Памятник Александру Духновичу в Ужгороде |
Уже дважды в текущем году в публикации одного автора «ЗН» касались русинской темы. Оба раза делалось это скорее мимоходом — в объёмных материалах о двух первых президентах Чехословакии Масарике и Бенеше (№№ 10 и 37), в контексте взаимоотношений этой страны и Закарпатья некоторое место отводилось и проблеме русинов как народа. Представляемая статья, написанная жителем Закарпатья, с одной стороны, лицом не заинтересованным (по своему неместному происхождению), с другой, не специалистом в областях этнографии, лингвистики и истории, естественно, не дает ответы на многие сложные «русинские» вопросы, скорее, — она ставит их. Ответы на них могли бы дать авторы многочисленных русинских и антирусинских материалов, публикуемых в преимущественно варящихся в собственном соку местных закарпатских СМИ.
Справа — Маохи, слева — Мапуча
Дискуссии вокруг русинского вопроса, порой довольно горячие (где одна сторона обвиняется в сепаратизме и политическом русинстве, другая — в галичанском шовинизме), ведутся в Закарпатье, к счастью, только на страницах прессы. И больше чем за десять лет, кажется, ни разу не переходили во что-то похуже — в мордобой и уж тем более в кровопролитие. Причины тому — национальная терпимость закарпатцев (в крае, как укажет любой справочник, мирно проживает более 70 национальностей) и их слабая политизированность (граничащая с политическими равно- и простодушием, часто выходящими боком). Официальный справочник при этом укажет, что среди представителей 75 национальностей, проживающих в Закарпатье, 78,4% являются украинцами, 12,5 — венграми, 4 — русскими, 2,4 — румынами, 1 — цыганами, 0,6% — словаками. Далее по нисходящей идут немцы, евреи, белорусы, татары. Русинов в таком списке не будет. Но есть и другие данные. Они фигурируют в многочисленных русинских газетах (о самих газетах — немного позже) и несведущего читателя могут удивить.
Вот один из примеров: согласно нескольким переписям населения, проводившимся в Закарпатье в разное время при разных режимах, в 1700 году на территории Подкарпатской Руси (историческое название края) проживали 186 тыс. русинов, в 1868 г. — 576,958; в 1900 г. — 751,521; в 1921 г. — 535,2 тысячи. По данным переписи 1930 года, проводимой в Подкарпатской Руси, ставшей частью недавно созданной Чехословацкой Республики, русинами были записаны 446,916 тыс. человек, тогда как украинцами назвались 2,325 тыс. человек. В настоящее время, по подсчётам Карпато-Русинского научного центра в США, численность русинов по всему миру представляется следующим образом: в Украине, главным образом в Закарпатской области, их проживает около 650 тысяч (в то же время официально такой национальности не существует, русинами активисты движения считают тех, чьи предки родились в Закарпатье, так. наз. автохтонов. Само же население, ассимилированное пребыванием в составе сначала советской, а затем и независимой Украины, русинами себя в большинстве не осознаёт), в Словакии — 130 тысяч (против официальных 49), в Польше — 60 тыс., в Югославии — около 25 тысяч. Всего, по подсчётам этого центра, в мире проживают около полутора миллионов русинов (учитывая большие общины в США и Канаде).
Несведущий читатель данным вряд ли известного ему научного центра может и не поверить. Но вот ещё информация: 5 октября 1998 года подкарпатские русины были приняты в Организацию Непредставленных Народов (ОНН), которая, согласно уставу, предоставляет трибуну национальностям, не имеющим голоса на международных форумах, к примеру, в ООН. Примечательно, что основателями ОНН стали страны, ныне имеющие государственность и ставшие членами ООН, — Армения, Латвия, Эстония и Тувалу. Членами ОНН являются более 50 народов и территорий, среди них — Абхазия, Гагаузия, Ингушетия, Ичкерия, Курдистан и Восточный Тимор и совсем уж экзотические Маохи, Огони или Мапуча. Среди европейских народов в ОНН представлены венгерское меньшинство в Румынии, греческое — в Албании и албанское в Македонии, а из «украинских» — ещё и крымские татары.
