«Изюминка» матезалковского железнодорожного вокзала |
Закарпатцы гордятся своим геополитическим положением. Еще бы — от областного центра Ужгорода до Киева 788 км, в то время как до Будапешта — 360, Братиславы — 545! Да и до других европейских столиц не так уж далеко. И какая еще область может похвастать, что граничит сразу с четырьмя государствами, три из которых уже в ЕС, а четвертое скоро там будет?..
Круто, кабы не одно «но». Спросите обычного закарпатца, а побывал ли он хоть раз в жизни в каждой из соседних стран? Таких найдется не так уж много. Не принято здесь вояжировать по заграницам. Другое дело — с целью заработать. В середине 90-х поездки со своим товаром туда, и с заграничным — обратно были делом привычным. Сегодня ездят на заработки: в Венгрию, Словакию, меньше в Польшу, практически никогда в Румынию. А чтоб просто так, на страну посмотреть — это редкость...
Мне представилась возможность побывать в Румынии по приглашению коллег по научной работе. Расскажу о впечатлениях, не столько даже от страны, сколько от самого путешествия. Так сложилось, что мою поездку в Румынию можно условно разделить на ряд неприятных сюрпризов (в своей стране) и приятных неожиданностей (в гостях). Первым неприятным сюрпризом стало отсутствие в Закарпатье румынского консульства. В Ужгороде, практически граничащем со Словакией, существует словацкое консульство. В Берегово, соседствующем с Венгрией, есть консульство Венгрии (а еще одно — опять-таки в Ужгороде). Мне показалось логичным, что в Тячево должно быть консульство румынское. И район приграничный, и наибольшая румынская община области проживает именно в этом районе. Увы, никакого консульства ни в Тячеве, ни в ином закарпатском городе не оказалось.
Думал махнуть в Киев, но узнал, что западный регион Украины обслуживает консульство в Черновцах. Туда-то и пришлось ехать, уже готовым ко второму неприятному сюрпризу — виза в Румынию, в отличие от Венгрии и Польши, платная — 35 долл. Правда, для некоторых украинских граждан есть серьезная скидка. Живущим в приграничных районах (в Закарпатье их целых четыре — Виноградовский, Хустский, Тячевский и Раховский) за визу надо платить всего 10 у.е.
Еще один неприятный момент — ждать визу нужно довольно долго. Здесь мне и моему коллеге, тоже ехавшему в румынский город Клуж-Напока, повезло — приглашающая сторона прислала в консульство факс, где убедительно попросила посодействовать нам в быстром получении виз. И мы их получили за один день, официально переплатив за срочность шесть долларов. А простым согражданам, желающим съездить в Румынию (пообщавшись в очереди возле консульства, выяснил, что процентов на 90 — это этнические румыны, желающие навестить родственников), приходится ждать по две недели, а то и дольше. Неудивительно, что просто так, туристом, туда почти никто не ездит!..
Последний неприятный сюрприз ждал нас дома. Оказалось, между Закарпатьем и Румынией нет никакого транспортного сообщения (это при том, что граничат с этой страной четыре из 13 районов и есть несколько пограничных переходов)! Автобусы ходят во многие европейские страны, но не в Румынию. То же и с поездами. Ходил в конце 1990-х через область пассажирский поезд Констанца—Бухарест—Дяково—Чоп—Кошице—Краков, да больше не ходит. Ехать через Черновцы было бы слишком долго, пришлось выбирать путь через Венгрию. В которую тоже нужны визы. Но хоть это не проблема — в береговском консульстве годовую венгерскую визу можно получить за несколько дней и бесплатно.
Зато после пересечения границы начались приятные сюрпризы (хотя этот факт, скорее, можно считать везением). Первым стал... паровоз. В ближайшем к румынской границе венгерском городке Матезалка красивый черный паровоз стоял на отрезках рельсов напротив железнодорожного вокзала. Забегая вперед, скажу — очевидно, паровоз стоит на каждой венгерской железнодорожной станции. Ведь не может быть случайностью тот факт, что на трех станциях, где мы останавливались за все время нашего путешествия, стояли паровозы? Кстати, хороший пример для украинских железнодорожников. Наверняка «на запасных путях» нашей большой страны ржавеют сотни, если не тысячи отслуживших свое машин. Разве не здорово было бы поставить такую на каждой станции — и те приобрели бы свою «изюминку»?..
