UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАСИЛИЕ НА ЭКРАНЕ

Всезнающая статистика утверждает, что американский ребенок к 18 годам успевает увидеть на телевизионных экранах 200 тысяч (!) актов насилия...

Автор: Игорь Гусаченко

Всезнающая статистика утверждает, что американский ребенок к 18 годам успевает увидеть на телевизионных экранах 200 тысяч (!) актов насилия. Сколько подобной «прелести» посмотрит украинское дитя, точно не известно. Но можно предположить, что по этому показателю мы очень скоро догоним Соединенные Штаты.

День и ночь с эфирных и кабельных каналов нашего родного телевидения льются потоки крови и грязи. Робкие попытки ограничить их хотя бы временными рамками (вещание до 22 часов) не увенчались успехом. А посему пресловутый мальчик Вовочка имеет полную возможность в 11 часов утра посмотреть фильм с милым названием «День любви». Правда, в нем повествуется о том, как известная в городе банда устраивает день массовых изнасилований. Но это уже детали.

Тот же Вовочка в течение всего одной недели может приобщиться к следующим выдающимся произведениям киноискусства: «Заложники страха», «Груз смерти», «Наедине с убийцей», «Время ярости», «Судный день», «Орбита смерти», «Убийство за завтраком»…

Возможно, Вовочке надоест слишком обширная тематика чернухи, и он пожелает чего-нибудь чисто конкретного. Например, захочет ограничиться фильмами о сексуальных маньяках и серийных убийцах. Столичное телевидение без труда удовлетворит подобный запрос. Правда, не всегда в удобное для Вовочки время, но зато в чрезвычайно широком ассортименте.

Для доказательства этого приведу по одной фразе из аннотаций к «великолепной семерке» фильмов, демонстрировавшихся в течение второй недели июля:

— пережив кровавую резню, Молли Келлер стремится постичь психологию серийных убийц («Возвращение Джека Потрошителя»);

— отставной сержант Бувье стал маньяком-убийцей («Судья и убийца»);

— одним из расследований Юргена Коппа стало дело о серийном убийце («Закон, порядок и убийство»);

— маньяк обрабатывал свои жертвы, вырезая у несчастных глаза, уши и языки («Ханжа»);

— серийный убийца, уничтожающий женщин, держит в страхе весь город («В сетях лжи»);

— голубоглазый маньяк в маске насилует женщин («Комплекс страха»);

— Джоанн Килборн узнает, что почерк преступлений очень схож с манерой серийного убийцы проституток («Криминальный инстинкт»).

Я перечислил лишь семь шедевров данного жанра — по одному на каждый день недели. Но мог бы без труда это число удвоить. Ведь количество аннотаций в программах передач не достигает и половины общего числа демонстрируемых фильмов.

К тому же есть немало с виду приличных названий лент, которые так и хочется посмотреть. Скажем, «Забавные игры». О чем бы это? Цитирую аннотацию: «Молодые люди решили позабавиться — они убили собаку, сломали ногу мужу, застрелили ребенка, а жену утопили в озере». Комментарии, как говорится, излишни.

Но вернемся к нашему Вовочке. Такой массированный удар по детской психике не может пройти бесследно. Американские врачи отмечают по меньшей мере три серьезных его последствия. Во-первых, подросток становится невосприимчивым не только к киношным, но и к реальным актам насилия. Во-вторых, агрессивное поведение ребенка превращается в норму. И в-третьих, у него подспудно развивается боязнь самому стать жертвой насилия.

Как же бороться с этой напастью? В ряде стран разработана система ранжирования кинофильмов и других передач в зависимости от их соответствия различным возрастным категориям зрителей. К примеру, американская система, внедренная в 1996 году, предусматривает шесть уровней: для детей от двух лет, для детей от семи лет, для просмотра детьми с разрешения или под наблюдением родителей, для всех зрителей, для детей от 14 лет и для взрослой аудитории. Графическое обозначение одной из указанных категорий (к примеру, TV-14) появляется на экране в течение первых 15 секунд демонстрации программы. Эти обозначения в некоторых случаях могут дополняться четырьмя буквами, учитывающими особенности данной передачи. Так, V означает наличие сцен насилия, L — ненормативной лексики, S — сексуальных ситуаций и D — непристойных диалогов.

