Прокрастинация — очередное неуклюжее слово, явочным порядком внедряющееся в наш словарь вслед за фрустрацией, адаптацией, конфронтацией и другими кальками с английского, пришедшими туда из латыни (в данном случае от латинского корня «cras» — «завтра» с приставкой «pro», обозначающей продвижение вперед). И ведь нельзя сказать, что у нас в языке нет своих, достаточно точных синонимов всем этим заимствованиям. Так, англо-русский словарь переводит procrastination как откладывание, запаздывание, неначинание... При всей адекватности перевода очевидно, что «наши» слова не приобрели еще статус «отдельно стоящего термина», применяющегося для обозначения точно определенного и глубоко осознанного явления. А это значит, что мы фактически заимствуем не слово, а понятие.
Впрочем, цель моей статьи — не лингвистическое, а психологическое исследование того, что можно определить как упорное нежелание начинать дела, которые давно пора закончить. Даже самые организованные люди время от времени стремятся избежать неприятных или скучных вещей, откладывая визиты к зубному врачу или заполнение налоговой декларации. Классический пример хронической прокрастинации — привычка многих студентов готовиться к экзамену в последний день, а то и накануне ночью.
Однако прокрастинация — это не только студенческая болезнь. Немало вполне взрослых людей являются прокрастинаторами, особенно если учесть разнообразие форм этого психологического феномена. К ним относятся, например: боязнь рисковать или(и) пробовать что-то новое; засиживание на одном и том же месте, несмотря на неудовлетворенность своим положением, будь то нелюбимая работа или банальное «сидение дома»; привычка «впадать в болезнь» каждый раз, когда надвигается особенно сложное или неприятное событие или задание; уход от принятия решений и нежелание вступать в конфронтацию; перекладывание вины за собственные неудачи на других людей (составление грандиозных планов, о которых приятно мечтать, но к выполнению которых приступить недосуг; превращение своей жизни в сплошную круговерть из необязательных, но привычных занятий или развлечений, когда на важные дела просто не остается ни времени, ни сил...
Парадокс прокрастинации: ее кажущаяся очевидной цель — облегчение жизни — на деле оборачивается серьезными проблемами, поскольку мы упускаем возможности, находимся под стрессом, переживаем внутренний разлад.
Современная психология склоняется к тому, что прокрастинация — это выражение эмоциональной реакции на планируемые или необходимые дела. В зависимости от характера этих эмоций, прокрастинация делится на два фундаментальных типа: «расслабленная», когда человек тратит время на другие, более приятные занятия и развлечения, и «напряженная», связанная с общей перегрузкой, потерей ощущения времени, неудовлетворенностью собственными достижениями, неясными жизненными целями, нерешительностью и неуверенностью в себе.
«Напряженные» прокрастинаторы
Страх неудачи является, возможно, наиболее распространенной причиной прокрастинации «напряженного» типа. Это и опасение, что не справишься с заданием из-за нехватки необходимых знаний (таланта, везения...), и боязнь продемонстрировать свою некомпетентность. Чересчур самокритичные люди избегают многих форм деятельности, особенно если в них есть элемент состязательности. Иногда они даже понимают, что отказ от борьбы — это тоже форма поражения, и переживают еще и по этому поводу. Тем не менее поражение без борьбы, очевидно, менее болезненное, чем провал реальной попытки. Иногда комплекс неполноценности выражается у прокрастинаторов в форме своеобразной мании величия: «я могу это сделать гораздо лучше (чем кто-то), просто мне некогда этим заняться...»
Особенно остро переживают страх неудачи перфекционисты. Впрочем, само по себе стремление к совершенству — отнюдь не плохое качество и в разумных пределах ведет к аккуратности. Более того, те, чей перфекционизм выражается в стремлении преодолеть и победить, как правило, не бывают прокрастинаторами. Хуже тем, кто старается быть на высоте, чтобы сделать приятное кому-то другому (родителям, учителям, публике...). Еще один вариант этой же ситуации — когда человеку с детства внушили, что только тот заслуживает любви, уважения и признания, кто особенно умен или талантлив. Люди с такими убеждениями нередко затягивают решение своих проблем из-за подсознательного опасения: меня разлюбят и перестанут уважать, если то, что у меня получится, не будет отвечать требованиям совершенства или хотя бы установленной мною же ранее высокой планке.
