге был настоль­ко непререкаемым, что император Александр ІІ привлекает его в состав комиссии по подготовке крестьянской реформы 1861 года. Н.Бунге доказывал, что государст­во должно поддерживать самых трудоспособных и предприимчивых крестьян, которые ведут хозяйство фермерскими методами, и именно благодаря его рекомендациям кредитный банк усилил поддержку зажиточного крестьянства. Учитывая неоспоримый авторитет научного работника, в 1880 г. Н.Бунге приглашают на должность министра финансов Российской империи. Протекционистская политика, которую проводил Н.Бунге, возвратила империи утраченные после Крымской войны позиции. К тому времени украинские земли с углем Донбасса, железной рудой Кривого Рога, машиностроением Харькова, Луганска и Киева, судостроением Николаева и Херсона были самыми перспективными индустриальными регионами империи.

Несмотря на то что реакционеры добились отставки Н.Бунге с должности министра, почти сразу после этого Александр ІІІ назначает его главой комитета министров. На этой должности он работал в течение восьми лет, до самой смерти. Во времена своего премьерства Н.Бунге способствовал строительству и оснащению металлургических заводов Украины, которых в конце ХІХ в. было уже семнадцать. Привлекались иностранные инвестиции (не звучит ли это архиактуально?!), и их дальнейшая материализация происходила под жестким контролем государства. Именно в это время в Луганске и Харькове были построены заводы, обеспечивавшие железные дороги подвижным составом и рельсами. Украина превратилась в главную угольно-металлургическую базу империи. Добыча угля на Донбассе возросла в течение 1861—1900 гг. на 100%, железной руды — в 158 раз. Заслуги Н.Бунге в науке надлежащим образом оценили — он был избран действительным членом Импера­торской академии наук.

15 июня 1895 г. выдающегося ученого, педагога и государственного деятеля не стало. Согласно завещанию, он был похоронен в немецкой части Байкового кладбища, рядом с матерью, которая в жизни Николая Христиановича занимала особое место. Проводить в последний путь Н.Бунге пришли тысячи киевлян: они заполнили все привокзальные улицы и дорогу к кладбищу. В прощальной речи ректор университета Ф.Фортинский назвал нашего соотечественника «идеальным профессором, гражданином, человеком».

Лишь с недавних пор, благодаря в основном декану экономического факультета Национального университета имени Т.Шевченко, лауреату Государственной премии Украины профессору В.Базилевичу, имя Николая Христиановича Бунге возвращается из небытия. На экономическом факультете проведено несколько Бунговских чтений, изданы их материалы, а также фундаментальная монография «Н.Бунге: современный дискурс», инициировано учреждение междуна­родной премии его имени. На факультете выплачивают именную стипендию лучшим студентам.

Однако на уровне города ситуация прямо противоположна. Уже в течение нескольких лет длится эпопея, начало которой было положено инициативой нескольких столичных общественных организаций (не только немецких) о присвоении имени нашего выдающегося земляка одной из улиц в центральной части города. К сожалению, власти — как нынешние, так и прежние — приобретают себе авторитет делами отнюдь не благовидными. Ведь земельные вопросы значительно результативнее гуманитарно-духовных.

Э.-Р.Траутфеттер
Со столичным университетом связаны судьбы многих немцев. Именно попечителю Киевского учебного округа Г.Брадке мы благодарны тем, что университет был открыт в 1834 году, а не значительно позже. Его ректорами, кроме Н.Бунге, были также Эрнст-Ру­дольф Траутфеттер (основатель университетского ботанического сада) и Николай Ренненкампф.

Более 30 лет библиотекой университета заведовал Николай Кордт. По его плану архитектор К.Осьмак разработал проект здания библиотеки университета (ныне филиал № 1 Национальной библиотеки Украины им. В.Вернадского). В трудные времена Первой мировой войны Н.Кордт руководил эвакуацией в Саратов, а со временем — возвращением в Киев библиотечного фонда университета, к тому времени насчитывавшему 700 тысяч томов. Ученый был соорганизатором Всенародной библиотеки Украины; в 1920-х преподавал в ряде киевских вузов, работал в архео­графической комиссии Всеукраинс­кой академии наук (ВУАН).

Немцам по происхождению мы должны быть благодарны и жемчужинами архитектуры, ныне являющимися украшением столичных улиц и площадей. В городе длительное время работал Виктор Шретер, по проекту которого сооружен городской театр (ныне Национальная опера Украины). Иоганн-Готфрид Шедель — архитектор здания Киевской академии, Большой колокольни Киево-Печерской лавры, Кловского дворца...

Гражданские инженеры Георгий Шлейфер и Эдуард Брадтман стояли у истоков киевского модерна. Показательным является здание отеля «Континенталь» (ныне Национальная музыкальная академия), спроектированное этими мастерами. Они же являются авторами проекта Театра Соловцова (ныне Национальный академический драматический театр им. Ивана Фран­ко). Здания по их проектам по сей день украшают центральную часть города (улицы М.Заньковецкой, Лютеранская).