Все это очень полезно, но требует неустанного контроля родителей за значками ранжирования, что на практике не всегда осуществимо. Правда, есть и другая возможность. Современные телевизоры позволяют полностью блокировать отдельные каналы. Поэтому папа вышеупомянутого Вовочки может отключить, скажем, «Новый канал», который трижды в сутки транслирует мерзопакостные «Окна» Нагиева.

Однако процесс блокирования и разблокирования требует некоторых навыков и времени, так что часто этот прием использоваться не будет. А ведь сразу за «Окнами» могут идти «Бременские музыканты», которые ребенку грех не посмотреть.

Из вышесказанного вытекает, что требуется специальное электронное устройство, способное автоматически отключать любой канал, если по нему идет программа, категория которой не соответствует определенному, установленному родителями, уровню.

Такое устройство несколько лет назад было разработано канадским изобретателем Тимоти Коллинзом. Оно уже внедрено в США под названием V-чип (V — от английского слова «violence», означающего «насилие»). С 2000 года все выпускаемые в США телевизоры с экранами от 33 сантиметров в обязательном порядке снабжены V-чипом. Это нововведение увеличило стоимость телевизоров всего на 3—4 доллара. А для старых телевизоров промышленность производит такие устройства в виде приставок по цене около 30 долларов.

Чтобы V-чип мог распознать категорию идущей передачи, телестанция вместе с сигналом передает невидимые для зрителей импульсы. Схема декодирует указанную последовательность импульсов и сравнивает ее с разрешенной последовательностью, установленной родителями. К примеру, если V-чип закодирован на категорию TV-14, то она и четыре более низкие категории будут пропускаться на экран. А вот шестая категория (для взрослой аудитории) блокируется.

Установка требуемой категории ранжирования производится с помощью пульта дистанционного управления сразу на все каналы и не вызывает затруднений. Следует отметить, что ранжированию подвергаются не только кинофильмы, но и прочие передачи, за исключением спортивных и новостей. При публикации телепрограмм указывается категория той или иной передачи. Это позволяет родителям еще до начала программы сориентироваться относительно ее содержания.

А что же в этом отношении делается в нашем отечестве? Министерство культуры совместно с Национальным советом по вопросам телевидения и радиовещания разработали систему визуальных обозначений. С сентября нынешнего года эти обозначения будут высвечиваться при демонстрации кинофильмов в нижнем правом углу экрана.

Предусматривается всего три градации ранжирования. Зеленый кружок означает, что фильм рассчитан на зрителя любого возраста, в том числе и на детей. Подобные фильмы особенно приемлемы для семейного просмотра. В них нет сцен жестокости, насилия и секса.

Желтый треугольник сигнализирует о фильмах, просмотр которых детьми рекомендован совместно с родителями или с их разрешения. В таких лентах могут быть сцены с ограниченным уровнем насилия и жестокости, несчастные случаи и катастрофы. Допускается демонстрация оголенного тела и дозированное использование грубых выражений, если это продиктовано развитием сюжета.

Красный квадрат означает, что данный фильм рассчитан только на взрослых. Здесь уже могут быть откровенные сцены насилия, в том числе и сексуального, масштабные изображения катастроф и ужасов, употребление ненормативной лексики.

Предполагается, что желтый треугольник или красный квадрат должны постоянно высвечиваться на экране. Что же касается зеленого кружка, он будет отображаться только в течение первых трех минут демонстрации фильма.

В решении Национального совета есть одно важное положение. Указано, что телекомпании обязаны включать описанные выше значки (треугольник и квадрат) в печатные издания своих программ передач. И еще одно существенное дополнение. Экспертная комиссия Министерства культуры будет давать оценку не только кинофильмам, но и прочей видеопродукции, нуждающейся в ограничении зрительской аудитории.

Нынче контрольно-аналитическая служба Нацсовета ведет интенсивный мониторинг телепрограмм, выявляя значительное количество нарушений. Но вот устранить отмеченные недостатки зачастую невозможно. Для этого прежде всего требуются серьезные изменения в существующем законодательстве.

И все же будем надеяться, что уже в ближайшем будущем всякие широко распахнутые «Окна» превратятся хотя бы в «Форточки», а несущийся с наших телеэкранов смрад заметно убавится.