UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАСЛАЖДАТЬСЯ ЖИЗНЬЮ МОЖНО И НА РАБОТЕ

У Игоря Волынского, менеджера по маркетингу и продажам копиров и копировальных систем компании «Минолта Украина», есть все основания считать себя успешным человеком...

Автор: Виктория Совенко
Игорь Волынский

У Игоря Волынского, менеджера по маркетингу и продажам копиров и копировальных систем компании «Минолта Украина», есть все основания считать себя успешным человеком. Уже одно то, что работает он в компании с мировым именем, сделал здесь за одиннадцать лет карьеру, имеет возможность путешествовать, наслаждаться жизнью, говорит о многом, а нередко порождает и завистников.

Впрочем, когда ты занят настоящим делом, то подобные человеческие страстишки как бы отступают на второй план. «Я не знаю, завидуют мне мои знакомые или нет. По крайней мере, в глаза они мне об этом не говорят, а за глаза — все может быть», — говорит Игорь Георгиевич, и он, безусловно, прав. Не в этом ведь главное…

— Что касается выражения «наслаждаться жизнью», то мне действительно хотелось бы ею наслаждаться. Пока я только наслаждаюсь работой, то есть наслаждаюсь жизнью на работе.

О карьере могу сказать, что я только начинаю ее делать. Это со стороны кажется, что я сделал ее. Карьеру делают годам к шестидесяти пяти, а потом со спокойной душой уходят на покой. Сделать карьеру — это все равно что подняться на вершину горы. Я всего лишь разбил лагерь у ее подножия и обдумываю, идти дальше или нет, а если идти, то куда и как.

Кстати, насчет возможности путешествовать. Вы знаете, какая одна из самых сложных задач для моего директора? Выпроводить меня за рубеж. Честно говоря, я уже вдоволь напутешествовался за свою жизнь. Хотя не стану отрицать, что путешествовать мне нравится.

А если говорить об успешности, то я снова позволю себе не согласиться с вами. Не могу точно сказать, успешен я или нет. Я всегда сомневаюсь, правильно поступаю или нет, все время нахожусь в состоянии взвешивания. Впрочем, это свойственно людям, родившимся под знаком Весов.

— Скажите, трудно делать карьеру в «Минолте»? Это сможет каждый или нужно обладать какими-то уникальными способностями?

— Это сможет каждый. Но. Но для этого все-таки нужно обладать кое-какими способностями. Мало родиться лидером, нужно: а) уметь переживать за людей, за все, что происходит в компании, и стараться корректировать события; б) быть коммуникабельным — уметь слушать людей и высказывать свою точку зрения.

Почему я считаю важными именно эти два качества? Потому что равнодушный человек не сможет сделать карьеру где бы то ни было. Можно оставаться в какой-то мере равнодушным для того, чтобы не очень распыляться и не уходить далеко от своих непосредственных задач. Но полностью безразличным быть нельзя.

То же самое касается и коммуникабельности. Вы думаете, легко говорить людям правду в глаза так, чтобы это не выглядело как обвинение? Не полуправду, не околоправду, а правду? Я много раз испытывал внутренние колебания, прежде чем научился делать это. Моя работа не допускает лжи.

Просто делать карьеру — я уверен, ничего не выйдет. Нужно многому учиться. В «Минолта Украина» карьерный рост должен быть подкреплен успехами и авторитетом. Если бы я был карьеристом, то не работал бы в этой компании.

Карьеру можно сравнить с бизнесом. Помните, был определенный момент в истории Украины, когда имели место мгновенные обогащения? Так вот, многие люди, сделавшие тогда свой капитал, сейчас находятся не в самом лучшем положении. Ведя бизнес, мы вступаем во взаимоотношения с рынком. И эти взаимоотношения нужно строить с некоторой перспективой. Только тогда бизнес будет успешным. То же самое можно сказать и о карьере.

У карьеры менеджера есть свои особенности. Знаете, какое мое любимое выражение? «Если ты не часть решения, то ты, наверняка, часть проблемы». Менеджер должен приходить к директору с готовыми предложениями, а не с вопросами. Вы можете представить себе динамичную, гибко реагирующую на рыночные изменения организацию, если она то и делает, что ждет директивных распоряжений?

С другой стороны, менеджер отвечает за свои действия. Я приведу пример, больше, конечно, шуточный, но который имеет место быть. Когда генеральный директор видит, что дела идут хорошо, он говорит о подъеме рынка. А когда у нас результаты менее радостные — во всем виноват Волынский…

— Игорь Георгиевич, вы сейчас, если можно так сформулировать вашу должность, «генерал маркетинга». Скажите, трудно «воевать» на нашем рынке?

— Я бы сказал, что выбранная вами военная терминология не совсем удачна. Потому что на войне офицеры (менеджеры) не воюют со своими солдатами. Но если все же воспользоваться военными терминами, то я бы назвал себя командиром роты скорее всего штрафбата. Потому что часть сотрудников всегда норовит дезертировать с поля боя, какая-то часть постоянно жалуется, что воевать трудно, и т.д. Будь все как в армии, было бы проще. Хотя должен сказать, что если мне удается повернуть все так, как я хочу, то наши ребята готовы не просто гору штурмом взять, их потом еще сдерживать надо.

