UA / RU
Поддержать ZN.ua

Недоступная доступность

Важным фактором является безответственное отношение к решению проблем людей с инвалидностью.

Автор: Владимир Петровский

3 июля 2019 г. состоялось очередное заседание Киевского городского комитета доступности (далее - Комитет), ставшее весьма показательным по результатам и красноречивым для тех, кто умеет слышать и анализировать, поскольку осветило ряд проблем, без решения которых дальнейший прогресс, по моему мнению, невозможен.

И это при том, что с апреля 2019 г., когда Комитет возглавила Марина Хонда, новый заместитель мэра Киева, его заседания происходят ежемесячно, если не чаще (для сравнения: до этого в течение года не было ни одного). Марина Петровна действительно старается сдвинуть с места тяжеленную глыбу проблем, которая за долгие годы успела врасти в землю и даже покрыться мхом. Однако, к сожалению, одного желания мало, а получить достаточный опыт решения проблем людей с инвалидностью даже за несколько лет невозможно. Именно с этим мы и столкнулись на последнем заседании, поскольку до сих пор нет рычагов влияния, которые заставили бы должностных лиц выполнять даже свои непосредственные служебные обязанности. Так что либо дальнейшие заседания будут обычной формальностью и тратой времени, либо мы должны создать действенные механизмы, чтобы обеспечить реальные возможности для решения проблем людей с инвалидностью, ввести контроль над выполнением и ответственность за невыполнение поставленных задач.

Марина_Хонда_Delo.ua

Ниже попутно упомяну некоторые из обсуждаемых проблем, проиллюстрировав их краткими комментариями. Это, например, непонимание, в частности представителем "Киевавтодора", препятствий, с которыми сталкиваются в повседневной жизни (а особенно при передвижении по городу) люди с инвалидностью. На заседании Комитета он искренне удивлялся, почему Национальный заповедник "София Киевская" отказывается согласовывать проект реконструкции Софийской площади. Возможно, "Киевавтодору" выгодно на средства городского бюджета переложить тротуарную плитку, но реконструкция должна предусматривать соблюдение государственных стандартов, касающихся людей с инвалидностью. При этом желательно обойтись без гранитной тактильной плитки, пригодной не для улучшения доступности, а скорее, для инвалидизации населения. А тем временем заповедник "София Киевская" нуждается в реальных изменениях, которые сделают доступными подходы к объекту культуры, охраняемому ЮНЕСКО. Это означает, что средства столичного бюджета должны быть использованы для улучшения имиджа нашего города, а не для отчетности.

Второй проблемой является нежелание чиновников понять нужды людей с инвалидностью. Во время заседания Комитета один из его членов, Евгений Свет, продемонстрировал фотоматериал, который делает наглядным бездумье и небрежное отношение к созданию безбарьерной среды в столице. Это касается и предупредительных полос перед наземными переходами, которые не могут никого предупредить, и о столбиках и полусферах, которые должны были бы помешать автомобилям парковаться на тротуарах, но на самом деле являются источником повышенной опасности для людей с нарушениями зрения.

Чтобы не быть голословным, замечу: на заседании Комитета рассматривались примеры, свидетельствующие о недоступности для маломобильных групп населения даже центра Киева (Крещатика, майдана Незалежности, ул. Богдана Хмельницкого и др.) и волоките относительно приведения объектов в безбарьерное состояние (предприятие №1 УОС на ул. Лобановского, Вышгородской, Жукова и др.), в частности и по финансовым причинам.

Важным фактором является безответственное (неважно - вследствие непрофессионализма или разгильдяйства) отношение к решению проблем людей с инвалидностью. Яркий пример - ситуация с реконструкцией станции метро "Святошин", которая пусть и не полностью отвечает международным стандартам, однако максимально приближена к ним. Однако и здесь добраться до почти безбарьерной платформы весьма проблематично из-за нереконструированных подступов к ней. Но ответственных за этот объем работ за три заседания Комитета найти так и не удалось ни общественности, ни представителям исполнительных органов власти города Киева. Хотелось бы надеяться, что инспекционная поездка заместителя мэра Киева М.Хонды для оценки ситуации на месте сдвинет дело с мертвой точки. Однако доступной станция станет лишь тогда, когда все работы наконец будут выполнены и люди с инвалидностью смогут беспрепятственно пользоваться и платформой, и переходами, и станцией метро.

Такая ситуация складывается, к сожалению, не только с доступностью к станциям метрополитена, но и к станциям скоростного трамвая, наземным и подземным переходам, ко многим государственным и негосударственным учреждениям. Это и есть безответственность в отношении к людям с инвалидностью разной нозологии.

Среди негативных факторов назову также желание заработать на проблемах людей с инвалидностью. Если же учесть то, что работы по созданию безбарьерной среды выполняются с нарушением государственных строительных норм и международных стандартов (а уже сданные объекты требуют немедленной переделки, снова же за государственные средства, причем ответственности за некачественно выполненные работы до сих пор так никто и не понес), становится понятным, почему все больше организаций занимаются вопросами безбарьерности, однако Киев до сих пор так и не приблизился к их решению. Особенно досадно, что люди с инвалидностью в этом случае являются не гражданами, для которых нужно создать равные возможности, а источником получения денег (и совсем не для их нужд).

