UA / RU
Поддержать ZN.ua

Надсанские жемчужины украинской древности

Сегодня естественной средой формирования украинской национальной культуры является, прежде всего, город...

Автор: Юрий Гаврилюк

Сегодня естественной средой формирования украинской национальной культуры является, прежде всего, город. Именно он гарантирует необходимую для ее развития концентрацию интеллектуальных и финансовых ресурсов. И все же в течение веков, во времена седой древности, основная масса людей проживала в селе, а следовательно, именно село было колыбелью творцов фольклора и мастеров рукоделия, творениями которых до сих пор восхищается каждый восприимчивый к красоте горожанин. Визуально самым заметным наследием древности является сакральная архитектура — совместное творение плотников, иконописцев и мастеров иконостасов.

Обычно человеку свойственно выделять все, что можно обозначить украинским «най-най-най». В сфере архитектуры великое множество таких украинских «най» можно найти... в Польше! Конечно, не под Краковом или Варшавой, а на землях над Саном и Бугом — Лемковщине, Надсанье, Холмщине, Подляшье, где до 1940-х годов проживало около 700 тысяч украинцев-автохтонов (в 1944—1946 гг. полмиллиона из них, преимущественно насильственно, переселили в Советскую Украину). Несмотря на все преднамеренные разрушения церквей, в 1920—1930 годах произошедших на Холмщине и Южном Подляшье (при власти Второй Речи Посполитой), а после выселения в 1944—1947 годах — и Надсанья и Лемковщины (уничтожена каждая вторая церковь, а то и больше), здесь сохранилось еще немало настоящих жемчужин.

Богоявленская церковь в Корчмине (1658 г.), после реконструкции передана греко-католическому приходу Люблина
Конечно, куда нам до основанных Ярославом Мудрым и его родственниками и потомками соборов Киева и Чернигова! Но среди деревянной архитектуры самым древним церквям, расположенным на берегах серебряноводного Сана, трудно найти конкурентов — как по возрасту, так и по архитектуре, которая дает нам сегодня возможность представить стиль деревянного сакрального зодчества древней Украины, возможно, даже еще княжеской поры.

К этому самому архаичному кругу архитектурных шедевров Надсанья относятся прежде всего церкви в Радруже и Горайце (Любачивский уезд Подкарпатского воеводства). Их можно причислить к самым древним памятникам этого типа в общеукраинском масштабе (построены приблизительно в 1585 году). Как утверждают авторы новейшей академической «Истории украинского искусства» (том 2-й), аутентических образцов деревянного церковного зодчества, созданных до середины XVI в., до нас не дошло. В литературе 1502—1510 годы считаются периодом сооружения церквей в Дрогобыче, Ковеле и, опять же, в надсанском Улюче. Но это суждение нельзя воспринимать как достоверное. Не намного младше и церковь в Кругеле Великом под Перемышлем (построена в начале XVII в.) и еще две церкви, построенные на изломе XVII—XVIII веков — в Рудце Ярославского уезда (1693 г.) и Лукавцах неподалеку от Любачева (1701 г.).

Для этих церквей характерны три отдельных квадратных сруба, из которых отличается своей высотой неф с таким же квадратным куполом. Похожая архитектурная форма имеется у более древней церкви в селе Посада Рыботыцька над притоком Сяна Вигром, архитектурный ансамбль которого сформировался в конце XIV — начале XVI в. Продолжение этой средневековой архитектурной традиции — по ХІХ в. включительно — просматривается в церковном строительстве Бойковщины. На территории современной Польши ее образцом является построенная в 1791 году церковь в Смельнике — бывших Устриках Горышних (эта территория до изменения в 1951 г. советско-польской границы находилась в пределах Украины).

Со временем — очевидно, под влиянием архитектуры барокко — квадратный купол уступает восьмистороннему (конечно же, покрытому гонтом). Образцы церквей этого архитектурного типа на Надсянье сохранились в Хотинце (1600 г.), Улюче (1658 г.), Корчмине (1658 г.), Гребенном (1685 г.), Ривном (нач. XVIII в.), Пятковой-Руськой (1732 г.), Поздяче (1737 г.) и Чертеже (1742 г.).

Церковь в честь Дмитрия Солунского в Лукавце
Сейчас все эти храмы, многие из которых находились на грани гибели, в удовлетворительном состоянии: восстановленные за государственные и общественные средства, они пропагандируются как туристические жемчужины региона. К сожалению, вместе с тем мы должны констатировать, что в большинстве своем это только одни стены с остатками росписей и кириллическими надписями о дате сооружения. Внутреннее обрамление и иконостасы не сохранились. Правда, какая-то малость уцелевшего попала в музейные фонды в Ланцуте и Сяноце, но большинство после выселения украинских прихожан и священников окончательно утрачено — уничтожено или украдено. Исключением является разве что церковь в Хотинце, которую в 1990 году вернули греко-католикам. В ней единственной сохранился иконостас.

Но, несмотря на все, эти старинные церкви, даже в «урезанном» виде, дают возможность почувствовать украинское прошлое этой земли не только ее уроженцам и их потомкам, но и путешественникам из-за Днепра. Как справедливо написал в своих записках, навеянных прогулкой по надсянским просторам, молодой житель Броваров Александр Бобко: «Древность — не то, что исчезло и уже никому не нужно, а то, что соединяет нас с предками... Пока стоит в Закерзонье то, что создавалось нашими предками, пока еще можно ощутить запах деревянных церквей, пока старые надписи разговаривают с нами, эти земли являются частью духовного пространства Украины».