UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Не хватает тебя, папуль..."

Их отец погиб в Иловайском котле. Был санинструктором. Выходил именно в той колонне военнослужащих, которую коварно расстреляли боевики в путинском "гуманитарном коридоре". Год отец считался пропавшим без вести. Его похоронили как неизвестного солдата под Днепропетровском. И только недавно, благодаря экспертизе ДНК, опознали.

Автор: Оксана Онищенко

День был необыкновенный. На киевском вокзале встречали детей героев, возвращавшихся с отдыха в Польше. У кого-то из них отец погиб в АТО, у кого-то - воюет. Знакомые волонтеры предложили: "Хочешь, пойдем с нами? Детям будет приятно, если их будут встречать много людей".

Утром нас организовала волонтер группы "Дети Героев Украины" Таня Тарасевич - прямо на перроне железнодорожного вокзала раздала веселые желтые воздушные шарики. Взволнованная компания бросилась их надувать. Мамы виртуозно дули и при этом умудрялись разговаривать по телефону: "Сыночек, вы уже в Киеве? Если бы ты знал, как мы всех вас ждем". Мама говорит и вытирает слезы. Она вдова. На отдых в Польшу отправила своих близнецов. Могу только представить себе, как ей все это переживать, - и радостно, и больно (ведь оторвала от сердца, отпустила в чужие края самое дорогое). Знаю, что среди мам много вдов. Мне хочется сказать им что-то теплое. Какие-то слова поддержки, признательности. Не могу. Слова застревают в горле.

И вот, наконец, наш поезд. Изо всех сил машем шариками навстречу вагонам. Высматриваем - где тут наши? Будто горошины из стручка, наша детвора высыпается из своего вагона. Следом вытаскивают вещи. У кого-то даже нет чемоданов - пакеты "Ашан", завязанные узелком по сельской привычке торбы, сумки.

Первым выбегает из вагона мальчуган лет десяти. На перроне он увидел отца. Уткнулся носом в широкую грудь, по щекам - слезы. "Что? Что?" - ласково спрашивает мужчина. Отец вернулся из АТО перед самой поездкой в лагерь. Мальчик не успел нарадоваться и поверить в свое счастье. Детские кулачки крепко сжались на широкой отцовской груди - словно мальчуган боялся, что отец куда-то исчезнет. К ним подошла мама с маленькой сестричкой на руках. Обнялись крепко все вчетвером. Вот так и стояли посреди шума, закрыв глаза.

Объятия, радость, слезы. Мамы расхватали своих родненьких. Подтянулись младшие братья-сестрички. Поднимаются на цыпочки, чтобы дотянуться как можно выше и обнять.

Замечаю в толпе серьезного мальчика. Тащит тяжеленную сумку, воздушный шарик и баклажку воды на несколько литров. "Давай помогу?" - "Нет", - упрямо качает головой. Даже шарик не дал подержать - все сам. 14-летний мужичок. Серьезный. А улыбается очень искренне и по-детски. Немного похож на воробушка. Узнала, что его отец - из Небесной Сотни. Мальчик живет в Краматорске с бабушкой. Вечером волонтеры посадят его в поезд.

Среди детей много братьев и сестер, старшие присматривают за младшими, держатся друг за друга. Погиб отец, значит, старший брат - опора. Вот деловито выходит из вагона 12-летний Костя. Его еле видно за большим рюкзаком. За ним следом - девятилетняя сестричка Алина. "Ну, где ты? Говорил же тебе, всегда держись возле меня!" - строго и по-взрослому ругает сестру брат.

Их отец погиб в Иловайском котле. Был санинструктором. Выходил именно в той колонне военнослужащих, которую коварно расстреляли боевики в путинском "гуманитарном коридоре". Год отец считался пропавшим без вести. Его похоронили как неизвестного солдата под Днепропетровском. И только недавно, благодаря экспертизе ДНК, опознали.

Все это время о страшной беде, свалившейся на семью, знал только Костя. Именно ему, как старшему мужчине в доме, пришлось поддерживать маму. Алина считала отца живым. И только перед самой поездкой в польский лагерь узнала правду.

Когда отец шел на войну, то обещал, что обязательно вернется на Новый год и подарит Алине ноутбук. Она ждала. Поэтому к девочке просто не мог не придти Дед Мороз. Он принес обещанный отцом подарок. Сказочному дедушке помогли волонтеры группы "Дети Героев Украины". И именно они отправили девочку с братом на отдых.

Вот тащит сумку счастливый Олег. Говорит, что в лагере было просто супер! Его отвезут домой волонтеры. Дома Олега ждут мама и трехлетний братик Максимка. Отец ребят - летчик, заместитель командира вертолетной эскадрильи. Год назад под Славянском вражескими ПЗРК были сбиты два вертолета Ми-24. Погибли пять офицеров. Среди них и папа Олега и Максимки.

