Осенью в небе над поймой Тясмина можно увидеть потрясающую картину: тысячи журавлей, совершая какие-то загадочные маневры, строясь в клинья и перестраиваясь, многоголосо курлыча, вновь зачем-то строясь то в большие, то в меньшие ключи, кружат, кружат над Холодным Яром… Журавли собираются здесь с огромной территории — из долин рек и речушек, с болот и полей, собираются перед отлетом на юг. И вспоминается Расул Гамзатов, в знаменитом стихотворении которого солдаты не в землю полегли — в журавлей превратились…
Сердце Холодного Яра, что на Черкасщине, — Матронинский Свято-Троицкий монастырь, возникший, по некоторым данным, в XII веке. Первую церковь здесь поставили на месте древнего языческого капища. Викентий Хвойко, первооткрыватель трипольской и черняховской культур, именно здесь обнаружил языческий жертвенник с семью концентрическими кругами — солярными знаками, означающими земледельческий культ Солнца. Этот культ связан с праздником Ивана Купала. Поэтому, видимо, не случайно первый монастырский храм был освящен во славу Рождества Иоанна Предтечи.
За века своего существования монастырь многократно разорялся, но вновь и вновь поднимался из руин. Новое его возрождение совершилось на наших глазах. Однажды в конце ХХ века на территории Холодного Яра появились пять монахинь… Их появление, надо сказать, «спровоцировало» проведение очередных раскопок, которые привели к неожиданным открытиям.
Статью «Холодный Яр» для «Энциклопедии украинского казачества» составил Анатолий Морозов — доктор исторических наук, академик УАИН, профессор, заведующий кафедрой новейшей истории Черкасского национального университета. С 1989 г. он принимал участие в нескольких археологических экспедициях, проводивших раскопки на территории Холодного Яра, а до этого 30 лет занимался проблематикой этого региона.
— Название «Холодный Яр» — обобщенное, — говорит А.Морозов. — В урочище, площадь которого порядка семи тыс. га, существует сложно разветвленная, лабиринтообразная система из десятков яров протяженностью 250 км, многие из которых имеют свои собственные названия. Крутые и высокие холмы образуют между собой достаточно узкие проходы, настоящие ущелья, глубина которых достигает 40—60 метров. Вся эта горно-складчатая труднопроходимая местность покрыта реликтовым лесом, в котором преобладают дубы. На отметке 224 м над уровнем моря здесь находится обширное плато. Его защищенность, плодородные почвы, источники воды, дикорастущие культуры и богатый животный мир привлекали человека издревле. Местность эта была заселена почти непрерывно со времен позднего неолита. Здесь мы видим напластования десятков известных и очень важных для истории Украины культур.
С 1989 г. раскопки проводились под руководством известных украинских археологов Сергея Скорого, Светланы Бессоновой и польского историка Януша Хохоровского. Таким образом на территории Матронинского городища обнаружили много участков, репрезентующих культуры различных эпох. В частности, элементы чернолесской (Х век до н.э.) и черняховской (ІV—V вв.) культур. Однако особенно интенсивная хозяйственная, культурная и политическая жизнь на этой территории велась в VI—V вв. до нашей эры, то есть во времена, которые традиционно связываются со скифской культурой.
Археологи знают: в подобных местах каждая последующая эпоха в значительной мере разрушает следы предыдущей. Однако с восточной стороны существующего храма, где традиционно было кладбище и хозяйственная деятельность не велась, сохранилось археологически целое жилище, относящееся к VI—V вв. до н.э. В том месте обнаружено большое количество наконечников скифских стрел. Вероятно, после нападения на городище жители скрылись в ярах, дом загорелся, стены рухнули, внутри все осталось, как было: домашний жертвенник, алтарь, земледельческий календарь, зерновые ямы, утварь… Интересно, что и 2500 лет назад дома здесь строились точно так же, как и во времена близкие нам: стены — столбы, оплетенные лозой и обмазанные глиной с соломой.
Конечно, это не жилище кочевника-скифа. Находка доказывает: здесь жили автохтонные (местные) племена земледельческого типа. Прежде из-за невдумчивого прочтения Геродота, говорившего о «скифах-пахарях», «скифах-земледельцах», считалось, что здешние поселения были скифскими. Но кочевники, а скифы были кочевниками в классическом смысле этого слова, никогда не создавали такие сооружения, которые были созданы в этом регионе! Не только такие дома, но и сохранившиеся до сего дня грандиозные оборонные комплексы пяти прагородов.
