UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАРОДНО ПРИЗНАННЫЙ ИЛИ НАРОДНО НАЗВАННЫЙ?

Не касаясь недостатков всей системы государственных наград, созданных в независимой Украине, остановимся лишь на одном ее элементе — почетном звании «народный», позаимствованном из советской системы наград...

Автор: Вадим Редько

Не касаясь недостатков всей системы государственных наград, созданных в независимой Украине, остановимся лишь на одном ее элементе — почетном звании «народный», позаимствованном из советской системы наград.

Слово «народный» в нашей речи используется для определения качества обобщенного, объективно принадлежащего всему народу: народное творчество, народная песня, народные обычаи и т.д.

Подчеркивание народности отдельного лица — это нелепость, потому что термин «народный» в отношении отдельного лица может быть использован исключительно в значении принадлежности его к конкретному народу. А это определяется с появлением человека в мире Божьем, и в дополнительном решении какого-либо государственного органа (Президиума Верховного Совета — в советские времена) или высокого должностного лица (Президента — как ныне) ни в коей мере не нуждается.

Предоставление человеку звания «народный» отличает его от остальных, словно предоставляет этим более высокую степень естественной народности. А какие же могут быть степени народности? Стоит ли вообще кого-либо официально провозглашать «народным»? Остальные что, не народные?

Неужели не ясно, что звание «народный» было установлено в советском государстве по идеологическим соображениям решением партийных «вождей народа», самочинно принявших на себя исключительное право быть представителями народа и определять, что именно народу нужно. И сделано это прежде всего для того, чтобы было легче манипулировать антитермином — «враг народа».

В практике употребление названия «народный» возникают порой смешные ситуации. На протяжении определенного времени известный украинский поэт Дмытро Павлычко был четырежды народным: народный депутат Украины, народный депутат СССР, член Народного руха, член парламентской фракции, созданной группой народных депутатов и названной Народной Радой. А с течением времени поэт всех этих титулов лишился. Так что получается: был он народным временно, или же эти громкие названия являются искусственными и к их обладателю притянуты за уши? Или все-таки Павлычко был и остается народным, но ввиду своего происхождения, которого он не чурался?

Или, скажем, народный архитектор — это известный своими достижениями специалист или тот, кто сооружает людям дома, а народный врач — профессионал высшего сорта или же использующий средства народной медицины?

Когда-то прилагательное «народный» начал использовать в своем названии Рух, потом это слово появилось в названиях других партий, а использование его в названии НДП делает эту партию «дважды народной». Народность определенной партии определяется не ее названием, а количеством сторонников. Даже имея в названии слово «народная», партия может быть оторванной от народа по сути своей деятельности.

Не пора ли положить конец субъективным спекуляциям на народном имени, прикрываться им, а отдельным лицам рисоваться званием «народного»? Пожалуй, стоит-таки избавиться от использования этого классово-коммунистического по смыслу термина в государстве, Конституция которого, в отличие от Конституции СССР, не отличается идеологической направленностью определенной окраски.

Пусть будет так, как должно быть: народное — то, что принадлежит народу, характеризует его достояние. Эпитет не должен служить украшением на визитках отдельных представителей народа, даже тех, кто чем-то действительно отличается от остальных.

А для чествования отдельных лиц имеются приличествующие названия: заслуженный, почетный, лауреат и т.п.

Заодно следует сказать еще об одном. Президент Украины и члены парламента Украины становятся таковыми в соответствии с волей народа — граждан Украины. Тем не менее президент, избранный большинством народа, в своем титуле прилагательное «народный» (народный президент Украины) не получает. В то же время депутаты Верховной Рады, избранные при поддержке лишь определенной части народа, титулуются «народными», хотя ни одна партия не получила большинство голосов в общегосударственном округе, а депутаты-мажоритарщики, даже заполучив убедительное большинство в конкретном округе, обрели поддержку незначительной части народа (средний электорат мажоритарного округа составляет всего лишь 0,45% общеукраинского электората).

Найдется ли среди 450 народных избранников хотя бы один, кто смог бы доказать, что вышеприведенная ситуация с использованием прилагательного «народный» не является абсурдной? Предвидя ссылки на наличие термина «народный депутат Украины» в Конституции Украины, должен заметить, что оно (наличие) является необходимым основанием для использования термина, но не является логически достаточным, чтобы считать этот термин корректным на понятийном уровне.

В титуле парламентариев Украины должна быть отображена именно принадлежность их к органу законодательной власти государства (депутаты Верховной Рады Украины), а не к народу, к котором они в равной мере относятся как до избрания, так и после него. К слову, все тот же электорат (народ) избирает и депутатов других советов, тем не менее последние «народными» не становятся.