UA / RU
Поддержать ZN.ua

Национальная память на «черной доске»

25 ноября в Украине отмечается День памяти жертв голодоморов и политических репрессий. 12 октября в этой связи был издан указ президента Украины, где находим до боли знакомые канцеляризмы — «ускорить», «предусмотреть», «применить», «активизировать», «изучить», «обеспечить широкое освещение в СМИ», «создать организационный комитет...». В составе комитета, который возглавляют сопредседатели, — первый заместитель главы секретариата президента Украины Иван Васюник и вице-премьер-министр по гуманитарным вопросам Дмитрий Табачник, 24 (!) уважаемых чиновника. Среди них — председатель Госкомархива Ольга Гинзбург, занявшая эту должность «по квоте» КПУ, целый ряд министров... Но нет ни одного ученого-историка, как и Игоря Юхновского — председателя Украинского института национальной памяти. Просто «забыли» внести в список?

Автор: Сергей Махун

25 ноября в Украине отмечается День памяти жертв голодоморов и политических репрессий. 12 октября в этой связи был издан указ президента Украины, где находим до боли знакомые канцеляризмы - «ускорить», «предусмотреть», «применить», «активизировать», «изучить», «обеспечить широкое освещение в СМИ», «создать организационный комитет...». В составе комитета, который возглавляют сопредседатели, - первый заместитель главы секретариата президента Украины Иван Васюник и вице-премьер-министр по гуманитарным вопросам Дмитрий Табачник, 24 (!) уважаемых чиновника. Среди них - председатель Госкомархива Ольга Гинзбург, занявшая эту должность «по квоте» КПУ, целый ряд министров... Но нет ни одного ученого-историка, как и Игоря Юхновского - председателя Украинского института национальной памяти. Просто «забыли» внести в список?

Именно Институт национальной памяти прежде всего и призван заниматься комплексом проблем, отмеченных в указе президента. И продолжает это делать, несмотря на идеологическое сопротивление, а также финансовую удавку, наброшенную экономическим блоком «антикризисной коалиции»; несмотря на игнорирование исполнительной властью указа президента Украины, в котором создание Института национальной памяти было задекларировано еще в июле 2005 года. «ЗН» обратилось к ветерану Второй мировой войны, академику Игорю Рафаиловичу Юхновскому с просьбой представить свое видение роли этого уважаемого института в обществе.

- Лина Васильевна Костенко в ходе лекции в НаУКМА еще в 1999 году сказала, что «за Украиной тянется шлейф исторических предубеждений, не опровергнутых нами до сих пор». И мы предстаем в мире «в аберрациях чужих отражений». Именно чтобы избавиться от этих предубеждений, и создавался Институт национальной памяти. К сожалению, украинцы и сегодня разделены политически, идейно и культурно. Как же нам выйти из этой ситуации?

- Коснусь только нескольких наболевших вопросов, связанных с историей Украины XX века. Я хочу сказать о геноциде голодом 1932-1933 годов, который часто отрицают, в том числе и в России. Имел место именно голодомор-геноцид - создание с помощью постановлений власти умышленных, искусственных обстоятельств, которые повлекли, и не могли не повлечь, массовое вымирание людей. Институт национальной памяти разработал закон о признании Голодомора 1932-33 годов актом геноцида против украинского народа (представлен президентом на рассмотрение Верховной Рады - С.М.).

Первым шагом Кремля было постановление ЦК ВКП (б), запрещавшее выезд украинских крестьян в другие республики. Как можно крестьянам запретить, а горожанам не запретить? Все просто - у крестьян не было паспортов. Второй шаг: в 1932 году ЦК ВКП (б) настаивает на создании так называемых черных досок. В постановлении называют пять сел, относительно которых нужно установить режим «черных досок», что означает: изоляцию сел; вывоз из них всех средств для существования, даже одежды; запрещение что-либо в эти населенные пункты ввозить; наложение на села всех срочных обязательств относительно выплаты всех кредитов; запрет их кредитования или любой помощи.

- Фактически режим «черной доски» создавал резервацию, в которой люди должны были умирать?