Следовательно, убежден господин Морозов, есть серьезные научные основания считать Матронинское городище самой древней столицей автохтонного населения на территории Украины. И сегодня здесь можно увидеть остатки мощнейшей двойной системы земляных валов, ширина рвов которых составляла 13 м, глубина пять—семь метров, а высота — 20 м. На валах стояли оборонительные деревянные стены. То есть это были самые настоящие крепости, древнейшие в Восточной Европе (VI век до нашей эры!).
Здесь, в междуречье Днепра и Южного Буга, на относительно небольшом расстоянии друг от друга, существовали несколько мощных крепостей, самая крупная — вблизи с. Пастеровское. Но только в Матронинском городище обнаружено огромное количество античной керамики, в том числе остатков транспортных остроконечных амфор, в которых перевозились очень дорогие товары — вино, благовония, оливковое масло. О чем это говорит?.. Если проводить параллель, то в нашем времени это сравнимо, скажем, с находкой скопища бутылок из-под элитного коньяка, французского шампанского и самой дорогой парфюмерии. Находки свидетельствуют: здесь жили очень состоятельные люди. А значит, и влиятельные.
Товары доставлялись сюда через бассейн Южного Буга. Водная магистраль не имела порогов, в отличие от Днепра. Остроконечные амфоры с драгоценными винами и благовониями не подлежали перегрузке, они втыкались в песок, использовавшийся на судах в качестве балласта, горлышки амфор запечатывались воском, им не грозили штормы...
Создание здесь колоссального оборонительного комплекса из пяти мощных крепостей связано с огромными материальными затратами. Сооружение валов — это несколько десятков миллионов человеко-дней! Без наличия централизованной государственной системы такое строительство было бы просто невозможно. Да и не нужно. Образно говоря, в селе ведь незачем строить небоскребы. Здесь же автохтонное население, вобравшее в себя как скифскую так и греческую культуры, имело свое государственное образование. Этот вывод историков и является наиболее важным.
...Недавно в различных местах холодноярского урочища появились указатели: «1000-лiтнiй дуб — 8 км», «Джерело «Живун» — 24 км», «Вал стародавнього городища»… Ниже — мелким шрифтом: «Фонд захисту української природи».
— Миссия нашего фонда в первую очередь экологическая и просветительская, — рассказывает директор вышеупомянутой организации Александр Горшков. — Удивительно, но факт: даже местные жители очень мало знают об уникальнейшем месте под названием «Холодный Яр». О приезжих и говорить нечего. Приезжают за сотни, а то и тысячи километров и, по сути, не знают, куда приехали. А если и знают что-то, то, случается, не находят ни 1000-летнего дуба, ни земляных валов, ни памятника партизанам… Поездят, поблуждают, выпьют у пруда водки и уедут. Хорошо, если бутылок битых не оставят.
К сожалению, у нас как не было, так и нет культуры посещения заповедника. Дороги хорошие есть. Но нет карт, а до недавнего времени не было и указателей. Недавно в Холодном Яру побывал граф Борис Бобринский, известный православный богослов. Он не смог сдержать эмоций: «Вы не представляете, какие вы счастливые люди! У вас все это есть и все доступно. У нас во Франции в заповедник просто так никто бы не въехал. Там на всем делается бизнес».
— У нас тоже некоторые индивидуумы хотят «делать бизнес», — с грустью констатирует А. Горшков. — Например, уже нашлись «патриоты», у которых есть свой «оригинальный» взгляд на будущее Матронинского монастыря. Они смотрят на него не как на очаг возрожденной духовности, а как на объект, подлежащий приватизации. Приезжают и прямо говорят: здесь будет гостиница и казино, здесь — парники и т.д. При этом оскорбляют монахинь... И никто не вспоминает, в каком состоянии находился этот памятник, когда те сюда пришли, сколько труда вложили: ведь монахини все восстанавливали своими руками! Теперь из-за непрекращающихся угроз монашки вынуждены взяться за строительство скита в удаленном от монастыря месте — готовятся к тому, что времена переменятся и их выгонят... Приезжают и из заповедника, запрещают монашкам заниматься той или иной хозяйственной деятельностью. А ведь монастырь — не музей, именно он оживил всю эту территорию, прежде всего духовно. Где все эти «смотрители» были, когда здесь царило настоящее запустение?..
...Кто-то сосчитал, что в 1000-летний дуб молнии попадали семь раз; они разорвали его от вершины до корней. Но патриарх украинских лесов жив, его лечат, о нем заботятся. А вокруг него — не счесть — внуки, правнуки, праправнуки… Шумит сурово на осенних ветрах дубовый лес, словно поет-рассказывает о чем-то заветном. И кажется иногда, что мы понимаем его язык. Или так только кажется?..