На синем поле —
три золотых пояса,
на белом — красный медведь
Согласно утверждениям историков, как минимум сочувствующих «русинской идее», это славянское племя, к трём веткам единого славянского дерева — украинцы, русские и белорусы — отношения не имеющее, происходит от белых-хорватов (начало освоения юговосточных Карпат в VI—VIII веках нашей эры). Постепенно предки нынешних русинов овладели территорией от Высоких Татр на западе до Черногор на востоке (не путать с балканской Черногорией! — К.Л.), от прикарпатской Лемковщины на севере до Среднедунайской низменности на юге. Предки русинов приняли христианство на 130 лет раньше Киевской Руси — в их крае два года проповедовали Кирилл и Мефодий, не имеющие возможности следовать в Моравию, занятую германцами. Многие русинские земли входили тогда в Моравское государство. Своего же государства немногочисленный народ создать не смог — сначала помешало покорение в Х веке края венграми, а уж потом оккупация пошла за оккупацией.
Тем не менее русины оккупации эти пережили, а последние двести лет активно вели борьбу за свои национальные права и кое-чего добивались. Первым серьёзным шагом на пути самоопределения была Программа русинской автономии, врученная в 1848 году австрийскому императору Францу Йосифу I русинским политиком А.Добрянским. Программа из 12 пунктов, среди прочего, признавала русинскую национальность, равноправие русинов с другими нациями при назначении на военные и государственные посты, создание русинских школ, гимназий, издательства государственной газеты на русинском языке. Во время последующих реформ австрийская власть создала Ужгородский русинский округ. Далее был долгий застой, сопровождавшийся позже массовой эмиграцией местного населения в Северную Америку.
Под занавес Первой мировой, в октябре 1918-го, представляющая полумиллионную общину Подкарпатская русинская организация эмигрантов Северной Америки становится членом Среднеевропейского союза угнетённых народов — организации, куда принимались отдельные народы, имеющие право на самоопределение. В декабре того же года правительство Венгрии законом «Про автономию русинской нации, проживающей в Венгрии» предоставляет им в рамках автономной территории «Руська крайна» широкие права в сферах административного законодательства, культуры и образования.
К венграм, впрочем, русины особой любви не питали, и в мае 1919 года, после проведённого в Америке плебисцита, Центральная Руська Народна Рада принимает решение о вхождении Подкарпатского края на правах широкой автономии в состав новосозданной Чехословакии. Решение Рады учёл Сен-Жерменский мирный договор. Были ли основания договора по пожеланию Руськой Рады сомнительными («ЗН» № 37) — вопрос сложный, ведь почти половина русинов проживала в то время в Северной Америке.
Небесспорными являются и факты, изложенные в «ЗН» № 10, в статье о Бенеше, мол, чехи вплоть до 1938 года не создали закарпатцам условий для самоуправления. Может, и не напрямую, но все же противоречит таким утверждениям отношение чехословацкой власти к символике Подкарпатской Руси. Уже в 1920 году был разработан герб Чехословацкой Республики, в котором представлялись гербы всех пяти земель государства — Чехии, Моравии, Силезии, Словакии и Подкарпатской Руси. Последняя герба никогда не имела, для чего его срочно пришлось создавать. Им стал «…щит, рассечённый вертикально, в правой половине в синем поле три золотых пояса, в левой половине в белом поле красный медведь, стоящий на задних лапах и смотрящий вправо (так, учитывая разные пристрастия разных частей населения новой территории, в гербе соединились сине-жёлтые цвета и красно-белые)». Изобразил герб известный закарпатский художник Йосип Бокшай, один из основателей закарпатской школы живописи. (В 1990 году этот герб был принят решением областной рады как герб Закарпатской области. Но так как решения советской власти в Украине утратили силу, да и герб не всех устраивал, то 30.08.2001, распоряжением главы Закарпатской ОГА № 443 был объявлен конкурс на флаг, герб и гимн Закарпатской области. Впрочем, не прошло и месяца, как глава ОГА это распоряжение признал утратившим силу. Скорее всего, чтобы не нагнетать обстановку.) Был принят и флаг — горизонтальный триколор с чередованием синей, белой и красной полос в отношении 2:1:1. Гимном Подкарпатской Руси стало стихотворение Александра Духновича «Гiмн подкарпатських русинов». Наравне с чешским гимном «Кде домов муй…» и словацким «Над Татроу са блиска» этот гимн составлял государственные гимны ЧСР и исполнялся вместе с ними на всей территории страны.