Страх успеха. Обычно этот странный феномен начинается еще в школе, когда некоторые дети начинают учиться явно ниже своих способностей, чтобы их приняли в круг более «разгильдяистых» приятелей, дружбой и мнением которых они дорожат. Иногда ребенок учится не в полную силу из-за опасений типа: «начнут гонять на олимпиады...» или «переведут в спецкласс (спецшколу...), а я не хочу бросать друзей...». Для некоторых девочек сильным тормозом (причем не только в учебе, но и в других занятиях) являются стереотипы: «мужчины боятся и избегают умных женщин...», или «спорт — не женское дело, если только это не фигурное катание или гимнастика...», а то и «женщина, делающая карьеру, перестает быть женщиной...».
Сопротивление внешнему контролю. Прокрастинаторы такого типа взаимодействуют с реальностью «пассивно-агрессивным» способом. В глубине души они уверены, что их желания — закон, а любые требования к ним (со стороны родственников, учителей, начальников, сослуживцев и т.д.) вызывают, соответственно, протест и бунт. Нередко такое поведение является внешним выражением внутреннего недовольства своим положением и чувства обиды. На первый взгляд может показаться, что быть хозяином самому себе и делать только то, что считаешь нужным, — это доказательство сильной воли и независимости. Ловушка здесь в том, что можно всю свою жизнь потратить на эти доказательства, вместо того чтобы делать необходимые и полезные для себя вещи, что по сути своей такое же рабство.
Классификация «напряженных» прокрастинаторов уже не с мотивационной, а с поведенческой точки зрения дает такие подвиды: «Кризис-мейкеры» — ухитряются создать серьезную проблему даже из самой простой задачи. Любители острых ощущений — наслаждаются адреналиновой лихорадкой и находят извращенное удовлетворение, заканчивая проект в ночь перед сдачей. Жертвы ложных представлений — убеждены, что у них все лучше получается, если им приходится работать в условиях стресса. Живучесть этого мифа удивительна, поскольку и опыт, и здравый смысл говорят об обратном: качество работы, сделанной впопыхах, как правило, весьма невысокое. Мечтатели генерируют великие идеи, но терпеть не могут вдаваться в детали, а особенно, выполнять их.
Многостаночники отличаются тем, что составляют чересчур длинный список неотложных и важных дел. Медлительные. Характер их поведения полностью соответствует названию. Нередко это дети строгих и авторитарных родителей. С детства привыкнув к тому, что их действия постоянно подвергаются критике, они вырабатывают привычку откладывать выполнение заданий, т.е. их медлительность — это своеобразная форма протеста. Импульсивные. Несмотря на кажущуюся противоположность медлительности и импульсивности, обе эти личностные характеристики основаны на неумении выбирать правильные приоритеты и следовать им. В результате, например, вместо того чтобы сидеть и писать реферат, вы можете внезапно затеять генеральную уборку.
«Расслабленные» прокрастинаторы
Эта группа, пожалуй, наиболее широко представлена среди студентов. Если «напряженные» прокрастинаторы страдают от беспощадного внутреннего критика, то «расслабленные» затыкают рот своему внутреннему критику с помощью самообмана. Их прокрастинация — это форма бегства от неприятных переживаний, связанных с выполнением того, что они откладывают. Сначала они не делают это, потому что им скучно (или потому что им не нравится преподаватель, или потому что у них нет настроения...), а потом ищут оправдания или придумывают псевдорациональные объяснения своему поведению. Впрочем, не следует упрощать личностные проблемы «расслабленных» прокрастинаторов. В глубине их мотивов может быть стремление к удовлетворению важнейших эмоциональных потребностей — во внимании и одобрении со стороны сверстников, в любви, уверенности в себе... Такого рода «искания» могут сделать учебу как таковую просто невозможной.
