Однажды летним вечером пришлось возвращаться из живописной Яремчи в буднично-знойный Луцк. Ехали маршруткой через Ивано-Франковск, Кременец, Ривне и еще кучу сел и райцентров.
Поскольку погода была жаркой, а дорога безжалостно твердой, потенциально замечательное путешествие домой превратилась для нас в настоящее испытание. Ротация пассажиров поражала: кто-то выходил, кто-то входил, счастливчики садились, остальные, запыхавшиеся и вспотевшие, согнувшись стояли над душой: бабки с клумаками ходили по ногам, мужики утомленно дышали перегаром.
Водитель же одной рукой переставлял кассету со стилизованными под синтезатор «сороміцькими» коломыйками, второй отсчитывал пожмаканные гривни, причем ему удавалось одновременно еще и увиливать от очередной выбоины, тормозить, чтобы взять новых пассажиров, и — что поражало больше всего — сохранять абсолютное равнодушно-будничное спокойствие.
Это введение могло и не быть столь пространным. Сменив коломыйки на шансон, а Яремчу, например, на Харьков, его можно было бы по-задорновски лаконично выразить как: «Ехали мы однажды в нашей маршрутке».
Так вот, скучая в долгой дороге, мы начали считать чужие деньги, а именно — прислушиваться к названной водителем стоимости и умножать в уме на приблизительное количество пассажиров и выполненных им рейсов.
Сумму получили весьма солидную. И можно было бы порадоваться за водителя, ведь он действительно справляется со своей работой хорошо, если бы не одно «но»: ни разу ни одному из пассажиров не был выдан билет или какая-то цидулка, которая была хотя бы намеком на него.
Поинтересовавшись у друзей, узнал, что большинство водителей или владельцев маршруток платят в государственный бюджет налог по упрощенной системе налогообложения. Это означает, что раз в месяц или в квартал они добросовестно выплачивают какую-то сотню гривен в местный бюджет, получая от своего ремесла значительно более высокие, чем задекларированные, доходы.
Ситуация до боли будничная. Где — скажете вы — в Украине платят добросовестно налоги со всей суммы доходов? Потом резонно добавите, что мы, дескать, все охотно платили бы эти налоги, если бы не обдирало государство нас бессовестно.
В этом месте всем нам стоит искренне признать: мифы о драконовских налогах в Украине являются правдой лишь частично. Они не меньше, но и не больше, нежели в большинстве развитых стран мира. Ссылка на наглость налоговых инспекторов является оправданием тоже лишь в определенной степени. Об этих двух факторах говорят в Украине все. Однако мы дружно забываем о третьем, едва ли не самом главном факторе — нашей наглости и гражданском равнодушии.
Украинцы — и это нужно признать — не приучены быть добросовестными гражданами. Государство веками было «врагом», отобравшим у нас и наших предков земли, имущество, жизнь, загнавшим в сибири и колхозы. У такого государства не грех было украсть или, по крайней мере, проигнорировать его справедливые требования к гражданской лояльности.
Но правдой является и то, что, обретя независимость, украинцы должны были перестать видеть в государстве нечто внешне-враждебное и наоборот ощутить в себе желание влиять — хотя бы символически и через собственную совесть — на динамическое его развитие или, если точнее сказать, его становление.
Стоит присмотреться к европейскому опыту, где каждый автобус или даже такси оборудованы портативными кассовыми аппаратами, которые учитывают оплату за билет для каждого пассажира. Это дает возможность исправно получать в бюджет весомые поступления.
Не стоит пугаться, что наведение элементарного порядка повлияет на удорожание стоимости перевозок. На этом рынке -- бешеная конкуренция. К тому же на данный момент отечественные водители зарабатывают значительно больше, нежели их европейские собратья.
Мы не перестаем сетовать на низкий уровень жизни, однако не замечаем, как сами себя унижаем, разъезжая — словно селедки в бочке – в переполненных маршрутках.
Если кто-то из пассажиров инициирует вопрос о прекращении трансляции в салонах блатняков, другой — об установлении кассовых аппаратов, третий — о выработке схемы по направлению всей без исключения суммы собранных с маршруток средств на обустройство украинских дорог (как это было сделано и дало просто поразительные результаты в Италии), тогда мы не будем чувствовать себя в общественном транспорте, как на базаре, а бедным водителям не придется расходовать часть собственных прибылей на ремонт автомобилей, страдающих от дорожных выбоин не меньше нас, пассажиров.
Не нужно искать простых решений. Стоит осознать, что украинское общество больно. А его лечение начинается с надлежащим образом установленного диагноза, локальных инициатив и прозаического — начать с себя, что, как свидетельствует практика, обычно является самым трудным.