Пролог
- На машине какой марки вы ездите? - таким был первый вопрос на пресс-конференции с победителем Международного конкурса баянистов-аккордеонистов во Франции (1994 год), украинским музыкантом Игорем Завадским.
- Каждый день - на разных, - ответил он.
Западные журналисты были в восторге - какое прекрасное материальное положение у этого молодого исполнителя. И только мы, его соотечественники, способны понять истинное - горькое - значение тех слов...
Ну Бог с ним, автомобилем. Пока в Украине он остается роскошью, а не средством передвижения. Хотя, конечно, машина совсем не помешала бы Игорю при перевозке своего баяна (кстати, везде в дальнем зарубежье он называется аккордеоном), скажем, инструмент все-таки не из легких, в частых поездках за Киев и переездах с квартиры на квартиру. Собственно, в столице Завадский - бомж.
История
Каждая история имеет начало. История Игоря Завадского началась в Запорожье, где он стал седьмым, последним, ребенком у своих родителей. Братья и сестры - дети как дети, а этот, видишь ли, в музыканты решил податься. Вот и оказался в музыкальной школе. А что на баяне решил играть - наверное, пробудился в нем дух деда: говорят, здорово наяривал на этом инструменте. И первой значительной победой Игоря можно считать его поступление в Киевскую консерваторию. Вроде бы все в порядке. Если бы не одно: не было у Завадского своего баяна. Хороший - для профессионалов - инструмент стоил уж очень дорого. Родители материально помочь не могли. Должен был рассчитывать исключительно на самого себя. Поэтому и заработал репутацию в консерватории - «тот, кто на подхвате»: то подрабатывал аккомпаниатором в студии при ансамбле имени Вирского, то преподавал в музыкальной школе, любые репетиции, концерты - он тут как тут.
- Чтобы подняться «вверх», я должен был опуститься на самое дно, - сознается Игорь.
Это он - про «трубу», печально известный всем подземный переход на Крещатике. Еще полтора года назад играл там для случайных, в основном, неденежных прохожих. Значит, «золотые горы» не заработал. Однако обрел иное, более важное: именно отсюда пролег его путь к успеху. Игру Завадского услышала небезразличная к музыке женщина - Наталия Сергеевна Абрамова. И познакомила Игоря со своей подругой - Татьяной Васильевной Милляр, которая «показала» его в телепередаче «Нон-стоп рандеву». Главным спонсором передачи являлся господин Юфа, которому также «легла на душу» исполнительская манера молодого музыканта. Захотел познакомиться с ним, и в разговоре услышал о главной его проблеме. О, процветающему бизнесмену она была понятна: в юношеские годы, оказывается, увлекался игрой на гитаре, своего же инструмента... не имел. И через месяц Игорь получил от него баян московской фабрики «Юпитер». Произошло это в марте 1993 года, а уже в октябре Завадский выиграл Кубок мира на Международном конкурсе аккордеонистов в Португалии! 1994 год принес ему еще две самые высшие награды на подобных конкурсах во Франции и Италии.
- Мне просто везет на замечательных людей, - считает музыкант.
И небезосновательно. Его поддерживает Фонд Игоря Дыченко: организовал, в частности, выступления в Объединенных Арабских Эмиратах, сольный концерт в Польше. Поездку в Португалию, скажем, оплатил «Меркурий» Семена Юфы, во Францию - финансировали владельцы киевского кафе-бара «Гостиный двор» братья Мартхилевич. В Италию - украинско-британская фирма «Эстери энд янг Украина», непосредственно ее директор англичанин Тим Блумфельд. Поддерживали и помогали, потому что талант Завадского для них - очевиден. Чего не скажешь, к сожалению, о наших государственных структурах. Даже тех, что на прямую связаны с культурой. Казалось бы, первое значительное международное признание Игоря должно обратить их внимание на молодого исполнителя, на его проблемы, которых ой как хватает. А он же завоевывал престиж стране, доказывая, что украинская, киевская школа игры на баяне-аккордеоне не утратила своих ведущих позиций (вспомним таких выдающихся, известных миру музыкантов, как Владимир Зубицкий, Сергей Гринченко, Юрий Федоров, Павел Фенюк!)... Прошла, правда, ощутимая рекламная кампания в средствах массовой информации и... все! Что же, понял Завадский, необходимо подтвердить, закрепить успех. Закрепил сначала во Франции, затем - в Италии. Но эти события, что удивительно, прошли в нашей республике незамеченными даже прессой. Хотя чему удивляться? Десятилетиями воспитывалось неуважение и невнимание к своей культуре, к лучшим ее представителям. Удачная выставка произведений украинских художников за рубежом, выступления на «чужой» сцене отечественных музыкантов, певцов, актеров - а на страницах газет, к примеру, затишье, в лучшем случае - строчка-констатация факта. Конечно, это же не величественная стройка коммунизма или созидание государственности. Только высокий уровень национальной культуры не является разве ярким свидетельством правильной государственной политики, благополучного развития самого государства?
