Так уж совпало, что в день, когда главные должностные лица, курирующие туристическую отрасль, пытались определить ее неотложные проблемы на «Тарасових шляхах», туризмоведы за круглым столом совещались, как на службу внутреннему туризму поставить науку. И не случайно собрались для этого именно на географическом факультете Киевского национального университета. Ведь еще в начале 1990-х годов именно новосозданной на этом факультете кафедре страноведения и туризма вместе с 26 научными учреждениями поручили разработку первой концепции развития туризма в Украине.
Несмотря на все реорганизации, законодательные изъяны и отсутствие государственного внимания, туризм стал привлекательным направлением, о чем свидетельствовал рост количества вузов туристического профиля. Конечно, самые известные и авторитетные из них просто не могли оставаться в стороне от научных исследований — студентов нужно учить. Парадокс: в Украине еще нет ни развитой туристической инфраструктуры, ни четкого понимания, как пополнять украинскую казну деньгами от туризма, ни даже полного реестра рекреационных территорий и туристических объектов, но идет становление науки туризмологии, ощутимо увеличиваются конкурсы в специализированные вузы, многие студенты интересуются научной работой, начинают ее в вузе и продолжают или намерены продолжать по месту работы на туристическом поприще. По мнению проректора по научной работе Киевского университета туризма, экономики и права Виктора Пазенка, наука начинает работать там, где возникают массовые явления. Украина сейчас модернизируется вдогонку, однако благодаря тому, что мы не консервативны, можем совершить определенный прорыв в создании теории туризма — даже там, где наша эмпирическая база еще недостаточно содержательна.
В конце концов туризмологам надоело вариться в собственном соку, тем более что темы их диссертаций чаще всего именно прикладного характера и содержат конструктивные рекомендации. Они заговорили об объединении усилий, едином координационном центре, четком понимании неотложных сегодняшних задач и определении приоритетов.
Очередная реорганизация туристического ведомства и объединение его с культурой ясности не принесли. Тем более что туризм многолик и, кроме культурной составляющей, включает экономическую, географическую, правовую и т.д. Показательно, что присутствующих на круглом столе сотрудников ведущих киевских туристических вузов к созданию новой концепции развития туризма пока не привлекли.
Всемирная туристическая организация определила оптимальную пропорцию: на одного въездного туриста — один выездной и четыре своих, внутренних. Что могут сделать ученые для развития внутреннего и въездного туризма? Прежде всего, помочь принять грамотные управленческие решения на государственном, региональном и местном уровнях и действенное участие в усовершенствовании законодательной и нормативно-правовой базы туризма. Во-вторых, обеспечить качественную, по новейшим программам, с учетом лучшего отечественного и зарубежного опыта, подготовку будущих туристических менеджеров, экскурсоводов-краеведов, специалистов по гостеприимству. В-третьих, помочь провести инвентаризацию и экономически оценить рекреационные территории и туристические объекты, проанализировать инвестиционный климат, разработать региональные программы и концепции развития рекреационно-туристических комплексов. В-четвертых, собственно и формировать туристскую культуру, нести ее в массы и создать мощное информационное туристическое поле — разработать общедоступную базу данных, картографические и справочные материалы и т.д. Неужели мало?..
Кстати, когда Всесоюзный совет по туризму ВЦСПС обратился на географический факультет Киевского государственного университета с предложением начать подготовку туристических кадров, имелся в виду именно внутренний туризм. Первые выпускники в 1976 году получили назначение в Карпаты, работали методистами, экскурсоводами...
Сегодня профессия туристического менеджера популярна — ее можно освоить в более чем 130 вузах. Дабы повысить престиж туристического образования, около 70 из них для обмена научно-методическим опытом создали ассоциацию. Из них более полусотни — учебные заведения IV уровня аккредитации. Поэтому, как отметил вице-президент ассоциации, заведующий кафедрой страноведения и туризма географического факультета КНУ, профессор Борис Яценко, пришло время собирать камни — повышать качество обучения. Мировой опыт свидетельствует: это возможно там, где наравне с учебно-методической ведется серьезная научная работа. Для этого, по распоряжению Минобразования, будет серьезно изучаться соответствие вузов туристического направления стандартам.
Серьезная подготовка настраивает на серьезную работу. Развитие внутреннего и въездного туризма стало бы залогом создания и рабочих мест, и... эмпирического материала для будущих исследований. Но пока, как в старом анекдоте, о туризме, как о погоде, спорте и воспитании детей, со «знанием дела» будет говорить каждый, порядка не будет. Горький опыт заведующей кафедрой физической и экономической географии Днепропетровского национального университета, профессора Любови Зеленской, разработавшей и представившей уже три программы развития внутреннего туризма в области, — яркий тому пример. И как объяснять студентам важность и нужность исследовательской работы, видя равнодушие тех, кто в этой работе должен быть заинтересован прежде всего? Скажем, разрабатывается в учебной туристической фирме карта «Иностранцы в Днепропетровской области», ее публикуют, просят в самом престижном отеле просто выложить в качестве информативного материала — вдруг кто из гостей города заинтересуется, — и в ответ слышат отказ. Могли бы студенты под руководством преподавателей работать и над туристическим атласом, и над рекомендациями по использованию туристических ресурсов региона. Но увы...
Ученые уверены: было бы неплохо при Министерстве культуры и туризма создать так называемый мозговой центр, собрав под его эгидой специалистов украинских и не только. А пока что они отослали обращение и меморандум в Министерство культуры и туризма и соответствующие комитеты ВР — по науке и образованию, а также по молодежной политике, физкультуре, спорту и туризму — органы, которые должны быть заинтересованы в развитии внутреннего туризма. И уж в который раз надеются, что их все же услышат. Хотя наиболее оптимистичной представляется отдаленная перспектива, когда до ранга министра дорастет кто-то из нынешних студентов — подготовленных и обученных по новейшим методикам, с заложенным правильным мировоззренческим отношением к туризму. Что же, подождем?..