- 6 декабря 1932 года постановлением ЦК КП(б)У и Совнаркома УССР «О занесении на «черную доску» сел, злостно саботирующих хлебозаготовки» и постановлениями парторганов областей список был расширен. 82 района стали режимными! У нас есть документы, составленные самими органами ОГПУ, где указано, сколько людей в селе голодает, сколько опухло от голода, сколько умерло.

Этот процесс сопровождался фарисейством, напоминающим фарисейство нацистов. В Кременце, где находилось гетто, была еврейская полиция, собственно управление. Само гетто было изолировано, но евреи могли «контактировать» с внешним миром - покупали за золото вещи и продовольствие. Такой же режим в 1932- 1933 годах был введен и в Украине. Районы, занесенные на «черную доску», могли «контактировать» также за счет золота. Зерно из Украины вывозили вовсю, но миру оно не было нужно - урожаи были нормальными. Советский Союз расплачивался за индустриализацию золотом. У меня есть списки, сколько тонн золотая республика сдала в 1932 и 1933 годах. Обручальные кольца, серьги, ожерелья, семейные, свадебные драгоценности...

- Мы должны научиться говорить правду о прошлом не только гражданам, но и властям. Недавно Дмитрий Табачник сказал, что «Голодомор - это преступление тоталитарной системы против народов Украины, Казахстана и других мест, где люди голодали». Эти слова повторяют инвективы сегодняшних хозяев Кремля. Именно путинская власть (являющаяся правопреемницей СССР) продолжает тормозить процесс признания в мире украинского Голодомора геноцидом. Уже десять стран (США, Канада, Австралия, Аргентина, Эстония, Италия, Венгрия, Литва, Польша и Грузия) признали Голодомор на законодательном уровне, а Украина - еще нет.

- Признание геноцида является важным для всего народа, не только для этнических украинцев, но и для русских, евреев, поляков, немцев, болгар, молдаван... Однако украинская нация пострадала больше всех. Это все-таки признание целенаправленных, организованных действий преступных властей против нации.

Я убежден, что Институт национальной памяти должен изложить все эти факты, ознакомить общественность с «героями» тех времен - Кагановичем, Хатаевичем, Молотовым, Постышевым, Балицким. Все должны осознать, что такой ужас больше не должен повториться. Говорят о взаимном прощении... Но что, я должен обвинять кого-то, кто попал под влияние абсолютно идиотической идеологии коммунизма Маркса и Ленина, а позднее развитой Сталиным? Идея мессианства всегда приводила к трагедии.

Мы должны понять, что украинская нация сполна заплатила за свою независимость, что наше государство является результатом государственного самоопределения нации и что эта нация - ядро Украинского государства.

- Сегодня довольно большой процент наших граждан («элита» - не исключение) не признают независимости Украины. Можно ли представить подобное, например, в Польше? Юзеф Пилсудский сошел с поезда «социализм» на станции «независимость». Поляки, независимо от взглядов, защищали свое государство в 1920 году от большевистского нашествия. В Петрограде две недели хозяйничают большевики, а Центральная Рада в III Универсале пытается строить независимую Украину «в федеративной связи с Российской республикой»...

- И не стоит удивляться - в наше время переход от Советского Союза к независимости был очень трудным. В Верховной Раде абсолютное большинство составляли коммунисты. Но ведь они проголосовали в 1991 году за независимость. Ход исторических событий был столь стремительным, что требовал от людей очень резкого изменения психологии.

- А как относительно психологии наших сегодняшних властьимущих? Как вы сотрудничаете с госпожой Гинзбург, с гуманитарным вице-премьером господином Табачником?..

- Мы, согласно постановлению правительства, являемся центральным органом исполнительной власти со специальным статусом. И в соответствии с Бюджетным кодексом этот орган должен быть главным распорядителем бюджетных средств. Однако Министерство финансов и Кабинет министров финансово подчинили Институт национальной памяти Госкомархиву и сделали его ответственным исполнителем бюджетных програм Госкомархива. Когда назначили новое правительство Виктора Януковича и вице-премьером по гуманитарным вопросам стал Дмитрий Табачник, в культурной сфере произошли странные назначения. Я против госпожи Ольги Гинзбург лично ничего не имею, она очень инициативная. Но назначение ее председателем Государственного комитета архивов было неожиданным и абсолютно нелогичным. Ведь кроме «выбивания» денег есть еще и вопрос научного руководства, наконец, профессионального образования.

