UA / RU
Поддержать ZN.ua

Навеки вместе! А там посмотрим…

Под таким заголовком газета («ЗН» от 31.05.97) освещала постоянно откладываемый, но все-таки состоявшийся визит Бориса Ельцина в Киев...

Автор: Валерий Дружбинский

Под таким заголовком газета («ЗН» от 31.05.97) освещала постоянно откладываемый, но все-таки состоявшийся визит Бориса Ельцина в Киев. (За год до этого (25.05.96) премьер-министр РФ Черномырдин заявил нашему корреспонденту: «Готовность визита Бориса Ельцина в Киев высока как никогда».) Итак, До­говор о дружбе между Украиной и Россией был подписан. «Самое главное из того, что закреплено в договоре, — сказал в тот день Б.Ельцин, — это факт, что Украина и Россия — равноправны».

В договоре были замечательные положения о территориальной целостности (как тут не вспомнить Тузлу?), о неприменении друг к другу экономических санкций (газовые и торго­вые войны до сих пор сменяют друг друга), о демаркации и делимитации границ (все на мертвой точке)… Сейчас срок действия договора автоматически продлевается до 2017 года, поскольку ни одна сторона не хочет его денонсировать. Но и страстного желания дружить не наблюдается.

Отношения двух независимых государств — Украины и России — были всегда сложными, да и не могли быть иными. «Москва, кажется, уже устала ждать, когда же Киев сделает то, что было обещано, когда же заиграет марш Мендельсона, наступит брачная ночь и утром после приятного времяпре­провождения можно будет понежиться в постели, слушая, как Украина на кухне жарит яичницу на сале и наливает пЫво. Но вместо сладостных грез оказалось, что невеста смотрит в другую сторону, на других женихов, уже сложив себе цену» («ЗН» от 26.11.94).

Приведу отрывок из другой статьи. «Отделение Украины, ее независимость особенно поразили того собирательного российского политика, который по-настоящему никогда не вникал в украинскую тематику. Почти как если бы отделилась и стала самостоятельной Курская область или Белгородская. Дескать, региональные проблемы имеются везде, но это еще не повод отделяться. Украинцы всегда находились на периферии сознания россиянина в образе этакой симпатичной сельской родни. Уместен, конечно, вопрос: где же хваленая отзывчивость русского человека на чужие беды? Откуда такое высокомерие? Думаю, высокомерия тут нет, есть просто невежество. Из невежества, из непонимания друг друга и произрастают все нынешние разногласия между Россией и Украиной» («ЗН» от 16.03.96).

Недруги украинской независимости были хорошо известны еще тогда, много лет назад. Газета писала: «Напряженность между Киевом и Москвой связана не столько с российско-украинскими отношениями, сколько с личными амбициями тех московских политиков, которые посвятили «завоеванию Украины» последние месяцы, и сейчас вынуждены признать, что все расчеты были бессмысленны. Не получилось! Но Константин Затулин все равно грозит украинскому президенту Страшным судом…» («ЗН» от 25.03.95).

А вот под заголовком «Мэр Москвы болеет Севастополем» заметка: «Ю.Лужков, по его заявлению, «уже постарался убедить президента Ельцина и премьер-министра Черномырдина, что в договоре о дружбе и сотрудничестве с Украиной не должно быть записи об аренде Севастополя, так как это фактически приведет к признанию его не русским, а украинским городом» («ЗН» от 23.11.96).

А в номере от 21.09.96-го — заголовок «Мог ли Леонид Крав­чук поднять чемодан весом в 140 кг?». И текст: «Да, именно столько весит 30 млн. долларов США в купюрах самого большого достоинства, которые, как сообщила 18 сентября российская газета «Известия», Л.Кравчук вывез в Израиль в декабре 1995 года. Экс-президент Украины, депутат Л.Кравчук опроверг эти сообщения, заявив, что в последний раз был в Израиле в 1993 году еще в качестве президента Украины… Говоря о причинах появления такого материала, Крав­чук заявил: «Недруги нашей дер­жавы ничем не брезгуют, чтобы подорвать имидж Украины в глазах мирового сообщества».