Очередным сюрпризом стало румынское время: оказалось, оно совпадает с нашим. Мелочь, а приятно. А вот зарплата у румын повыше нашей: минимальная — долларов 100, средняя — около 300, хорошая — 500 и больше.
Самым большим сюрпризом оказался сам город Клуж-Напока, куда мы следовали. В атласе мира и даже на подробной карте он представлялся провинциальным городишком. Во время же экскурсии узнали: этот довольно большой (свыше 300 тыс. жителей) город — бывшая столица княжества Трансильвания. Не люблю банальности, поэтому решил ни разу за всю поездку не упоминать графа Дракулу — думаю, трансильванцам (а окружали нас именно такие — и венгры, и румыны) не очень приятно, что их край ассоциируют исключительно с легендарным кровопийцей. Поэтому в древней княжеской столице отмечу две удивившие меня вещи.
Первая — дом, в котором в XV веке жил Матвей (Матвиус) Корвин, закарпатцам больше знакомый как венгерский король Матяш. Не ожидал я увидеть его довольно скромное родовое жилище совсем не в Венгрии. Вторая диковинка — памятник волчице, выкармливающей Ромула и Рема. Мне не довелось побывать в Италии, но увидеть символ Рима посчастливилось — в Клуж-Напоке. Историю памятника выяснить не удалось, но суть понятна — румыны считают себя наследниками римлян и очень этим гордятся.
Город показался нам довольно чистым. Городские дороги похожи на наши, а вот трассы хорошие. Поражает обилие национальных флагов, я даже поинтересовался, не праздник ли какой? Но нет — просто так принято. Кроме того, много вывешенных флагов НАТО и Европейского Союза. В ЕС Румыния собирается вступить через год.
Во время обратной поездки мы могли вдоволь насмотреться из окна вагона на виды Трансильвании — с нависающими над нами горами и множественными (правда, короткими) тоннелями. Мне как любителю путешествий в горы очень захотелось попасть в Румынию в качестве туриста — с рюкзаком, палаткой… И, возможно, даже покорить самую высокую гору Румынских Карпат — Молодовяну (2544 м). Но, увы, вызов, визы, обязательные ежедневные 100 у.е. на проживание: деньги просят показать на границе при проверке паспорта… Для «дикого» туризма это слишком обременительно. По крайней мере, для нас.
В Черновцах (куда поехал за визой), только выйдя из вокзала, увидел группу молодых людей с рюкзаками и прочими атрибутами туристского быта. «Куда едете?» — поинтересовался, и получил ответ: «В Румынию». — «А откуда сами?». — «Из Польши», — сказал один из туристов... Поляки путешествуют и украинскими Карпатами, и словацкими, и румынскими, не топчась у ворот консульств и посольств. Не подсчитывая, во сколько обойдутся визы. Не унижаясь, доказывая, что просто хотят посмотреть страну и не собираются оставаться в ней, чтобы нелегально подзаработать…
Мысль об этом не покидала меня ни во время путешествия в Румынию, ни по возвращении. Доживем ли мы до тех дней, когда достаточно будет предъявить на границе паспорт, в крайнем случае «проштамповаться», и услышать на иностранном языке «Добро пожаловать!»? Когда этому не будет предшествовать долгая и неприятная процедура получения виз и пограничник не станет считать наличность в твоем кошельке, чтобы убедиться — ты не станешь в его стране работать «налево», красть или просить убежища?..
Когда желание посмотреть Прагу, Краков или Бухарест будет только вопросом свободного времени, тогда можно будет говорить об истинной интеграции в Европу. А до тех пор все слова об этой интеграции будут только словами.