UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Не хочу читать!»

На прием к психологу шестилетнего Мишу привела мама. С некоторых пор она стала замечать, что сына невозможно усадить за книжку...

Автор: Лариса Никонова

На прием к психологу шестилетнего Мишу привела мама. С некоторых пор она стала замечать, что сына невозможно усадить за книжку. На предложение почитать вслух малыш заявлял, что у него болит горло, кружится голова и т.д. А однажды мама застала сына за необычным занятием: он ожесточенно рвал новую книжку. Специалист поставил малышу диагноз «ридингфобия» — то есть навязчивый страх перед чтением…

«Но почему так случилось? — терялись в догадках родители Миши. — Ведь мы делаем все, чтобы приучить ребенка к чтению! Покупаем новые книжки, регулярно заставляем читать вслух...» Вот в этом-то и заключалась ошибка. Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка что-либо делать, даже из благих побуждений. В противном случае самое увлекательное и интересное занятие может превратиться для них в унылую обязаловку.

Сначала все шло хорошо: Миша с легкостью выучил все буквы, затем научился складывать их в слова. А вот с более длинными текстами начались проблемы. Даже короткие четверостишия мальчик запоминал с трудом, и не всегда мог объяснить их смысл. А ведь рос неглупым, сообразительным… Чтобы «подтянуть» сына, родители ежедневно заставляли его читать вслух и пересказывать содержание прочитанного. Однажды, когда в доме собрались гости, родители решили похвастаться успехами Миши: поставили его на табурет и попросили прочитать стихотворение. Но, увидев незнакомых людей, мальчик запнулся на полуслове, смутился и убежал. Раздраженная мать упрекнула сына: «Тебе скоро в школу идти, а до сих пор трех строк не можешь запомнить! Какой же из тебя ученик?» Видимо, этот случай и стал отправной точкой для развития неприязни к книге.

— Очень часто нежелание детей читать вызвано неумелыми действиями взрослых, — считает детский психолог Юлия Черняева. — Их ошибка в том, что они с малых лет нацеливают ребенка на конкретный результат. Требуют читать быстро, четко, правильно расставляя ударения, отчетливо выговаривая все буквы. Если же малышам что-то не удается, их нередко подстегивают обидными замечаниями, сравнивая с более удачливыми ровесниками. Следует учитывать и то, что от природы мы воспринимаем книжный текст по-разному. Например, дети, склонные к ридингфобии, могут иметь хорошую память, неплохо успевать по точным наукам, но при этом с трудом усваивают печатный текст. Обычно буквы и слова такие дети запоминают легко, а вот с предложениями начинаются сложности — им не всегда удается уловить смысл прочитанного. Например, при чтении короткого отрывка ребенок не помнит, что было в начале абзаца или в первой главе. Он не понимает содержания, не всегда может пересказать текст и ответить на вопросы о прочитанном. Естественно, при таких проблемах с чтением происходит нарушение процесса познания. И если родители начинают концентрировать внимание на его недостатках, всячески демонстрировать свою озабоченность, ругать его, то проблема лишь усугубляется. Ребенок боится сделать что-то неправильно, подвести родителей, что еще более тормозит восприятие информации зрительным аппаратом. Такая ситуация нередко приводит к тому, что малыш начинает испытывать страх перед печатным текстом, и отказывается читать. А порой, как в случае с Мишей, он просто переносит свою ненависть на книгу, видя в ней источник всех своих бед.

К сожалению, многие родители считают ридингфобию всего лишь детским капризом и пытаются бороться с ней силовыми методами: усаживают малыша за книжку, заставляют читать вслух, а если отказывается — лишают прогулок, сладкого и т.д. Но подобные меры не помогают, наоборот, они лишь усугубляют ситуацию. Следует понять, что ридингфобия — отнюдь не каприз, а серьезная психологическая проблема. Она возникает вопреки желанию ребенка, и самостоятельно он с ней справиться не может. Как ни старается, процесс чтения не приносит никакого удовольствия и даже доставляет страдания. Нередко у ребенка возникает чувство неполноценности.

Тем не менее волнение родителей тоже можно понять: ведь, не научившись бегло читать и пересказывать текст, малыш вряд ли поступит в престижную гимназию или лицей. Как же быть? Прежде всего, не паниковать самим и успокоить ребенка. Ридингфобия отнюдь не является чем-то неизлечимым. И если вести себя правильно, то через некоторое время мышление ребенка перестроится, активизируются области мозга, «отвечающие» за восприятие печатного текста, и в будущем он ничем не будет отличаться от сверстников.

— Чтобы помочь малышу избавиться от ридингфобии, родители должны проявить настойчивость и терпение, — продолжает Юлия Черняева. — И ни в коем случае нельзя давить на ребенка! Следует вспомнить, что чтение — это увлекательное и приятное занятие, которое должно доставлять ему радость, пробуждать воображение. Подберите литературу, которая ему нравится: например, сказки, приключения, фантастику. Интересный сюжет, яркие картинки помогают малышу легче усваивать прочитанное. Очень часто дети, страдающие ридингфобией отказываются читать вслух, опасаясь критических замечаний взрослых. В этом случае не настаивайте, пусть ребенок читает про себя. Главное, чтобы процесс ему нравился. Понаблюдайте за малышом издали — блестят ли у него глаза, заинтересован ли он содержанием. После окончания чтения не торопитесь его экзаменовать: не предлагайте ему сразу же обдумать прочитанное, не заставляйте пересказывать текст. Вполне возможно, вскоре он сам поделится с вами впечатлениями от прочитанного. Внимательно и дружелюбно выслушайте его. И если вы видите, что он охотно идет на контакт, задайте ему несколько простых вопросов из недавно прочитанного текста. Занятия должны проходить спокойно, доброжелательно, без критики. При первых же успехах не жалейте похвал — это способствует формированию уверенности в себе, помогает ему преодолеть страх перед печатным текстом. Повторяйте такие занятия как можно чаще, но только так, чтобы не ухудшать состояние ребенка, чтобы чтение было ему в радость. И не торопитесь хвастаться перед гостями успехами своих чад. Излишнее внимание взрослых может привести к обратному результату.