Максимка, дожидаясь отца из полетов, всегда стоял на подоконнике. Сквозь стекло смотрел на самолеты в небе и пытался рассмотреть в одном из них отца. Стоял до тех пор, пока отец не возвращался домой. Мальчик и сейчас не верит, что отца больше нет. Он до сих пор стоит у окна, высматривая самолеты...

Братья Максим и Ярослав ездили на польский курорт вдвоем. Очень дружные, но такие разные. Старший увлекается физикой, химией, опытами. Младший - пазлами и старинными замками и ключами. Но есть у них и общее увлечение - астрономия. К этой науке их приобщил отец. Он часто рассказывал сыновьям о звездах.

Отец ребят погиб во время обстрела опорного пункта под Горловкой. Посмертно награжден орденом "За мужество".

Еще перед поездкой в лагерь волонтеры подарили Максиму и Ярославу карты звездного неба и глобус. Но у братьев осталась мечта - подзорная труба, в которую можно было бы наблюдать за звездами. Дети даже не догадываются, что благодаря волонтерам и небезразличным людям совсем скоро эта мечта станет реальностью.

К маме, которая перед прибытием поезда говорила с сыном по телефону, подбегают двое ее близнецов - Данил и Богдан. Загорелые, веселые. Они заядлые футболисты, а в польском лагере были настоящие футбольные турниры и тренировки. Ребята с увлечением о них рассказывают. Жалуются, что проиграли полякам один матч. Кроме спорта, увлекаются техникой. Недавно волонтеры подарили им игрушечный дрон с видеокамерой.

Отец Данилы и Богдана - киборг. Погиб в Донецком аэропорту в январе, когда легендарная 80-я аэромобильная бригада прорывалась в аэропорт, чтобы забрать раненых.

Кого-то из детей не встречали родители. Их должны были привезти домой волонтеры. Я пригласила к себе двух сестричек из Кировоградщины - Настусю и Вику: "Поедете ко мне? Отдохнете, пообедаете, и я посажу вас на автобус домой". Переглянулись, подумали и согласились. Уже из машины позвонили маме: "Ты не волнуйся, одна тетенька везет нас к себе домой".

Все свободное время мы провели в делах. Сначала побежали на автостанцию за билетами, потом ко мне домой, потом снова на автостанцию. У нас было мало времени, но мы успели немного поговорить "за тарелкой борща". Говорили о том, как изменились люди, - еще несколько лет назад так не помогали друг другу. Не было такого острого ощущения, что мы - вместе. И, если хотим жить иначе, не надо ждать, когда кто-то за нас "сделает изменения". Каждый должен делать то, что он может. Для своей страны. Такие взрослые размышления. Вспоминали о лагере: "Вы не представляете, сколько сделали для нас поляки! Как нас встречали! Какую интересную программу подготовили!"

Папа девочек погиб. Я не решилась расспросить о нем, хотя знаю: на фронте он был водителем. Погиб во время выполнения боевой задачи. Только один раз зашла о нем речь. На вокзале, когда в кассе возникло недоразумение с документами, я зашла к старшему кассиру и объяснила ситуацию. К чести работников автостанции, они очень тепло отнеслись к детям, и все недоразумения быстро разрешились. Старшая девочка, Настуся, серьезно посмотрела на меня: "Что вы им сказали?" Я ответила: "Что твой отец - герой".

Дома их ждут мама, младшая сестренка-второклассница и девятимесячный братик. Соскучились. Посадила в автобус, поговорила с водителем - девочки хоть и взрослые (Настуся заканчивает профтехучилище), но помощь и присмотр не помешают. "Ну о чем вы говорите! Что мы - не люди?" - даже немного обиделся на меня водитель.

Как и договаривались, добравшись домой, девочки отчитались - все хорошо, доехали. Мы контактируем в соцсетях. Я обратила внимание - на страницах многих детей есть фотографии погибших родителей. А подписи под ними рвут душу: "Не хватает тебя, папуль...", "Самые лучшие родители!! Папуля, я тебя очень люблю, ты всегда со мной. Тебя не хватает..."

"Папуля, я тебя очень люблю... и буду помнить. Ты навсегда останешься в моем сердце... мой любимый папуля…", "Мiй Тато нiколи не помре. Вiн завжди зі мною"…

И родители, и волонтеры с признательностью вспоминали польский Воеводски фонд охраны окружающей среды. Именно он организовал отдых наших детей. Оказалось, что этот фонд - государственная структура при польском министерстве образования. Инициировал проект поляк украинского происхождения Петр Гаргай.

Прямо на вокзале волонтерская группа "Дети Героев Украины" раздавала детям подарки - новенькие школьные портфели со всем необходимым. Каждый мог выбрать тот, что ему по душе. В этих скромных подарках - любовь и забота многих людей. Спонсоры и небезразличные люди собрали деньги. Фирмы, продающие школьные принадлежности, сделали большие скидки. Волонтеры составили списки детей и укомплектовали их в соответствии с возрастом.

На память сфотографировались все вместе. "Слава Украине!" - воскликнул наш фотограф-волонтер. "Героям слава!" - мощным хором, в котором слились голоса взрослых и детей, ответила радостная компания.