Три года после окончания учебы в консерватории Игорь Завадский работал директором, художественным руководителем, аккомпаниатором клуба совхоза «Бориспольский» Киевской области (собственно, вел хор пенсионерок) и жил, соответственно, в бориспольской ведомственной «гостинке». На время подготовки к конкурсам текущего года «выбил» длительный отпуск за свой счет. На время подготовки к будущим - ему было отказано. Это и понятно: есть нужда хоть в каком-то специалисте здесь, на месте, а не в «разъездном» - пусть и талантливом - музыканте. Завадский не в претензии. Пришло наконец время выбирать: или квартира (ведь с потерей работы он теряет и ее), или карьера исполнителя. Игорь выбрал последнее, что вполне естественно. Так, в 1995 году состоятся международные конкурсы в Германии (Клингенталь - май) и России (Москва - декабрь). Кстати, в России такой конкурс будет проходить уже во второй раз, в то время, как Украина, имея прекрасную, авторитетную школу игры на баяне-аккордеоне, до сих пор не удосужилась провести подобную акцию!.. И Завадский мечтает принять участие в обоих. Пока есть время - ведь возраст конкурсантов ограничен: до 30 лет. Существует рейтинг аккордеонистов - его определяет Всемирная конфедерация, базирующаяся в итальянском городе Анкона, которая курирует порядка десятки самых престижных конкурсов. На сегодня первенство принадлежит американцу Петеру Соаве - победа в четырех конкурсах; второе место у француженки Кристины Росси - три победы; третье - у итальянца Клаудио Якомуччи - три победы. Если же принять во внимание, что Росси и Якомуччи перешли за дозволенный, «конкурсный», возрастной рубеж, у украинского исполнителя - с его тремя (пока что!) победами - появляются, кажется, неплохие шансы.
Сейчас бы Игорю только не выпускать из рук инструмент, заниматься ежедневно по 8 - 10 часов. Да заниматься-то - негде! На днях заканчивается срок его пребывания в квартире, предоставленной гостеприимными друзьями-поклонниками - возвращаются хозяева. Куда же подеться талантливому, известному - правда, больше за границей, чем дома - музыканту? На улицу! Потому что в Киеве, оказывается, для него не хватает места. А ведь были обращения к горадминистрации с просьбой помочь в приобретении квартиры для Завадского. Того же бывшего министра культуры Украины Ивана Дзюбы - №7-54 от 7.08.94 г. Но все они «разбивались» о «занятость» мэра. Один из его заместителей так и формулировал ответы: господин Косаковский настолько загруженный человек, что ему некогда заниматься таким незначительным делом. Адресовал к Главному управлению культуры Киевской городской госадминистрации. Обратились, и там распорядились: предоставить место в общежитии зоопарка (а отдельную комнату или только койку - еще решать директору зверинца). А как же играть по 8-10 часов в сутки? Хранить инструмент и заниматься можно в Центре искусств «Славутич» - посоветовали. Отдельная квартира? Не реально. Чтобы стать на квартучет, необходимо иметь не меньше пяти лет киевской прописки.
- Я - фанат своего инструмента, - делится Завадский. - И все время доказываю, что никакие обстоятельства не способны сломить человека, если у него благородная цель в жизни. Но уже так хочется думать лишь о музыке. Неужели в многомиллионном городе не найдется места для музыканта, достойно представляющего республику, да и Киев в частности, на международном уровне?
Эпилог
Как видим, история не нова: что имеем - не умеем ценить, беречь, теряя - плачем и жалуемся на чьи-то вражеские происки. Ох как обвиняли Москву: забирает самых лучших, самых талантливых! Но «самое лучшее», «самое талантливое» всегда притягивалось к центру - культуры, науки, производства... Ладно, сегодня имеем свой национальный центр - Киев, куда тоже стремятся попасть способные люди со всей республики. Потому что любой областной город (по крайней мере, у нас, в Украине) - «пе-ри-фе-рия», со всеми вытекающими отсюда последствиями. Зовут Завадского в Запорожье, но законы «центра» властно диктуют свои условия: оставить столицу - значит, остаться даже без самой свежей информации о музыкальной жизни в мире... Москва же, между прочим, уже достойно оценила способности Игоря: хоть сейчас обеспечивает жильем, возможностью учиться в консерваторской аспирантуре. Киевский музыкальный вуз не расщедрился на такое предложение...
Молодого украинского исполнителя приглашали к себе и другие государства: Италия, Германия, Словакия, Арабские Эмираты, Словения, Азорские Острова, Испания. Зачем Азорские Острова, - решил Завадский, - если есть у него своя страна, в которой может жить не - хоть и желанным - эмигрантом, а полноправным гражданином. Тут, в Украине, его корни - родители, которым он очень нужен, друзья и верные почитатели, которые так нужны ему. Да только хватит ли Игорю терпения, в конце концов, пока столичное руководство будет решать: нужен или нет Киеву он - талантливый, перспективный музыкант?!