Дмитрий Табачник очень хорошо говорил со мной при встрече. Когда же речь зашла о знаменательных страницах истории украинского народа, в частности известных именах в различных областях производства, культуры, он начал говорить о лауреатах Нобелевской премии, родившихся в Украине и живущих в США. И о том, что Голда Меир была прекрасным премьер-министром Израиля, а ведь родилась в Киеве. Мы этим должны гордиться, говорить об этом, - я абсолютно с этим согласен... Последующие действия господина Табачника сложно понять. Когда он представлял госпожу Гинзбург, заговорили о проблемах нашего института. Действительно, нам нужны архивы, которые сейчас находятся в ведении СБУ, Минобороны, МВД, Госкомстата. Эти бумаги и архивы мы не заберем себе навечно, но сделаем так, как в Литве. Там аналогичный институт взял нужные ему архивы на три года, сделал электронные копии документов и вернул их. К копиям будет организован соответствующий доступ, скажем, с помощью электронных средств по обычным заказам.

При формировании бюджета на 2007 год мы подали заявку на 15 млн. грн. для организации института и выполнения соответствующих программ (их будет шесть, мы подготовили их содержание, привлекаем для выполнения различные институты). Ведь у нас ничего нет - даже карандаша, не то что компьютера, у нас нет помещения, мы не можем сделать ремонт. Нам пообещали 5,8 млн.грн., но урезали финансирование до двух миллионов гривен. Надеемся, что во втором чтении бюджета обещанная цифра - 5,8 млн. грн. - будет возвращена. Это напоминает политику голодомора! В 20-30-е годы нация восстает, протестует. Кто протестует? Село. Почему? Потому что оно украинское. Если уничтожают село, уничтожают ядро украинской нации. Должен сказать, что каждое из тех восстаний проходило под лозунгом «Хай живе незалежна Україна!» Что должен сделать Институт национальной памяти? Воскресить в памяти всего народа ту жертву, которую он принес на алтарь независимости, консолидировать нацию от востока до запада. Институт намерен исследовать историю этих восстаний. Что можно сделать с институтом? Не дать ему средств для существования. Тогда забирали продукты, а сегодня - деньги. Это циничное повторение аналогичной политики. Я сам во власти и потому не могу критиковать премьер-министра и вице-премьера как непосредственных руководителей. Но я могу критиковать господина Табачника, поскольку считаю, что он мыслит неверно.

- Весьма часто приходится слышать, что «независимость упала нам с неба». Как убедить людей, что эта мысль - ошибочна?

- Есть непрерывность процесса. Вспомните десятки тысяч восстаний, проходивших в Восточной и Центральной Украине против советской власти. А когда была присоединена Западная Украина, то же повторилось и там. Борьба УПА - один из эпизодов великой истории украинского народа в борьбе за независимость. Почему это важно? После таких фактов никто не скажет, что независимость «упала нам с неба». Вся Украина боролась за нее. Следовательно, обнародовав эти факты, мы консолидируем Украину. И для этого нам нужно совсем немного - деньги, помещение. И содействие.

Исторический и архивный материал зачастую трактует украинскую нацию как нацию преступников. Большинство архивных документов, касающихся Украины, содержат определения «бандиты» или «бандформирования», «контрреволюция», «кулаки», «коллаборанты» и т. д. Современный историк живет во всем этом ужасном «винегрете». И у него возникает определенная психологическая деструкция. Историк такого типа может найти общий язык с собеседником любой политической направленности. А мы ведь строим независимое государство, объединяем нацию, и эта нация должна знать правду. Поэтому прежде всего украинский историк должен быть патриотом Украины.

P.S. В понедельник МИД РФ назвал Голодомор 1932-1933 гг. «так называемым». Кремль настаивает на том, что «при всем трагизме тогдашних событий нет оснований определять случившееся как геноцид по этническому признаку». МИД Украины спрашивает Москву: «Как понимать кавычки, в которые взяты слова «Голодомор» и «геноцид»?» Признавая, что голод 1932-1933 гг. распространился также на Казахстан и Поволжье, сложно отрицать тот факт, что только в Украине и на Кубани (где жили в основном украинцы) сталинские власти прибегли к заградительным операциям силами войск и милиции, чтобы не дать возможности крестьянам спастись от голода.