Методы борьбы
Как видим, прокрастинация нередко бывает следствием глубоких внутренних причин — страхов, сомнений в себе, отвращения к делу, которым мы вынуждены заниматься... Отсюда вытекает и наиболее эффективная стратегия по ее преодолению: выявлять свои психологические проблемы с помощью честного и тщательного самоанализа, с чего, по сути, и начинается их решение. Иногда в этом деле не обойтись без помощи профессионального психолога или специальной литературы.
Впрочем, большинству из нас могут помочь и более простые меры. Так, для многих палочкой-выручалочкой оказывается планирование и составление списка необходимых дел на ближайший день (желательно, в порядке убывания их важности). При этом надо настроиться на то, что выполнение планов на 100% не всегда реально, и искренне радоваться каждой очередной «галочке», а не сетовать, если не все пункты оказались вычеркнутыми. И еще один секрет: планируйте не только дела, но и развлечения — это такая же важная составляющая жизни нормального человека, как и работа. Отличие между высокопроизводительными людьми успешными и неудачниками заключаются только в пропорциях и приоритетах.
Хорошо работает изменение своего отношения к делу. Не секрет, что даже у самых злостных прокрастинаторов есть занятия, где они проявляют чудеса организованности и прилежания. Кто-то, например, никогда не пропускает любимый сериал, кто-то внимательно следит за победами и поражениями любимой футбольной команды, а кто-то не может прожить и дня, чтобы не «отметиться» на любимом интернетовском форуме. С другой стороны, любое навязанное нам дело вызывает внутреннее сопротивление. Выход очевиден: давящее на нас «мне нужно» необходимо заменить на вдохновляющее «я хочу». И это не так уж трудно, если вспомнить, что по большому счету окончательный выбор всегда за нами (даже если этот выбор приведет нас к плачевным последствиям).
Еще один простой, но эффективный прием для конструктивной настройки нашего сознания — это использование правильных смысловых конструкций. Например, вместо «мне обязательно надо закончить...» лучше подумать: «когда бы мне начать...» или еще лучше: «какой маленький шаг к намеченной цели я могу сделать прямо сейчас...» — ведь если приступать к выполнению какого-то дела достаточое количество раз, то в конце концов оно будет закончено. Тем, кто ошарашен объемом и сложностью предстоящей работы, вместо «это просто невыполнимо», лучше подумать: «с чего бы начать...». А тем, кто испытывает страх неудачи, лучше заменить программирующее на поражение «у меня ничего не получится» на «мои шансы на успех будут определенно выше, если я...».
Перфекционистам следует позволить себе быть «простыми смертными» и вспомнить, что абсолютного совершенства в нашем мире просто не существует. Желательно, кроме того, осознать, что любое большое и совершенное дело осуществляется с помощью множества мелких и несовершенных шагов, каждый из которых приближает нас к желаемому совершенству. Не помешает и прямая настройка на успех — только ни в коем случае не «я должен сделать все в лучшем виде», а «все у меня получится как следует и вовремя».
Один из парадоксальных приемов — это составление расписания, в котором центральное место занимают не дела с перерывами на отдых, а отдых, перемежающийся с делами. Может помочь и работа в «режиме разделения времени». Этот термин, пришедший из программирования, означает, что вместо последовательного выполнения задач, когда нельзя приступить к началу следующей, пока не закончишь предыдущую, одновременно осуществляется выполнение нескольких разных задач — по частям. Отводите на это короткие временные блоки (от 5 до 30 минут) или намечайте сделать что-то конкретное и небольшое по объему. Хитрость заключается в том, что стоит только начать, и вполне возможно, что дело, к которому было страшно приступить, увлечет так, что не оторваться.
...Честно признаюсь: для написания этой статьи мне пришлось воспользоваться несколькими описанными в ней приемами. А начинала я ее писать примерно два года назад, когда Интернет не выдавал ни одного документа с ключевым словом «прокрастинация» (на сегодняшний день их уже сотни). Все-таки правы психологи: когда ее преодолеваешь, появляется здоровое ощущение контроля над ситуацией, уверенности в своих силах, повышается чувство душевного равновесия и внутренней свободы...