Александр Шилле — архитектор зданий коллегии П.Галагана (ныне Государственный музей литературы Украины), биржи (клуб управления делами КМУ), музыкального училища Российского музыкального общества и Городской думы (два последних разрушены во время Второй мировой войны), а также проектов станций, фонтанов киевского водопровода.

По проекту Р.Мельцера в эклектических формах был сооружен Музей западного и восточного искусства (ныне Музей Ханенко). Автор здания Управления юго-западных железных дорог — Алек­сандр Гоген. Центральное здание Киевского политехнического института сооружено по проекту Иеронима Киттнера. Крытый рынок (ныне Бессарабский), впервые в Украине построенный в стиле украинского модерна, — детище архитектора Генриха Гая. В 1911 г. одно из самых лучших библиотечных сооружений города (ныне Национальная парламентская библиотека Украины) построено по проекту Эбига Клаве. Соавтором памятника князю Владимиру является Петр Клодт фон Юргенсбург.

А.Струве
Почетному члену столичного университета Аманду Струве Киев должен быть благодарен железнодорожным сообщениям через Днепр, водопроводом, первым в Российской империи электрическим трамваем. Возведенный им в конце 1860-х гг. металлический железнодорожный мост был к тому времени крупнейшим из подобных сооружений в Европе.

В течение 1875—1879 гг. обязанности городского головы исполнял профессор университета Н.Ренненкампф, после которого в этой должности пребывал Густав Эйсман. Профессором Киевской консерватории был уроженец Елисаветграда, выдающийся пианист и педагог Генрих Нейгауз. Фердинанд Андерс — автор первого в России дирижабля мягкой конструкции «Киев», на котором он лично осуществил около 160 полетов. Будущий инженер-конструктор окончил Киевский политехнический институт, в Киеве же создал оригинальный проект дирижабля жесткой конструкции.

С городом связан почти 20-лет­ний (с перерывами) период в жизни известного украинского поэта Юрия Клена (Освальда Бургардта, 1891—1947). Уроженец Подолья, он окончил в Киеве гимназию, учился в университете, в котором со временем преподавал, сотрудничал с ВУАН, с киевскими издательствами.

В начале 1920-х гг. в Киеве работал историк искусства, академик АН УССР Федор Шмит — известный исследователь памятников архитектуры и живописи Украины. Воспитанник столичного университета Федор Эрнст является автором многих работ по истории украинской архитектуры и изобразительного искусства, а также известного справочника «Київ. Провідник» (1930). Главным художником Национального академического театра им. И.Франко был профессор, народный художник Украины, академик Академии искусств Украины, лауреат Национальной премии Украины им. Т.Шевченко и Государственной премии СССР Даниил Лидер.

Уже упомянутая кирха была освящена 4 августа 1857 г. Н.За­кревский в «Описании Киева» (1868) писал: «Готического стиля кирха отличается изяществом, особенной светлостью и тем важным удобством, что в ней слова проповедника могут разноситься в самые ее отдаленные уголки очень звучно и отчетливо». Позднее купец первой гильдии Кельн пожертвовал для кирхи орган, община купила у художника Берга образ «Явление Спасителя апостолу Фоме». Был в кирхе и образ святой Екатерины. Рядом с кирхой основали лютеранское училище, где детей обучали на немецком языке. Улицу, на которой стояло это культовое сооружение, стали называть Лютеранской (после всех пертурбаций ныне она носит то же название).

Имена многих деятелей искусства немецкого происхождения связаны с Киевским музыкальным училищем и Киевским отделением Российского музыкального общества. Это, в частности, Людвиг Альбрехт, Эрнст Мориц Глиэр и его сын Рейнгольд (со временем профессор и директор Киевской консерватории).

Возрождение немецкой общины в Киеве приходится на эпоху распада СССР. В это время в городе возникают организации, преследовавшие как политические, так и гуманитарные задачи: «Видергебурт», «Видерштраль», «Киндер­штиммен», «Дойчтум», «Катарина­шуле», «Дойче Квелле» и др. Издавалась газета Deutscher Kanal («Немецкий канал»). Ныне в столице расположен офис Ассоциации немцев Украины, в состав которой входит большинство действующих в стране немецких общественных организаций. В течение нескольких лет ассоциация издает свой печатный орган Deutsche Zentrale Zeitung («Центральная немецкая газета»).

Учитывая ограниченность газетной площади, «за кадром» мы вынуждены оставить много интересного и важного. Однако убеждены, что и изложенное говорит о том, что представители немецкого этноса, судьба которых была связана с Киевом (конечно же, опускаем досадные страницы мировых войн), верой и правдой служили своей новой отчизне, собственными талантами, умом и упорством приумножая ее богатст­ва — материальные и духовные. Признательные потомки должны бы учесть их выдающийся вклад в украинские экономику, культуру, искусство, науку. И, видимо, оценить их должным образом. Ведь это является свидетельством духовной зрелости нации. Украинской.