В основном мы воюем со стереотипами и старыми схемами поведения людей — как сотрудников, так и клиентов. Это отнимает больше сил, чем война с конкурентами.

Конкурентов я не боюсь. У каждого из них есть несколько более или менее успешных маркетинговых программ. И мы, и они воюем за потребительские умы. Результат этой войны зависит от того, чья маркетинговая политика лучше, чьи ходы правильнее. Хотя следует помнить о том, что самый лучший способ что-либо продвинуть или загубить — это все-таки люди.

Сложность рынка, с учетом нашей сегодняшней цели стать бесспорным лидером в сегменте полноцветной техники, заключается в том, что нам приходится создавать потребность в ней. К тому же мы не можем оперировать четко определенными критериями. Попытаюсь объяснить. Год назад главным аргументом при продаже полноцветных аппаратов было качество отпечатка. Но «качество» — понятие субъективное, потому что на самом деле идеального образца не существует.

Потом наш рынок еще недостаточно четко осмыслил такую вещь, как ROI (return of investments, возврат инвестиций). А это очень важно.

— Вам когда-нибудь поступали предложения сменить работу, сменить сферу деятельности?

— Да. Сейчас, правда, реже. Раньше — чаще.

— Что же тогда вас удерживает в «Минолте»?

— Взаимоотношения с людьми. Перспективы. Мне нравится работать в компании, где если говорят «мы», то и подразумевают «мы».

Я не хочу сказать, что боюсь что-то начинать делать с нуля. Как раз именно этим в «Минолта Украина» я занимаюсь постоянно.

Сейчас, кстати, наступают интересные времена. У меня появилась возможность попробовать на своем опыте, как это первым занять определенную нишу, а потом наблюдать, как тебя оттуда пытаются выкурить.

— Игорь Георгиевич, с вашей точки зрения, какой самый успешный и уникальный опыт вы приобрели за одиннадцать лет своей работы в «Минолта Украина»?

— Настоящий опыт руководства людьми. Опыт менеджера. К сожалению, у нас в Украине слово «менеджер» часто трактуется совершенно неправильно. Начальник не всегда менеджер. Если честно, я ненавижу начальников. Начальнику не скажешь то, что скажешь менеджеру. Мне лично достаточно один раз «пойти в народ», чтобы получить ту информацию, которую не получишь с помощью самых профессиональных и дорогих баз данных.

А еще я научился быть самим собой, что, поверьте, тоже непросто.

— Если бы вы имели возможность влиять на законодательство, что бы изменили в нем в первую очередь?

— К существующему законодательству я отношусь вполне нормально. Вопрос в другом — в том, что его никто не соблюдает. Я бы добавил (или ужесточил) Закон об ответственности за нарушение Закона.

Сегодня никакой новый закон не улучшит состояние бизнеса. Пока единицы будут платить налоги, а остальные нет, пока большая часть бизнесов будет предназначена для того, чтобы прибыль превратить в свою дополнительную зарплату, пока существуют отделы по борьбе, я бы так назвал, с «несчастливой» контрабандой, ничего у нас в стране не изменится.

— Как вы считаете, можно ли сегодня каким-то образом влиять на формирование «культуры рынка» (с точки зрения возможностей фирмы)?

— Можно. Половина наших публикаций в прессе носит не столько рекламный характер, сколько просветительский. Мы стараемся изменить стереотипы, рассказав рынку о новых возможностях и о новых перспективах. Мы обучаем не только своих продавцов — мы обучаем весь рынок.

Всем своим поведением, стилем работы мы показываем, как делается бизнес в цивилизованном мире. «Минолта Украина» работает исключительно «в белую». Более того, «в белую» мы работаем и с нашими дилерами! (Думаю, многие поймут, почему я сделал на этом акцент.)

— Я знаю, что 11 сентября вы находились в зарубежной командировке. Скажите, какие мысли тогда приходили в голову? Вы предполагали какие-то негативные последствия для бизнеса вашей компании?

— Мысли меня посещали действительно страшные. 11 сентября я был в Вене, и в тот момент, когда это все произошло, ехал в такси. Таксист рассказывал мне, что передавала радиостанция, а я представлял себе все это очень реально, потому что сам бывал в здании Всемирного торгового центра. В тот момент я не думал о последствиях, о возможности войны и т.д. Состояние эмоционального шока было таким, если бы вдруг кому-то пришло в голову снять и начать крутить рекламный ролик об открытии новых печей в Дахау.

Первые дни мы не отходили от телевизоров. А через несколько дней, когда о случившемся начали говорить менее эмоционально, начали думать о том, как это может отразиться на нашем бизнесе. Я боялся, что внимание клиентов будет сильно отвлечено от бизнеса самим этим фактом. Но этого не случилось. Для минолтовского бизнеса, который практически не связан с Североамериканским континентом, трагедия, случившаяся 11 сентября, вряд ли нашла бы отголосок.

— Чем же тогда так сильна «Минолта», что придает устойчивость ее бизнесу?

— Высокий моральный дух сотрудников и качество того, чем мы занимаемся — нашей техники и нашего сервиса.

Сотрудники компании видят, что мы постоянно находимся в числе первых во многих сферах, и сами стремятся быть первыми во всем.