Много времени и газетного места можно уделить обсуждению вопросов украино- и русофильства в Закарпатье, экспортированного в край в период между двумя мировыми войнами разгромленными русскими белоэмигрантами и украинскими государственниками. Отдельного исследования заслуживает трёхдневная история Карпатской Украины (март 1939 года) и личности президента этой республики с трагической судьбой Августина Волошина. С документами на руках русинские историки доказывают «приватизацию» галичанами личности этого человека, который, по их мнению, совсем не стремился к объединению с Галичиной и Украиной, а в момент отчаяния и вовсе попытался присоединить своё государство к Румынии. Но эти альтернативные мнения редко выходят за рамки уже упомянутой русинской прессы.
Финалом русинской борьбы за самоопределение считается присоединение Подкарпатской Руси под названием Закарпатская Украина к СССР с последующим запретом Сталиным самого упоминания о русинах (а ещё в 1925 году он «аннулировал» русинов в Коминтерне) и почти полной их украинской ассимиляцией.
В языкознанье знаете вы толк?
Новый отсчёт русинской истории начался в конце 80-х. Конкретнее — в апреле 1989 года, когда в Польше родилась первая русинская организация — Стоваришеня Лемкув. Затем были созданы такие организации, как «Русиньска оброда» в Словакии, «Руська матка» в Югославии, «Сполочность приятелюв Пудкарпатьскої Руси» в Чехии. В 1991-м появилась «Организація Русинув Мадярщини» (Венгрия). В Закарпатье родилось «Общество Карпатьскых Русинув».
До сих пор главное, что доказывают закарпатские русины, это право называться отдельным славянским народом, а не ветвью украинского, а свой язык считать именно языком, а не одним из множества местных диалектов. Примечательно, что доказывать это надо в стране, где русинов живёт три четверти от их численности. Именно у нас противники самой мысли о русинах как об отдельном народе называют русинский язык диалектом украинского. Но вот факт: всего в период с 1830-го по 1945 годы было издано 20 русинских грамматик. Только в период с 1939-го по 1944-й, когда венгерская оккупационная власть посчитала нужным признать русинский язык одним из официальных, на нём вышла масса переводов литературной классики, в том числе Сервантес, Гамсун, Конан-Дойл, Мопассан, По, Шекспир. Было также издано восемь детских книг и 30 научно-популярных. А после долгого перерыва в 1997 году коллективом авторов, представляющих разные части исторической Подкарпатской Руси, при поддержке мукачевского общества А. Духновича издана новая грамматика — «Материнський язык. Писемниця дїла пудкарпатьскых Русинув». Не слишком ли сложно для диалекта ?
Зарубежной же русинской диаспоре доказывать своё существование не нужно. Русинов всегда признавали таковыми в Югославии — небольшая община потомков закарпатских эмигрантов живёт в Воеводине, пользуется правами нацменьшинства на финансовую помощь и имеет кодифицированный нормированный русинский язык. В период с 1992 по 1995 годы происходил процесс кодификации русинского языка в Словакии. В этой стране есть Институт русинского языка и культуры, русинский Театр Александра Духновича в г. Пряшев, издаются словари и учебники на русинском. Русины Венгрии и Польши получают средства на культурные акции, издательство книг.
Специалисты (и не только кровно заинтересованные, подобного мнения придерживается, к примеру, профессор кафедры славистики в шведской Упсале Свен Густавсон) соответственно выделяют четыре варианта русинского языка под условными названиями лемковский (в Польше), пряшевский (в Словакии), ужгородский (в Украине) и югославский. Каждый из вариантов находится под сильным влиянием языка соседствующего славянского большинства.
