UA / RU
Поддержать ZN.ua

Надсанскими следами автора музыки украинского гимна

Украинцам, которые, путешествуя в западном направлении, пересекут украинскую границу в Краковке и...

Автор: Юрий Гаврилюк

Украинцам, которые, путешествуя в западном направлении, пересекут украинскую границу в Краковке и увидят через несколько километров направленный вправо дорожный указатель с надписью Mlyny (Млыны), рекомендую «послушаться» его и свернуть на сельскую дорогу. Она заведет их не куда-нибудь, а к месту особому — часовне-пантеону, посвященной автору музыки песни, которая 16 лет назад официально стала украинским государственным гимном. И это будет не символический памятник, ведь возведена она над могилой священника-композитора Михаила Вербицкого неподалеку от церкви, в которой много лет он был приходским священником, — именно тогда и родилась музыка на стихи надднепрянца Павла Чубинского, звучащая сегодня по всему миру, где есть украинцы.

Михаил Вербицкий родился 4 марта 1815 года в селе Явирнике Руськом (на юго-западе от Пере­мышля) в семье священника. Вско­ре его отец переехал в село Улюч, неподалеку от Явирни­ка, из-за чего долгое время, пока не нашли церковное метрическое свидетельство композитора, его считали уроженцем этого расположенного на берегу Сана села со старинной Вознесенской церковью (одни ученые считают, что она построена во второй половине XVII в., другие ссы­лаются на документы, в которых есть упоминание, что церковь возведена в 1510 году, и, следовательно, она является старейшей деревянной церковью в Польше). Тем не менее сельское детство быстро закончилось — в 1825 году умер отец, и мальчик переселился в Перемышль: его взял под свою опе­ку перемышльский епископ Иван Снигурский, один из инициаторов украинского националь­ного возрождения в Галичине.

Будущий композитор учился в местной гимназии, пел в основанном в 1828 году кафедральном хоре. Именно здесь началось формирование его музыкальных интересов: хор имел в своем репертуаре как произведения венских классиков Гайдна и Моцарта, так и композиторов «золотой эпохи» украинской церковной музыки — Березовского и Бортнянского (творчество последнего, в частности, имело большое влияние на развитие многоголосого церковного пения в Галичине, в чем была немалая заслуга и самого Вербицкого).

Связи с музыкой Михаил не порывал и тогда, когда в 1834 году начал учиться в духовной семинарии во Львове. Из-за многочисленных перерывов, учеба длилась вплоть до 1850 года. Став священником, о. Михаил Вербицкий опекал поочередно приходы в Завадове и Залужье-Стрилках возле Яворова, а в 1856 году служил приходским священником Покровской церкви в Млынах вплоть до смерти.

Уже во время учебы во Львовской духовной семинарии, кроме произведений сугубо церковных, в частности Литургии для смешанного хора (1847 г.), которая и сегодня звучит во многих церквах Западной Украины, Вербицкий пишет светские композиции: среди них патриотическое хоровое произведение «Тост к Руси» (конечно же, к галицкой Руси-Украине). В 40—60-х годах сочиняет музыку к пьесам, которые ставили украинские театры в Перемышле и Львове. Однако дверь к бессмертной славе приот­крылась перед композитором именно тогда, когда в его руки попали стихи Павла Чубинского, начинавшиеся словами «Ще не вмерла України...».

Так, благодаря особому синтезу творческого таланта православного надднепрянца и галичанского греко-католика родилась песня, ставшая гимном нации, одной из основных задач которой и сегодня является преодоление черного наследия раскола (кстати, когда в этом году отмечали 60-летие акции «Висла» в Перемышле, организаторам мероприятия так и не удалось добиться, чтобы православные и греко-католики совместно отслужили панихиду на Украинском военном кладбище, где покоятся галичане и надднепрянцы — участники освободительной борьбы 1917—1921 гг. и партизаны УПА).

По свидетельству другого украинского композитора Анатолия Вахнянина, песня на стихи Павла Чубинского была написана уже в 1863 году, и сам автор пел ее на собраниях студенческой организации «Община» в Перемышле. Считается, что первое публичное исполнение будущего гимна состоялось 10 марта 1865 года — также в Перемышле, во время первого на землях Западной Украины шевченковского концерта (композитор сам пел в хоре, которым дирижировал Анатолий Вахнянин). Песня быстро стала популярной, в частности среди молодежи, увы, вскоре автора музыки не стало. Это случилось 7 декабря 1870 года.

Сначала на могиле композитора, которого похоронили неподалеку от млыновской церкви, стоял дубовый крест. Только в 30-х годах XX века могилу привели в порядок и поставили каменный памятник в форме лиры, на котором выгравировано: «Піонірові української пісні — Громадянство» (отдельная надпись извещает, что памятник открыт «заходом Академічного хору «Бандурист» у Львові»).

После Второй мировой войны Млыны разделили судьбу всего Перемышлянского края — украинских жителей села выселили, их место заняли польские переселенцы с территорий восточнее новой, проведенной по линии Керзона, польско-советской границы. Памятник на могиле композитора, к счастью, уцелел. Сохранилась и Покровская церковь, ремонт которой в польских СМИ Подкарпатского региона часто представляют в качестве примера польско-украинского примирения.

Римо-католическая млыновская община, к которой перешел храм после выселения украинцев и ликвидации местного греко-католического прихода, решила не строить новый костел, а просто отремонтировать церковь. Кроме ремонта здания, провели реставрационные работы: в церкви сохранились настенные росписи и старинный иконостас. Реставратор из Перемышля Маргарита Давыдюк сделала сенсационное открытие: оказалось, что половина икон, нарисованных в XVIII веке, имеет значительно более старые пласты иконописи — XVII, а некоторые даже XVI века.

Могила о. Михаила Вербицкого
После изменения политической системы в Польше и обретения Украиной независимости Млыны снова стали местом почитания памяти Михаила Вербицкого, в чем особые заслуги, кроме украинской общины Надсанщины, общественности Яворовского района Львовской области (до 1939 года село относилось к Яворовскому уезду). В 1995-м памятник на могиле привели в порядок. В 2004 году, по инициативе Львовской областной государственной администрации, научно-культурных, художественных объединений и обществ Галичины, при содействии органов государственной власти и местного самоуправления Подкарпатского воеводства на могиле композитора начали сооружать открытую часовню-пантеон (по проекту львовского архитектора Ивана Коваленко). Ее торжественное открытие состоялось 12 апреля 2005 года при участии президента Украины Виктора Ющенко.

Чуть раньше, 27 февраля 2005 г., появилось распоряжение президента о праздновании
140-й годовщины первого публичного исполнения национального гимна и 190-й годовщины со дня рождения Михаила Вербицкого. Кроме того, визит в Млыны и Перемышль, где в Народном доме состоялась встреча президента с украинской общиной Польши, положил начало серии его поездок в Польшу, связанных с годовщинами исторических событий на Закерзонье.

Если будет возможность, не забудьте побывать на месте вечного покоя композитора: здесь вы почувствуете «голос зем­ли», на которой родилась музыка украинской «вечной пес­ни». Посетите и церковь в Явирнике Руськом, которая интересна тем, что в 1930-х годах настенные росписи в ней выполняли уроженцы Надднепрянщины, офицеры Армии УНР — полковник Борис Палий-Неило, адъютант Симона Петлюры, а позже владелец иконописной мастерской «Відродження» в Перемышле, и Павел Запорожский.

Вот так еще и сегодня, даже в маленьком селе в Надсанском крае, где уже почти и нет украинцев, можно найти следы великой истории Украины...