И последним негативным фактором является непрофессиональность органов власти в вопросах, связанных с решением проблем людей с инвалидностью, которые непосредственно относятся к их (органов власти) компетенции. Не секрет, что нет ни одного учреждения, которое бы готовило специалистов государственного или местного уровня для решения проблем людей с инвалидностью. Поэтому и трудно найти профессиональных работников по разным направлениям социальной сферы, тем более что сами люди с инвалидностью, которые могли бы квалифицированно решать эти вопросы, по разным причинам в подавляющем большинстве не имеют возможности работать в государственных и местных органах власти.

Все сказанное подводит к мысли о том, что столице нужны служба и служебное лицо, наделенные всеми полномочиями, позволяющими системно решать проблемы людей с инвалидностью на уровне Киева. Однако процесс создания этой службы проходит очень медленно, и такое положение вещей не устраивает общественность. У людей с инвалидностью жизнь одна, которая, к сожалению, и без того ограничена болезнью, и они хотели бы хотя бы часть ее прожить в цивилизованном обществе. Причем нет нужды создавать эти механизмы из ничего, они уже существуют во всем мире и в Украине тоже. Это службы уполномоченного по правам человека, ребенка, человека с инвалидностью и т. п., наделенные комплексом полномочий и контрольными функциями и не подчиняющиеся в своей деятельности местным органам власти, что делает невозможным любое давление на них со стороны тех же органов власти. Такая служба во главе с уполномоченным по правам людей с инвалидностью и с помощью совещательных органов, действующих согласно своим функциональным обязанностям, должна и может решать все проблемные вопросы, возложенные на нее, в данном случае - проблемы людей с инвалидностью. К сожалению, пока что вопрос создания в городе Киеве такой службы, озвученный еще на первом заседании Комитета доступности, пребывает в состоянии зимней спячки. Однако на сегодняшний день это единственный цивилизованный и апробированный мировым опытом способ эффективного, комплексного и системного решения проблем людей с инвалидностью. Под эгидой этой службы, как и самого уполномоченного, вполне реально выполнить общегородские, районные, а также все иные социальные программы, проекты в рамках любого общегородского, местного и даже международного сотрудничества.

znamkaluga.ru

Еще одним вопросом, который также обсуждался на заседании Комитета доступности, является создание коммунального предприятия. Инициатива создать коммунальное предприятие, подчиненное департаменту коммунальной политики, одним из направлений деятельности которого будет аудит доступности лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения к объектам социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, была высказана еще на первом заседании, в апреле 2019-го. Тогда же автору идеи поручили изложить свое видение концепции деятельности этого заведения. Прошло три месяца, однако ни концепции, ни наброска устава (положения), ни, по крайней мере, схематичного видения мы так и не дождались, что, по моему мнению, странно, потому что любое предложение, представленное на всеобщее рассмотрение, предполагает конструктивный результат, который должен принести пользу обществу от его внедрения.

Хотел бы ошибиться, но, судя по тому, как "конструктивно" развивается этот вопрос, упомянутые выше предложения так и не поступят. Однако это совсем не означает, что такое предприятие или юридическое лицо с другим статусом не нужны городу. Просто пока автор идеи не видит конечного результата и конкретных путей ее воплощения, вряд ли следует вообще выходить с предложением. А структура такая нужна, и ее функционал следует разработать.

Тезисно, особенно не детализируя, поскольку делать это слишком рано, проиллюстрирую, для чего она, по моему мнению, должны быть создана.

Эта структура нужна не как подразделение департамента социальной политики города Киева, а как структурная единица службы уполномоченного по правам людей с инвалидностью в столице, поскольку именно эта служба, с надлежащими полномочиями и обязанностями, должна системно и комплексно решать проблемы людей с инвалидностью.

Понятно, что в рамках осуществления этих полномочий возникает ряд вопросов, которые необходимо решать в ежедневном текущем режиме. Например, таких как соблюдение государством и частными структурами международных стандартов и государственных строительных норм на транспорте, в быту, при строительстве (реконструкции) объектов и инфраструктуры, заведений проживания, питания и др.; устранение недостатков согласно этим нормам. И если служба уполномоченного будет осуществлять организацию и контроль всех перечисленных (и не перечисленных) аспектов, то при этой службе, безусловно, нужна структура, которая в ежедневном текущем режиме будет выполнять поставленные службой задачи. По моему мнению, объединение усилий службы уполномоченного по правам людей с инвалидностью и структуры в ее составе, которая будет заниматься аудитом доступности маломобильных групп населения к объектам социальной и транспортной инфраструктуры, чрезвычайно актуально и может сделать наш город действительно безбарьерным и доступным во всех сферах жизнедеятельности.