Последним аргументом, который выдвигают сторонники русинской идентичности, является сравнение с балканскими народами. Ведь никто не отрицает существования хорватов, язык которых от сербского практически не отличается. Или македонцев, у которых и языка не было ещё сотню лет назад. Или боснийцев… Правда, на балканский вариант развития событий русины ни в коей мере не намекают.
Множество без единства
Выходит, русины существуют. И всеми силами доказывают это, преимущественно многочисленными публикациями в закарпатской прессе, как собственно русинской, так и им сочувствующей.
Надо заметить, русинской прессы в Закарпатье много. Заинтересовавшись проблемой, можно почерпнуть много информации из таких относительно регулярно выходящих газет, как «Русинська бисїда» (11.000 екз., Ужгород.), «Республіка» (1000 экз., Хуст), «Русинська газета» (1000 экз., Хуст, издаётся «Обществом подкарпатських русинів»), «Подкарпатська Русь» (1000 экз., газету совместно издают «Ужгородське общество подкарпатських русинів, подкарпато-русинське товариство ім. Кирила і Мефодія, русинське науково-освітнє товариство, Ужгородське общество А.Духновича»), «Християнська Родина» (2000 экз. сегодня, в прошлые годы тираж доходил до 15.000, издаёт «Закарпатське Обласне Товариство ім. Кирила і Мефодія за сприяння Кафедрального Православного Хрестовоздвиженського Собору, м. Ужгород»). Информация в них подаётся примерно одна и та же: 10 лет приходится доказывать, что русины — это русины. В преддверии будущей переписи населения ведётся также агитация за право русинов записываться таковыми (пока же в перечне национальностей такой народ не указан). То же, за что русинских активистов люто не любят их оппоненты — сепаратизм, — явно надумано. Правда, факт, что на памятном декабрьском референдуме 1991 года вместе с одобрением независимости Украины за «надання Закарпаттю статусу спеціальної самоврядної адміністративної території як суб’єкту в складі України», проголосовало 78% пришедших, ни тогдашние, ни нынешние власти вспоминать не любят. Некоторые русинские лидеры до сих пор пытаются увязать тогдашнее пожелание населения с их стремлением создать автономную Республику Подкарпатскую Русь, но большинство русинов-прагматиков остужают горячие головы своих коллег. Отдельные же мысли вслух о присоединении к Словакии, России или полной независимости не более чем полёт фантазии, и имеют столько же здравого смысла, как и предложения ультрадержавников вообще ликвидировать Закарпатскую область, объединив её со Львовской в Галицкий край.
Есть, однако, у всех русинских газет ещё одна функция — примерно четверть материалов в них отведена борьбе с собратьями. Русинское движение болеет теми же болезнями, что и любое движение в Украине, будь то «Рух», левые или зелёные — «на двух украинцев три гетмана». Размножается движение преимущественно делением, потому-то и существуют в Закарпатье больше десятка русинских организаций с минимальными идеологическими различиями и часто непомерными амбициями лидеров. Нетерпимость современных русинских идеологов друг к другу льётся из печатных органов потоком взаимных, переходящих на личности, оскорблений, где не редкость — слова типа «предатели, свиньи, мусор… ». Попытка 11 русинских организаций объединиться в феврале 2000 года в единую структуру под названием «Сойм підкарпатських русинів» оказалась неудачной — вскоре ряд организаций приостановили членство в сойме. В Организации Непредставленных Народов русинов представляет так называемый «Тимчасовий уряд Підкарпатської Русі/Русинії», к лидеру которого у глав остальных русинских объединений есть серьёзные претензии. Потенциальным сторонникам русинства такая внутренняя несогласованность убеждённости не добавляет. А сторонников этих не так уж и много. Надежды на русинскую диаспору не оправдались, — видимо, как и у украинцев на украинскую. Многие смекалистые выходцы из Закарпатья за океаном стали миллионерами, немало их заняло высокие посты в Европе и США. Но помогать своим соплеменникам они не торопятся.