Украина и Россия так и живут — между любовью и ненавистью. А ведь дружба — это не просто поиск путей для взаимного расположения друг к другу, это не элементарное поддержание хороших отношений, но самопожертвование. Готовы ли к этому ради друг друга два самых родных народа? Вопрос.

Ну разве можно, говоря об Украине и России, не затронуть газовую проблему? Как известно, если на политической кухне попахивает газом, то каши уже не сваришь. Вот строки из статьи «Ода в честь независимости отдельно взятой газовой трубы»: «Газовый голод», «перекрытая задвижка», «закрученный вентиль» — все эти атрибуты газового шан­тажа сегодня гражданами Украины воспринимаются не столь абстрактно, как землетрясение в Японии. Волей-неволей поутру бежишь на кухню и проверяешь конфорку газовой плиты — горит или не горит?.. Неза­висимость — она как свежесть, либо она есть, либо ее нет. И «мос­калі», в принципе, не виноваты, что у нас как всегда проблемы и нет денег для оплаты, а ведь «Газпром» намерен требовать 100% предоплаты» («ЗН» от 11.02.95).

И такой старый и такой новый заголовок: «Хоть газ не наш, но хранилища его должны оставаться украинскими» («ЗН» от 27.05.95).

Из интервью с первым вице-премьером В.Пинзеником: «В прошлом году мы задолжали России 1,5 млрд. долларов за газ — не считая штрафов. Сейчас у нас нет долгов перед Россией. И, судя по нашим экономическим данным, не будет. Я это заявляю твердо» («ЗН» от 12.08.95). Побе­регу газетную площадь и не стану приводить еще добрых два десятка подобных заверений наших должностных лиц о том, что у Украины уже нет долгов перед Россией, а «Газпром» — наш лучший друг, товарищ и брат.

Новость о том, что Украина, мол, ворует газ у России, оказывается, далеко не новость. «Глава РАО «Газпром» Рем Вяхирев заявил, что Киев незаконно забирает часть российского газа, проходящего транзитом через Украину, для его последующего экспорта» («ЗН» от 15.06.97).

Опять же, ничто не ново под луной: «Депутаты Донецкого гор­совета намерены добиваться придания русскому языку статуса «рабочего». Их призыв поддержан в Симферополе, Одессе и Макеевке» («ЗН» от 14.01.95).

Замечательно сказал Леонид Кравчук в интервью газете: «В отношениях с северным соседом следует проводить такую политику, которая бы не давала ему оснований для угроз. С Россией нужно работать разумно, взвешенно, идти на гибкие шаги, обходить умело завалы и спокойно относиться к российскому демократу, демократия которого заканчивается там, где звучат слова «независимая Украина» («ЗН» от 3.06.95).

Но мы тоже не лыком шиты. Недавно, к примеру, уже в этом, 2009-м, наш президент решил перенести День защитника Отечества с 23 февраля на 29 января — День героев Крут. Именно 29.01.1918 года юные защитники УНР были разбиты наступавшей Красной Армией. Конечно же, праздновать поражение нелепо. Но чего не сделаешь в пику россиянам!

Нет, не хочется заканчивать на такой ноте. Помню, в одном очерке («ЗН» от 24.10.98) меня поразила наблюдательность автора, увидевшего глубинную схожесть жизни негритянской деревни и полтавского села. Откуда это общее? Что в людях остается единого при разнице культур, социального устройства, образования, национальности? Оказывается, общее для всех людей качество — здравый смысл.

Здравый смысл — это то, что позволяет всегда здороваться с соседом и не ждать, чтобы он поздоровался первым. Это стремление сглаживать углы и не искать соломинку в чужом глазу.

Здравый смысл — это умение радоваться жизни, какой бы трудной она ни была. Без этого умения Робинзон на необитаемом острове погиб бы в первый же день от одного только ужаса и тоски.

Здравый смысл — это то, что заставляет дружить со всеми вокруг или для начала обязательно искать с ними общий язык. Чтобы не оказаться Робинзоном, живущим в оглушительном одиночестве на необитаемом острове.