Девятого мая исполнилось 140 лет со дня рождения выдающегося украинского ученого Владимира Гнатюка! Широта его научных интересов - этнография, фольклористика, языкознание, литературоведение, искусствоведение, переводческая деятельность - поражала современников и не переставала интересовать следующие поколения. Ученый секретарь Научного общества имени Т.Шевченко во Львове, член Чешского научного общества, Пражской, Венской и Всеукраинской академий наук...
Закончив Бучачскую и Станиславскую гимназии, Владимир Гнатюк поступил на философский факультет Львовского университета. Но от этнографических увлечений не отказался. Уверенности студенту прибавил москвофильский журнал «Новый галичанин», опубликовавший семь образцов народного творчества по его записям.
Во время обучения в университете Владимир Гнатюк стал дружить со своим духовным наставником Иваном Франко. Сначала в редактированном им журнале «Житє і слово» ведет обзоры. А когда уволенный с работы в редакции газеты «Кур’єр Львовскі» Иван Франко оказался в затруднительном материальном положении, его младший побратим, как глава студенческого общества «Академічна громада», активно взялся за организацию юбилея - 25-летия писательской деятельности Каменяра. Он выпал на октябрь 1898 года. За счет выпущенной лотереи управа общества приобрела сборник стихотворений «Мій Ізмарагд» и таким способом выплатила Франко гонорар. Кроме того, оргкомитет юбилея, возглавляемый Владимиром Гнатюком, издал работу Михаила Павлика со списком произведений И.Франко, альманах, а также сборник музыкальных произведений на его слова под названием «Зів’яле листя». Выдающийся писатель этой дружбой дорожил, что подтверждает малоизвестная деталь из биографии Ивана Франко. Он один-единственный раз в жизни был кумом - именно на крестинах сына Гнатюка Стефана (к сожалению, мальчик умер в шестимесячном возрасте), а кумой была жена Михаила Грушевского Мария.
Гнатюк откликнулся на призыв Михаила Драгоманова, адресованный интеллигенции Галичины, - подать руку помощи братьям-украинцам из Венгерской Руси, которые в условиях чужеземного порабощения обречены на вымирание. Ученый-этнограф и фольклорист с 1895-го по 1903 год принял участие в шести научных экспедициях по Закарпатской Украине, Восточной Словакии, Южной Венгрии. В результате поисков вышло шесть томов этнографических материалов, издан ряд работ о жизни лемков за Карпатами и югославских русинах. Известный ученый Филарет Колесса так оценил значимость этих исследований: «Ими В.Гнатюк, можно сказать, открыл Закарпатскую Украину для украинского гражданства и украинской нации».
Великий галичанин и украинец Владимир Гнатюк не избегал болезненных проблем общественно-культурной жизни своего народа. Вслед за писателем Борисом Гринченко он ищет ответ на вопрос - каково в действительности состояние украинского школьного образования и что означает так называемая народная школа. И делает вывод, что в Украине не только нет украинских школ, но даже в тех, которые есть, «все как огня боятся украинской книги». Как патриот В.Гнатюк не мог пассивно наблюдать переписывание украинской истории. «В учебниках, утвержденных оккупационным режимом, - говорит ученый, - детям чужд не только язык, но и сам дух, содержание». Это мнение словно высказано сегодня - как реакция на написание общего украинско-российского учебника для учителей истории, инициированного министром образования и науки Дмитрием Табачником.
За свою недолгую жизнь ученый собрал десять тысяч коломыек, помещенных в четыре тома, упорядочил и издал по два тома колядок, щедровок, басен, по одному - веснянок, рассказов об опришковском движении, похоронных обычаев и обрядов, других образцов народного творчества.
А вот - другой, еще лучший, результат. Будучи постоянным автором и какое-то время редактором «Літературно-наукового вісника», Владимир Гнатюк дал жизнь 30 томам этого журнала, опубликовал свыше 50 собственных научных разысканий и более 600 рецензий, обзоров, статей. Журнал пользовался популярностью не только в Галичине, но и на востоке Украины. Недаром ради нераспространения «вольнодумства» царская цензура в 1901 году запретила его ввоз на территорию Российской империи.