Ещё сложнее с молодёжью. Её практически нет в русинских организациях. Немалую роль здесь играет слабый авторитет их лидеров, неумение адаптироваться к интересам молодых. В попытках вызвать у молодёжи интерес к русинскому языку многие активисты доходят до экстравагантных акций. Так, несколько номеров подряд «Русинська бисїда» печатает эротические коломыйки из книги известного в Закарпатье литератора, по совместительству и редактора газеты, Ивана Петровция, «Битангувські (молодецкие. — К.Л.) співанки. Русинський ерос». Собранные, как утверждает автор, «и в селе, и за селом, и в городе, … и в овчарских колыбах, и в кабинетах самых высоких начальников» коломыйки (род частушек) уже дважды охотно перепечатывались крупнейшей областной независимой газетой «РИО». Учитывая респектабельность «Зеркала недели», приводить здесь эти коломыйки нецелесообразно. Не знакомые с закарпатской экзотикой читатели могут получить представление об их стиле по стишку из цикла того же автора «Спьванкы за піціцького (маленького. — К.Л.) Ивана», русинского аналога известных в детском фольклоре «садистских стишков» про маленького мальчика:
Піцїцькый Иван в чужь м кертї * гуляв,
И повну тайстрину ** чиришинь нарвав.
Смертелно го вдарила в голову тигла *** -
Сусїд каже: — нашто рвеш, кой не пристигла ?!
Молодёжь читает охотно, но в ряды русинских организаций вступать не спешит.
Решение съездов —
в жизнь ?
Тем не менее русинское движение имеет определённые успехи. Во время роста нового русинского самосознания в 1991 году был созван Первый мировой конгресс русинов. Проведён он был в Словацком городе Межилаборци.
С тех пор мировые конгрессы решили проводить каждые два года. В 1993 году форум прошёл в Кринице (Польша), в 1995-м — в Руськом Керестуре (Югославия; третий конгресс совпал с 250-летием со дня переселения русинов Подкарпатской Руси в эту страну), в 1997 году — в Будапеште. Конгрессы финансировались правительствами стран-организаторов.
Пятый, юбилейный, Мировой конгресс русинов был организован в нашей стране и проходил с 24 по 27 июня 1999 года в Ужгороде. (В конце октября с.г. в Праге состоялся шестой Мировой конгресс русинов). К органам украинской государственной власти V Конгресс обратился с рядом предложений, среди основных:
— официально признать русинскую национальность в Украине;
— включить национальность «русин» в официальный перечень национальностей Украины с присвоением ей отдельного кода;
— прекратить практику информационной блокады русинства в государственных СМИ;
— устранить практику негласного преследования сторонников русинского движения, работающих в государственных структурах;
— открыть при Ужгородском государственном университете кафедру русинского языка и литературы;
— создать научный центр русинистики для исследования истории, народоведения, литературоведения, лингвистики, фольклора Карпатского региона.
За два года, увы, ничего из заявленного сделано не было. Не утратил силы принятый Государственным комитетом Украины по делам национальностей и миграции «План мероприятий по решению проблемы русинов-украинцев» (№ 13-884/2 от 7.10.1996), осуждённый не только местными русинскими, но и многими зарубежными организациями. Обращаясь к русинской проблеме, резолюция Генеральной ассамблеи Организации Непредставленных Народов 16—17 февраля 2001 года вновь оценила этот план как имеющий целью «… непризнание прав русинов на самоопределение, полное исчезновение русинов». 24 мая 2001 года в Херенвени (Нидерланды) на собрании делегатов Союза европейских национальных меньшинств была выражена озабоченность судьбой подкарпатских русинов (в собрании принимало участие «Общество подкарпатських русинiв»).
Оптимизма русинскому движению может добавить разве что обещание представителя института Госстатистики, прозвучавшее на заседании комиссии Верховной Рады Украины по вопросам национальностей, прошедшем 14 марта сего года и посвященном проблемам русинов. Присутствующим на заседании депутатам Закарпатской облрады представитель института заявила, что если будут даны рекомендации по присвоению русинам отдельного кода при приближающейся переписи населения, то решение будет выполнено. Будут ли такие рекомендации? И сколько человек тогда запишется русинами?..