А в серии изданий Украинско-Русского издательского союза, где Владимир Гнатюк в течение 14 лет был главным редактором, до Первой мировой войны появились аж 323 книги. В них - лучшие образцы мировой и украинской литературы, работы по физике, астрономии, статистике, истории и другим наукам. Владимир Гнатюк сам издал произведения 150 украинских авторов, которые не могли быть изданы в Большой Украине: там до революции 1905 года действовали Валуевский и Эмский указы о запрете ввоза и издания книг на украинском языке. Ученый отредактировал 40 томов Этнографического сборника, превратив его в самый важный фольклорно-этнографический орган в тогдашней Украине. Поразительно - половину выпусков составляли его собственные работы!
Страдая от множества болезней - радикулита, бронхиальной астмы, туберкулеза легких, Владимир Гнатюк не опускал рук до последних минут жизни, оборвавшейся шестого октября 1926 года. Он выполнял обязанности ученого секретаря Научного общества имени Т.Шевченко во Львове. В это известное научное учреждение пришел тридцатью годами раньше, где работал под руководством своего великого учителя - Ивана Франко в филологической секции, а со временем секретарем этнографической комиссии.
Власть советской Украины не рискнула проигнорировать заслуги ученого - в 1924 году Владимира Гнатюка избрали действительным членом Всеукраинской академии наук. Ученый глубоко ошибся в кратковременных стремлениях большевистской власти защищать украинский язык и культуру, побудив сына Юрия - выпускника Горной академии в городе Пржибраме (Чехословакия) - отправиться в Днепропетровск «утілювати в життя політику українізації». Здесь его впервые арестовали, а в кровавом 1937-м осудили в Харькове и отправили в сибирские концлагеря. После смерти Сталина Юрия Гнатюка реабилитировали, но не позволили жить в Украине. Так он остался в Тамбовской области Российской Федерации. Более благоприятной была судьба к дочерям Владимира Гнатюка - Ирине и Лесе, служившим медсестрами в рядах Украинских сечевых стрельцов. Ирина стала женой Василия Косаренко-Косаревича, посла УНР в Берлине, где и жила, забрав с собой мать. Леся, окончив медицинский факультет Карлового университета в Праге, во время Украинско-польской войны 1920-х годов эмигрировала в Париж, стала там доктором медицины.
А когда на родине Владимира Гнатюка была установлена советская власть, о нем потихоньку забыли. Длительное время, вплоть до 1971-го, могила выдающегося ученого на Лычаковском кладбище во Львове оставалась крайне заброшенной. Но находились небезразличные люди, которые несмотря ни на что пытались воскресить знаменитое имя. С 1961 года материалы о его жизни собирает выпускник Киевского института культуры, а ныне заслуженный работник культуры Украины Остап Черемшинский. Пройдет еще семь лет - и по инициативе главы местного колхоза Леонида Мацюка в селе Велесневе появится дом, который отдадут для музея Владимира Гнатюка. Сюда из Львовской научной библиотеки имени Васыля Стефаника была перевезена часть архива ученого. А его шурин - бывший выпускник Тернопольской гимназии Иван Боднар и художник Григорий Смольский передали мебель и другие вещи семьи Гнатюков. 150 мемориальных экспонатов сегодня представляют особую ценность музея, который посетили уже свыше 100 тысяч гостей и туристов. Не выдерживает критики факт открытия памятников к круглым датам, но в 1971 году, к 100-летию со дня рождения Владимира Гнатюка, во дворе музея установлен оригинальный бюст. Его авторы - скульптор Лука Биганыч и архитектор Владимир Блюсюк. Но, по моему мнению, лучшей памятью о выдающемся ученом стало превращение его богатого научного наследия в источник вдохновения для людей разных поколений. Например, композитор Владимир Ивасюк на основе коломыйки «про чар-зілля» создал знаменитую «Червону руту». Изучая систематизированные фольклорные и этнографические исследования В.Гнатюка, Борис Харчук написал повесть «Планетник», интересные картины нарисовали художники Иван Крислач, Ирина Левитская, Юрий Кисличенко, Василий Перевальский и другие. Владимир Гнатюк - жив. И прежде всего - в своем творчестве.